Интервью председателя Информационно-просветительского отдела Украинской Православной Церкви архиепископа Нежинского и Прилуцкого Климента греческому порталу «Orthodoxia.Info»
— Митрополит Онуфрий много раз высказывался против автокефалии. Однако, ранее он подписал со всеми просьбу об автокефалии от Русской Церкви. Что заставило его изменить свою точку зрения?
— Обращение украинских архиереев об автокефалии было еще в 1991 году до раскола, спровоцированного Филаретом. Позже, когда Филарет открыто приступил к деструктивным действиям в Церкви для реализации своих амбиций, владыка Онуфрий, и с ним еще два епископа отозвали свои подписи под заявлением об автокефалии. Как известно, на следующий день Филарет сместил всех трех архиереев со своих кафедр. Сложно предположить, как развивалась бы церковная история, если бы в тот момент тысячи верующих из епархии владыки Онуфрия не выступили с активным протестом против таких действий Филарета. Церковная власть была бессильна перед позицией мирян. Нового епископа, приехавшего заменить владыку Онуфрия миряне не пустили в здание церковной канцелярии. Ситуация стала беспокоить и государственные власти, которые не ожидали таких значительных народных протестов. Множество обращений от приходов и монастырей было направленно к Московскому Патриарху с просьбой взять их в ставропигию, если террор со стороны Филарета не прекратится. Та же ситуация происходила и в епархии другого архиерея, который вместе с владыкой Онуфрием отозвал свою подпись под заявлением об автокефалии и получил указ о смещении с кафедры. Именно после этого Филарет был вызван на Собор Архиереев Русской Православной Церкви для объяснений всего происходящего.
Все, что делал Филарет после этого, полностью противоречило церковным канонам. Но, это только часть проблемы. При поддержке президента Кравчука новосозданная Филаретом «церковь» стала повсеместно захватывать храмы при помощи силы, избивая верующих канонической Церкви. В начале 90-х годов после развала Советского Союза такими методами решались многие вопросы в бизнесе. Такая агрессия утвердила в церковной среде Украины стойкий стереотип: автокефалия — это попрание канонов при помощи националистических политиков и грубой силы. Кроме того, политики, лоббирующие автокефальный раскол, имели поддержку лишь в небольших западных регионах Украины, а в большей части страны их радикализм вызывал отторжение у общества. Они дискредитировали сам термин — автокефалия. По этой причине подавляющее большинство верующих и ни один монастырь, ни одна духовная семинария не перешли в раскол и категорически не приняли идею церковной автокефалии на политической основе. После всего этого не только владыка Онуфрий, но и абсолютно весь епископат Украинской Православной Церкви выступил против навязывания автокефалии, в которой любой ценой главой должен был быть Филарет. Других перспектив сам Филарет и поддерживающее его правительство просто не рассматривало и шло на открытый и жесткий конфликт с церковным обществом.
— Согласно заявлении Вселенского патриарха Варфоломея, его решение о предоставлении Автокефалии Украинкой Церкви не будет отменено. Ваше духовенство и члены вашей Церкви, что вы намерены делать, когда будет издан Томос?
— Сегодня ситуация выглядит так. Наша Церковь веками жила в понятной всему православному миру канонической ситуации. С нашим предстоятелем в любви и единомыслии совершали богослужение епископы всех Поместных Церквей. Патриарх Варфоломей через митрополита Гальского Эммануила передал личное поздравление Блаженнейшему митрополиту Онуфрию с избранием его митрополитом Киевским и всея Украины. И в одно утро миллионы верующих Украинской Православной Церкви проснулись и с удивлением узнали, что их Церковь отменили. Это какой-то сюрреализм. Более того, мы узнаем, что наша Церковь отменена путем отмены документа 300-летней давности! Мы пытаемся задать вопрос патриарху Варфоломею, на основании чего он делает такие заявления? В ответ — полное игнорирование позиции одной из крупнейших поместных церквей мира. Он общается с президентом, с главой парламента, который не православный. Он общается с раскольниками. Но от этого патриарха ни слова поддержки не услышала многомиллионная паства канонической Церкви, которая свою верность Православию десятилетиями подтверждала стойкостью в испытаниях раскола и гонения внутри государства. На днях константинопольский архиепископ Иов Геча в интервью ВВС шокировал верующих украинцев «исполненной отцовской любви» перспективы — молча ожидать директив от патриарха Варфоломея, которые он озвучит для всей полноты нашей Церкви, когда посчитает нужным. Мы пытаемся узнать, на основании каких канонов патриарх Варфоломей вмешивается в жизнь другой автокефальной Церкви, просим его созвать всеправославное совещание для обсуждения ситуации, которую он создал. В ответ — никаких объяснений ни от одного официального лица из Стамбула. Лишь констатация, что патриарх Варфоломей имеет на это привилегии. Такая позиция абсолютно деструктивна. Тем более, что учитывая политическую ситуацию в Украине, действия Патриарха Варфоломея рождают подозрение в его заангажированности со стороны сильных мира сего. Эта позиция Константинопольской патриархии ставит ее вне канонического поля и понятных всей православной эйкумене принципов церковной жизни. Сегодня практически все Поместные Церкви видят в лице Константинопольской патриархии потенциальную угрозу спонтанной агрессии, притязаний на церковную территорию без всякого объяснения и братского обсуждения. Пока наша Церковь не получила из Стамбула официальных подробных объяснений, все заявления Константинопольской патриархии по Украине являются канонически ничтожными. Более того, это не только означает их нелегитимность, но и каноническую ответственность в отношении нарушения церковной дисциплины теми епископами Фанара, которые в этой афере замешаны. Что же касается нашей Украинской Православной Церкви, то во всех ее епархиях звучит готовность священников и мирян не поддаваться на провокации и жить так, как жили столетиями до этого.
