Святые земли Русской — это наши молитвенники, помощники, предстатели перед Богом. Они на разных наречиях, с различными диалектами и архаизмами, но разговаривали на нашем родном русском языке. И вдумайтесь: они ведь — наши соотечественники! Но удостоились стать гражданами горнего Иерусалима. Зерно веры Православной, посеянное на русской земле еще в апостольские времена, дало богатый, добрый стократный плод. Во вторую Неделю по Пятидесятнице, в этом году — 21 июня, Православная Церковь чествует и величает всех святых, в земле Русской просиявших.
Исчезнувший праздник
До определенного времени в нашем государстве не возникало идеи утверждения особого праздника, посвященного русским святым. Хватало того, что в Православной Церкви уже существовал день всех святых. Считалось, что в число угодников Божиих, прославляемых в этот день, входят и наши угодники Христовы. Более того, до середины XV века Русская Церковь была лишь одной из митрополий Константинопольской Церкви. Этот факт, конечно, затруднял прославление того или иного святого нашей земли, и тем более — создание целого праздника, посвященного им. Еще одним тормозящим фактором стало татаро-монгольское иго, продолжавшееся на Руси около двух с половиной столетий.
Ситуация изменилась в середине XVI века. На Московских Соборах 1547 и 1549 годов, известных под названием Макарьевских, был прославлен целый сонм русских святых. На этих Соборах были прославлены десятки человек, угодивших Богу благочестивой жизнью, а некоторые и мученической смертью. В том числе: преподобный Александр Свирский, святитель Иона, митрополит Московский и всея Руси, благоверный великий князь Александр Невский, святые Петр и Феврония, мученик Авраамий Болгарский, и многие другие, почитаемые нами по сей день. Но кроме поименного прославления святых нашей Отчизны, итогом Собора стало установление дня общей памяти «новых чудотворцев Русских». А сформулировано это было так: «Уставили есмы ныне праздновати новым чудотворцом в Русской земли, что их Господь Бог прославил, Своих угодников, многими и различными чудесы и знаменми и не бе им до днесь соборного пения».
Совершалось празднование 17 июля (по ст. ст.), т. е. на третий день памяти святого князя Владимира, крестившего Русь. Службу к Дню русских святых написал инок Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Григорий.
Однако, к сожалению, уже к концу XVI века праздник всех русских святых стал забываться. Лишь в некоторых уголках России еще некоторое время его продолжали отмечать, пока этот день окончательно не был предан забвению.
День всех святых, в земле Русской просиявших, вновь был возрожден уже в XX веке, на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917-1918 годов. Времена-то какие! Тогда еще не знали, что совсем скоро число русских угодников Божиих пополнят более тысячи канонизированных и огромное число неизвестных святых, которых убьют и замучают в лагерях за веру Христову и исповедание Православия.
Большая заслуга в восстановлении и почитании праздника в начале XX века принадлежала профессору Петроградского университета Борису Александровичу Тураеву и иеромонаху Владимирского Богородице-Рождественского монастыря Афанасию (Сахарову). Впоследствии отец Афанасий стал епископом Ковровским, ныне причислен к лику святых, память 28 октября по н.ст. Именно они, хоть и довольно спешно, составили службу этого дня на основании прежде написанного иноком Григорием. Впрочем, от той службы авторы заимствовали совсем немного.
Вскоре после революции празднование не только дня всех русских святых было прекращено, но и вообще церковные службы находились под запретом. Профессор Тураев скончался, а епископ Афанасий был арестован. Во время заключения он приходит к выводу о необходимости редактирования праздничной службы в честь всех святых, просиявших на нашей земле. Однако торжественно совершаться служба начала только с 1946 года, во время некоторого ослабления властью гонений на Церковь.
Стоит отметить, что даже в советские годы, несмотря на суровые условия, Церковь осуществила ряд канонизаций. Были причислены к лику святых: Николай Японский, Иннокентий, митрополит Московский, Иоанн Русский, Герман Аляскинский. Также канонизации продолжились в 1980-е и 1990-е годы.
В 1992 году на Архиерейском Соборе установлено празднование Собора новомучеников и исповедников Российских XX века. Дата — 25 января или ближайшее воскресенье после этого — была выбрана неслучайно. В этот день в 1918 году новой богоборческой властью был убит Митрополит Киевский Владимир (Богоявленский). Он стал первой жертвой в захлестнувших страну кровавых гонениях на Церковь. 19 августа 2000 года на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви были канонизированы поименно более тысячи людей — миряне, монахи и священнослужители, а также не явленные, ведомые только Богу люди, пострадавшие и погибшие за веру и исповедание Христа в это страшное для страны время.
Начало святости на Руси
Сегодня мы имеем целый сонм святых угодников Божиих, прославленных на земле Русской. На протяжении веков эти люди, стяжая благодать и мир Господень, прославляли имя Христово. В страшные атеистические времена на наших землях лилась кровь святых людей, погибших за Православную веру, не меньше, и даже в более ужасающих масштабах, чем во времена раннего христианства. Скольких заступников мы имеем! Преподобный Сергий Радонежский, Серафим Саровский, блаженная Матрона Московская и Ксеньюшка Петербурская, Иоанн Кронштадтский, Амвросий Оптинский — тысячи голосов на Небе молят о родной земле русской, о каждом из нас.
