ОВЦС: Любая инициатива Украинской Православной Церкви встречает со стороны греко-католиков лишь яростные нападки

3976
Фото

27 июля 2016 года в Киеве завершилось беспрецедентное по своему духовному и гражданскому значению событие — Всеукраинский крестный ход мира, любви и молитвы за Украину, организованный по инициативе Украинской Православной Церкви. По разным оценкам более 80 тысяч православных верующих приняли участие в молитвенном шествии одновременно с запада, из Свято-Успенской Почаевской Лавры, и с востока, из Свято-Успенской Святогорской Лавры, чтобы в день празднования Крещения Руси и памяти святого равноапостольного князя Владимира соединиться с многочисленными киевлянами в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре за Божественной литургией.

Преодолевая сотни и тысячи километров, встречая на своем пути трудности из-за продолжающегося гражданского конфликта в стране, верующие с молитвой шли навстречу друг другу, чтобы вместе просить Господа и Пресвятую Богородицу о прекращении междоусобной брани, о торжестве любви, мира, добра и межконфессионального согласия на многострадальной украинской земле.

В молебне на Владимирской горке участвовало более 30 тыс. верующих

Однако даже такое благое дело, призванное преодолеть разделения в украинском обществе, встретило циничные нападки и несправедливые обвинения со стороны руководства Украинской Греко-Католической Церкви, которое воспользовалось этим событием как поводом для новых злобных и циничных обвинений в адрес канонической Украинской Православной Церкви. Верховный архиепископ УГКЦ Святослав Шевчук 24 июля дал интервью Департаменту информации УГКЦ, в котором заявил, что Всеукраинский крестный ход — это политическая пророссийская акция. «Московский Патриархат», по словам архиепископа, «часто использовался как инструмент в руках агрессора». Глава УГКЦ сравнил крестный ход с «живым щитом из гражданских лиц» и предупредил, что «если из среды участников этого крестного хода будут исходить антиукраинские лозунги и провокации, это станет концом Московского Патриархата на Украине». Не остановился архиепископ и перед утверждением, что среди духовенства Московского Патриархата «очень много фактов поведения, не совместимых со званием гражданина Украины, и Служба безопасности Украины должна ими заняться».

Эти высказывания главы УГКЦ, недостойные не только архиепископа, но и вообще христианина, направленные на разжигание межконфессиональной розни, выдержанные в жанре политического доноса, не могут не вызывать возмущения и омерзения в сердцах православных верующих. Уния, насаждавшаяся огнем и мечом на протяжении многих столетий, и сегодня демонстрирует свою враждебность по отношению к Православию. Вновь и вновь, вопреки договоренностям, достигаемым ценой больших усилий на высоком уровне между Православной и Католической Церквами, уния напоминает о себе как силе, сеющей вражду и ненависть, систематически и последовательно препятствующей примирению между Востоком и Западом.

19 июля на официальном сайте УГКЦ было опубликовано интервью бывшего главы этой церкви кардинала Любомира Гузара, который обвинил Священноначалие Украинской Православной Церкви в неискренности и политических мотивах: «Эти крестные ходы провозгласила и организовывает Украинская Православная Церковь… Это всё выглядит как подлая хитрость. Это цинизм, хуже которого трудно что-то представить».

На протяжении веков униаты пытались расправиться с Православием при помощи светских властей, когда это было возможно, или при помощи разного рода инсинуаций, подлогов и обмана. И сегодня своими политизированными заявлениями греко-католическое руководство снова пытается вбить клин между православными и католиками, воспрепятствовать нормализации межцерковных отношений и развитию диалога на Украине. Ясно, что руководители УГКЦ не расположены вести какой-либо конструктивный диалог с каноническим Православием ради достижения мира и взаимопонимания. Любая инициатива Украинской Православной Церкви, даже такая благородная как Всеукраинский крестный ход, встречает со стороны греко-католиков лишь яростные нападки.

