Неделя 22-я по Пятидесятнице
В этот день совершается память:
Святителя Павла, патриарха Константинопольского, исповедника (после 350). Преподобного Варлаама Хýтынского (1192).
Преподобного Луки, иконома Печерского, в Ближних пещерах (XIII). Святителя Германа, архиепископа Казанского (1567). Преподобного Варлаама Керетского (XVI). Мучениц Текусы, Александры, Полактии, Клавдии, Евфросинии, Афанасии и Матроны (III). Преподобного Луки Тавроменийского (ок. 800—820).
Священномучеников Никиты, епископа Орехово-Зуевского, Анатолия Бержицкого, Арсения Троицкого, Николая Дворицкого, Николая Протасова, Константина Любомудрова пресвитеров, преподобномучеников Варлаама Никольского, Гавриила Владимирова, Гавриила Гура, преподобномучениц Нины Шуваловой и Серафимы Горшковой (1937); священномученика Василия Крылова пресвитера (1938).
Святитель Герман, архиепископ Казанский
Святитель Герман происходил из благочестивого рода. В 1555 году, после покорения Казани царем Иоанном Грозным, он начал миссионерскую деятельность среди язычников, населявших правый берег Волги. Святитель был назначен настоятелем обители Успения Пресвятой Богородицы в Свияжске, который стал центром просвещения Казанского края. В 1566 году царь Иоанн Грозный повелел избрать его на митрополичью кафедру. Увидев несправедливости со стороны царского окружения, святитель Герман попытался вразумить царя. «Ты еще не возведен на митрополию, а уже отнимаешь у меня свободу», — передал царь архиепископу и приказал изгнать его с митрополичьего двора. Почти два года святитель пробыл в опале и скончался 6 ноября 1567 года.
Святитель Павел, патриарх Константинопольский
Был избран на патриаршую кафедру в 337 году, когда вновь вспыхнула арианская ересь. На Соборе, избиравшем нового предстоятеля Церкви, присутствовало много ариан. Они восстали против его избрания, но православных оказалось большинство. Имп. Констанций, царствовавший над восточной половиной Римской империи, был арианин и во время выборов отсутствовал в столице. По возвращении своем он созвал собор, который незаконно низложил свт. Павла и изгнал его. Архиепископ Павел удалился в Рим. Затем во время дворцового переворота его отправили в ссылку в Армению в город Кукуз, где он и принял мученическую кончину. Когда патриарх совершал Божественную литургию, ворвались ариане и задушили святого его святительским омофором. Произошло это в 350 году. В 381 году имп. Феодосий Великий торжественно перенес мощи свт. Павла Исповедника в Константинополь. В 1326 году мощи свт. Павла были перенесены в Венецию.
Преподобного Варлаама Хутынского
Сын знатного новгородца, Варлаам в юности покинул дом, принял постриг, а затем поселился в глухом урочище Хутынь, где основал обитель. Пустынника почитали и простые люди, и князья. Он совершил много чудес, однако наибольшую известность принесла ему история, которая может смутить неверующих. Однажды на мосту он спас от утопления (обычная казнь в Новгороде) преступника — и тот раскаялся, став иноком. В другой же раз Варлаам отказался спасти осужденного, сказав уже после казни: «Первый был осужден справедливо, но после осуждения сознал свои грехи. Второй же был осужден невинно, но Господь попустил ему умереть, чтобы впоследствии он не сделался дурным человеком; теперь же, умерев невинно, он получил от Господа венец мученический. Такова тайна судеб Божиих».
Евангелие дня
Большинство людей в мире назовут себя верующими, даже если ни в какого конкретного Бога они не верят. «Что-то там есть», — скажет человек и будет вполне уверен, что этого достаточно. Если же спросить, достаточно для чего, то ответа не последует, потому что такое отношение к Богу как раз и означает, что сам формат отношений не осмыслен и малоинтересен. Но к чему на самом деле может привести такой подход? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 12-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня в храмах во время богослужения.
Глава 12.
42Господь же сказал: кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в своё время меру хлеба?
43Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так.
44Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.
45Если же раб тот скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться,-
46то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными.
47Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много;
48а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. || И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут.