Начало святости на русской земле неотделимо от имени апостола Андрея Первозванного, который с проповедью о Христе прибыл в пределы нашей Отчизны. Он основал первые Церкви, ставшие в нашей истории колыбелью Православия. Затем продолжил дело апостола Андрея в Херсонесе священномученик Климент, апостол от 70-ти. Он был сослан на благодатные земли Крыма императором Траяном, от рук которого святой Климент и погиб здесь же, оставив после себя богатый плод веры и проповеди. Всенародная любовь к этому святому перешла и в Киевскую Русь.
Велико было почитание и так называемых «седмочисленных святителей херсонских»: Василия, Ефрема, Евгения, Елпидия, Агафодора, Еферия и Капитона. Они прибыли в Крым в IV столетии для распространения на этих территориях христианской веры. Их память Церковь отмечает в один день — 7 марта. Можно сказать, что это первая соборная память святых, просиявших на землях русских. Этот праздник стал прообразом дня всех русских святых, появившегося в XVI веке, на время забытого и вновь возродившегося уже в XX столетии.
Велико было почитание в народе святых, проповедовавших веру христианскую и учителей Православия: Кирилла и Мефодия, Нины, просветительницы Иверии, Максима Исповедника, Иоанна Златоуста и многих других, и ныне широко чтимых среди верующих.
Первыми канонизированными русскими святыми стали Борис и Глеб, великие князья, страстотерпцы, убиенные своим братом Святополком. Кстати, их почитание в народе как святых началось сразу же по убиении, еще до официального признания. Стоит отметить, что особое трепетное отношение среди верующих людей снискала и княгиня Ольга задолго до официальной канонизации. Чтили и ее внука, крестившего Русь, князя Владимира. Предположительно, его общецерковное почитание начинается вскоре после Невской битвы, одержанной над шведами в день памяти святого князя.
Нельзя не упомянуть о первых святых мучениках русских — Феодоре варяге и его сыне Иоанне. О их широком почитании среди наших предков говорит тот факт, что основанная в 989 году Десятинная церковь была воздвигнута святым князем Владимиром именно на месте их убиения.
Впоследствии наша земля явила огромное число святых угодников, сияющих Божией славою. Конечно, у христианства, как и у святости, нет национальности — по словам апостола Павла «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3, 11). И действительно, ведь среди святых, вошедших в Собор угодников Божиих, на земле Российской просиявших, есть и греки, и татары, и грузины, и евреи. Митрополит Антоний Сурожский в проповеди на день всех святых, просиявших в земле Русской, выделил три черты русской святости, добавив «не в том смысле, что они отсутствовали у других народов, а в том смысле, что эти именно свойства были восприняты и возлюблены в нашей родной земле».
Итак, первая черта, которую он выделяет, это бесконечное терпение Господне.
«Святой Апостол Петр говорит, что Бог не медлит Своим судом, а терпит, — пишет Антоний Сурожский, — Он ждет, потому что Он любит, а любовь всему верит, на все надеется, всего ожидает и никогда не перестает. И вот это свойство Христовой терпеливой, бесконечно ожидающей любви, которое так дорого Ему обходится, — потому что терпение означает готовность продолжать выносить, пока не осуществлена воля Божия, ужас и безобразие и страшные картины земли, — это терпение Господне находит свое выражение и в наших святых: не только изумительной выносливостью и выдержкой в подвиге, но и такой открытостью сердца, которое никогда не отчаивается о судьбе грешника, такой открытостью сердца, которое каждого принимает, которое готово последствия этой терпеливой любви нести на себе не только подвигом, но и страданием, и гонением, не отворачиваясь от гонителя, не отрекаясь от него, не выбрасывая из своей любви, но с готовностью, как говорит Апостол Павел, погибнуть даже в вечности, только бы спаслись те, которым нужно спасение».
Второе свойство, «которое поразило в Христе русский народ, это величие Христовой униженности». Митрополит Антоний Сурожский поясняет, что все языческие народы искали в своих богах славы, и лишь явление Божие во Христе — это иное. Это нельзя выдумать, Спаситель таков, каким Бога нельзя было придумать — униженным, побежденным. «И вот этот образ униженного Христа, этот образ Бога пораженного, Бога побежденного, Бога, Который так велик, что Он может вынести и последнее надругание, оставаясь во всей славе и величии Своего смирения, русский народ возлюбил, и теперь любит, и теперь осуществляет».
И третья черта, которую выделяет владыка Антоний — это любовь, с которой совпадает история всей русской святости.
В завершении своей проповеди, подводя итог, Антоний Сурожский задает вопрос, который мы должны себе непременно задать и честно на него ответить: можем ли мы сказать, что эти черты русской святости вожделенны и нами? Ищем ли мы в своей жизни уязвимости, а не обеспеченности; пораженности, Христа ради, а не силы; унижения за веру, а не мирской славы и величия? «А если не находим, то мы — вне потока русской святости, вне пути Христова в русской душе и в русской истории». Поэтому обратимся к святым угодникам Божиим, просиявшим на нашей многострадальной земле, чтобы по их дерзновенным молитвам и наши дела, слова и вся жизнь приносили славу имени Божиему.