Совместное заявление Папы Римского Франциска и Святейшего Патриарха Кирилла

В действиях греко-католиков со всей очевидностью проявляет себя природа унии, возникшей в XVI веке по политическим мотивам. Как отмечается в документе Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Римско-Католической Церковью «Униатство как способ объединения в прошлом и поиски полного единства в настоящем» (Баламанд, 1993 г.), униональные «усилия привели к присоединению ряда общин к Римскому престолу и, как следствие этого, к разрыву их единства с материнскими Церквами Востока. Это происходило не без привнесения внецерковных интересов… так создалась ситуация, ставшая источником конфликтов и страданий сначала для православных, а затем и для католиков». Принцип разделения и конфликта, изначально присутствующий в унии, продолжает и в наше время быть источником страданий для многих людей и служит средостением для достижения взаимопонимания между православными и католиками.

В Совместном заявлении Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Папы Римского Франциска, подписанном в Гаване 12 февраля 2016 года, наряду с признанием, что «метод “униатизма” прежних веков, предполагающий приведение одной общины в единство с другой путем ее отрыва от своей Церкви, не является путем к восстановлению единства», содержится призыв к примирению и нахождению взаимоприемлемых форм сосуществования между православными и греко-католиками (п.25). Однако руководство УГКЦ не только не прислушалось к этому призыву, но, выступив с нападками на Совместное заявление и его авторов — Папу Франциска и Патриарха Кирилла, — продолжает углублять противостояние в украинском обществе и омрачать отношения между православными и католиками.

Ввиду беспрецедентно агрессивной риторики верховного архиепископа УГКЦ Святослава Шевчука и кардинала Любомира Гузара по отношению к канонической Украинской Православной Церкви и Московскому Патриархату в целом, Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата полагает делом неотложной необходимости возвращение к теме канонических и пастырских последствий унии на следующей пленарной сессии Смешанной комиссии по православно-католическому диалогу, запланированному на 15-22 сентября 2016 года в г. Кьети (Италия). Возможно ли вести диалог с Римско-Католической Церковью по иным богословским вопросам в то время, как тема унии продолжает оставаться кровоточащей раной, а лидеры униатизма не прекращают свою кощунственную и политизированную риторику, направленную против канонической Украинской Православной Церкви? Диалог по вопросу о канонических и пастырских последствиях унии, насильственно прерванный по вине греко-католиков, должен быть незамедлительно возобновлен.

Новости по теме

Паломническая служба Казанской епархии организует поездки на Соловки, в Дивеево, Печоры и другие святые места Паломническая служба Казанской епархии организует поездки на Соловки, в Дивеево, Печоры и другие святые места

Летом 2024 года паломническая служба Казанской епархии организует ряд поездок по святым местам России.

Молодёжный отдел Казанской епархии организует экспедицию в сёла, где находятся старинные храмы Молодёжный отдел Казанской епархии организует экспедицию в сёла, где находятся старинные храмы

С 29 июля по 4 августа состоится седьмая экспедиция православной молодёжи по старинным храмам Татарстана.

Казанская икона Божией Матери во главе Нижегородского ополчения 1612 года
Публикации 15 июля 2024
Казанская икона Божией Матери во главе Нижегородского ополчения 1612 года

В 1579 году в Казани произошло чудесное обретение иконы  Пресвятой Богородицы. Образ Божией Матери промыслительно вошёл в историю России и сыграл  особую роль  в горькие годы Смутного времени.

На территории старинного храма Казанских святителей деревни Люткино прошёл праздник, посвящённый небесным покровителям прихода
На территории старинного храма Казанских святителей деревни Люткино прошёл праздник, посвящённый небесным покровителям прихода

14 июля на территории старинного храма святителей Гурия, Германа и Варсонофия Казанских в деревне Люткино (Пестречинский район РТ) прошёл сельский праздник «Гурьев день».