Многие помнят слова Фёдора Михайловича Достоевского, который устами одного из своих героев сказал: «...дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей». При этом для самого писателя было очевидно, что любой человек, где бы и когда бы он ни жил, всегда является активным участником этого процесса. Просто если он об этом не знает и живёт в грехах, он автоматически подыгрывает дьяволу. Духовный мир так устроен, что в нём невозможно занять третью сторону и быть просто наблюдателем борьбы добра со злом, если ты не борешься на стороне добра, ты борешься на стороне зла и третьего не дано. В сегодняшнем евангельском чтении Христос высвечивает разные подходы к жизни, изображая двух рабов, которые по-разному относятся к повелению хозяина. Однако, прежде чем обратиться к их образам, стоит отметить, что сам пример рабов, вне зависимости от их поведения, для многих возмутителен. Мировоззрение современного светского человека давно смотрит на мир через призму бытового атеизма, формально люди считают, что что-то есть, но живут так, как будто бы мир случаен и никакого условного «Хозяина» или «Творца» в нём нет. По крайне мере такого, упоминание которого требовало бы при письме прописной буквы. Христос же мыслит совершенно иначе. Мир — пространство сотворённое, и люди, в нём живущие, так же тварны. Свободны, но тварны, то есть поставлены в определённые условия, мимо которых никак не пройти. Уже этого, без каких-либо уточнений, люди принять практически неспособны. Мы настолько привыкли к тому, что наша жизнь — это наша жизнь, что, даже веря в Бога, часто используем эту веру для того, чтобы Господь, как всесильный и всемогущий, помог нам в решении задач, с которыми мы сами боимся не справиться. Библейский же взгляд на мир совершенно иной, а значит, и отношение к жизни иное. Человек свободен и призван к творчеству. Бог любит и ценит самостоятельность человека. Но человек не Творец, а гость этого мира — и поэтому фундаментальные законы мироздания люди не могут выбирать или формировать по своему усмотрению. И если о главном законе природы можно спорить, главным законом мира людей, по замыслу Божьему, оказывается любовь. Человек может соглашаться с этим или не соглашаться, мир от этого не изменится. Как не меняются законы физики, если даже кого-то не устраивают.
О соблюдении этого главного закона каждый из нас будет спрошен в своё время. Как проявивший любовь и заботу о других людях, так и тот, кто пользовался чужой слабостью, был жесток и эгоистичен. В истории было немало людей, которые могли не знать сути христианского благовестия, однако не было тех, кто в глубине душе не знал, что призван к любви.
священник Стефан Домусчи / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Когда человеческая злоба, подозрительность, человеческий суд больно нас ранят, когда мы страдаем от других людей, — я уже не говорю о тех обстоятельствах, когда за веру приходится страдать физически и даже отдавать жизнь, подобно тому как отдавали ее мученики, — что может нас укреплять? Вера в то, что у Бога нет смерти и страданий. Все страдания, что мы переживаем, — временные и быстротекущие. И если мы остаемся верны Господу, то наследуем жизнь вечную. Мы становимся Его детьми и здесь, на земле, и в вечности. Любой человеческий суд, любая подозрительность и всякая злоба не должны омрачать нашей души, потому что ее состояние и есть наш «пропуск» в ту, другую, «комнату». Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне (Мф. 10, 28; см. Лк. 12, 4—5).
Притча. Научитесь действовать
На улице человек увидел нагого ребенка.
Тот хотел есть и дрожал от холода.
Человек разозлился и обратился к Богу:
— Почему ты позволяешь это? Почему ты ничего не предпринимаешь?
В ответ он услышал:
— Я кое-что предпринял: Я послал тебя...
Искушения (соблазны) в духовной жизни
5. Соблазн искать причины духовных проблем не внутри себя, а во внешних обстоятельствах. Это обычно выражается в следующих формах:
Желании уйти в монастырь с той целью, чтобы близкие не мешали спасению. Однако любовь к Богу достигается через любовь к ближнему. Это касается не только родственников, а всех, с кем мы соприкасаемся. Как известно, христиане не работают, христиане служат. Правильное отношение к окружению может способствует духовному развитию: выработке смирения, кротости, рассудительности и др. добродетелей. Как, например, излечить напрасный гнев, если нет условий для его проявления?
Навязчивых действиях по христианскому перевоспитанию ближних. Само желание миссионерства похвально, но лучше начать с себя. Поэтому окружающие должны заметить не только наши посты и походы в храм, но и улучшение в отношениях с нашей стороны. Христианская нравственность требует, чтобы рядом с нами людям было лучше, легче, чем вдалеке от нас.