— Попыталась ли Вселенская Патриархия проинформировать Вас? Письменно и через их представителя? Проинформировал ли вас официально Фанар о решении Священного Синода относительно Вашей Церкви?
— Мне не известно ни одной такой попытки. Еще до принятия странных решений об аннексии церковной территории нашей Церкви Константинопольским патриархатом, в Украину приехали два епископа, называющие себя экзархами патриарха Варфоломея. Ни они, ни их патриарх предварительно не согласовывали свой визит и миссию с каноническим епископом Киева и не представили даже минимальных официальных объяснений в принятой для церковного деловодства форме, на основании чего они совершают такие сомнительные в каноническом смысле действия. Естественно, их визит вызвал протест у нашей Церкви. В последующем, все, что известно о планах Фанара по Украине — это небольшой текст коммюнике, который написан так, чтобы никто не понял сути самих решений синода, обрывки фраз патриарха из воскресной проповеди и немногочисленные интервью некоторых епископов, не имеющих в Константинопольской патриархии ключевых позиций.
— Существуют ли обстоятельства, при которых вы бы приняли участие в объединительном Священном Синоде?
— Это абсолютно невозможно. «Отцами» этого так называемого собора, как предполагается, будут раскольники, люди, сами себя назвавшие священниками и епископами. Примечательно, что даже сам патриарх Варфоломей, хотя и объявил о снятии с Филарета церковного запрещения, но до сих пор не соединился с ним вокруг Евхаристической Чаши. То как же тогда может с ним объединяться каноническая Церковь Украины, которую он почти тридцать лет преследовал при поддержке политиков, клеветал на ее епископат, благословлял захваты храмов и избиения верующих, чему имеется масса доказательств. Я уже не говорю даже о его работе в КГБ, в результате чего многие священники оказались в тюрьме, и не вспоминаю его известную всей стране половую связь с женщиной, родившей от него трех детей.
— По вашему мнению, как может быть уменьшена напряженность?
— Наша Церковь ежедневно молится со слезами о том, чтобы это случилось. К сожалению, сегодня Фанар — это глухая стена, через которую не слышно голоса миллионов верующих нашей Церкви. Причина церковного раскола в Украине, возникшего почти 30 лет назад — личные амбиции Филарета, не ставшего московским патриархом. Причина всех современных проблем — личные амбиции патриарха Варфоломея. Все его заявления о том, что он заботится об украинской пастве — это лицемерие. Он спрятался от этой паствы, не разговаривает с ней и идет на поводу у сомнительных политиков, рейтинг доверия которых в украинском обществе по данным социологов ничтожно мал. Все свои действия патриарх Варфоломей объясняет тем, что он первый в Православной Церкви. Уверен, ключ к решению созданной им проблемы быстро бы нашелся, если бы этот патриарх вспомнил, что Византии нет уже 500 лет. Церковь живет Евангелием, а не «привилегиями» несуществующей империи. Господь в Евангелии сказал понятно для всех: тот, кто называет себя первым — будет последним. Что можно добавить к этому? А если кто-то и дерзает называть себя первым, то Господь и таким людям показал своим примером, что это значит. Быть первым, это не присылать директивы о подчинении себе, как трактуют сегодня константинопольские епископы, а служить всем остальным, умывая им ноги и распинаясь за них. Если Фанар не разобьет в себе глухую стену и далее будет игнорировать всеправославный диалог по украинскому вопросу, то он рискует не только голос верующей украинской паствы не услышать, но не услышит и Голос Самого Христа.
Источник: Orthodoxia.Info