6. Религиозный фанатизм. В светском обществе под этим ложно понимается осознанная, деятельная вера. В церкви же — ревность не по разуму (или неразумная ревность) — вера без любви и рассуждения, когда христианство у человека базируется на бурной деятельности по пропаганде и отстаиванию вещей, периферийных для Церкви: патриотизме, борьбе с чем-то в церковной среде, апокалиптических настроениях и т. п. Некоторые даже считают, что под знамёнами Православия можно кого-то ненавидеть.
7. Максимализм в оценках богословов. Иногда заявляют: этот батюшка такое выдал, что я его больше не слушаю. Но наша задача — стать «пчелой, а не мухой». Духовный мёд можно найти практически у любого проповедника, а вот зацикливаться на чужих ошибках не следует.
8. Всеядность в выборе духовной литературы. Если мы пришли в Православную Церковь, то логично пользоваться книгами, которые она рекомендует (с 2011 года все издания, предназначенные для распространения через систему церковной книготорговли, должны иметь гриф «Рекомендовано к публикации Издательским Советом...»).
Телеологическое доказательство бытия Божьего: Кто настроил Вселенную?
Телеологический аргумент (от слова «телос» — цель) обращается к тому, что некоторые особенности Вселенной можно объяснить только разумным замыслом. Одно из таких явлений — так называемая «тонкая настройка» Вселенной.
Законы физики включают в себя определенные константы, называемые «фундаментальными постоянными». Ученые установили, что, если бы эти постоянные отличались от известных нам на самую малую величину, жизнь во Вселенной была бы невозможна. Как выражал эту мысль британский космолог (неверующий) Стивен Хокинг, «Законы науки в том виде, в котором мы их знаем сейчас, содержат много фундаментальных величин, таких как электрический заряд электрона и отношение массы протона к массе электрона... Удивительно, что значения таких величин были, по-видимому, очень точно подобраны, чтобы обеспечить возможность развития жизни. Если бы, например, электрический заряд электрона был чуть-чуть другим, звезды либо не сжигали бы водород и гелий, либо не взрывались... по-видимому, ясно, что величины, о которых мы говорим, имеют сравнительно немного областей значений, при которых возможно развитие какой бы то ни было разумной жизни. Большая же часть значений отвечает вселенным, в которых, как бы они ни были прекрасны, нет никого, кто мог бы ими восхищаться».
Чтобы тщательно настроить Вселенную именно так, чтобы она могла поддерживать жизнь, нужен Некто, обладающий разумом, волей, и невероятным могуществом. Мы называем Его Богом.
Молитвословия
Тропарь святителя Германа, архиепископа Казанского
глас 4
От юности иго Христово усердно восприим,/ бденными подвиги поста и молитвы прославился еси./ Отонудуже призывающу тя Богу на служение Церкви/ в новопросвещеннем царстве Казанстем,/ вкупе со святителем Гурием воззван был еси,/ идеже яко первоначальник/ созданной тобою в граде Свияжске обители/ и достойный первосвятителю преемник явился еси./ Духом предстоя Престолу Владычню,/ молися, святителю Германе, со святителем Гурием/ православной пастве во благочестии преспевати/ и тьме иноверия светом веры разгнатися.
Кондак святителя Германа, архиепископа Казанского
глас 4
Доблестями преподобия и правды/ врученное тебе словесное стадо озаряя/ и на злачных Слова Христова пажитях питая,/ на правый путь заповедей Господних/ силою духа твоего наставлял еси е./ Темже и ныне, осеняемое цельбоносными чудотворении твоими,/ в святую память твою, зовем тебе:/ не престай, святителю, предстательствовати/ пред Пастыреначальником о стаде твоем,/ яко паствы твоей утверждение/ и сущим по тебе святителем удобрение.
Молитва Герману архиепископу, Казанскому и Свияжскому
О великий угодниче Христов, Германе, теплый о нас ко Господу молитвенниче, всем притекающим к тебе в скорбех предстателю, испроси нам помощь в немощах, утешение в скорбех, здравие в недугах душевных и телесных; умоли Господа даровати нам оставление во всех, елика согрешихом от юности нашей в житии сем, делом, словом, помышлением, и всеми нашими чувствы: и при кончине нашей испроси нам время покаяния, да предварив искренним исповеданием грехов и очищением совести исход душ наших, безбедно прейдем воздушныя мытарства, и избавимся осуждения и муки, милостию безначальнаго Отца, благодатию собезначальнаго Сына, и освящением присносущнаго Духа. Аминь.
Акафист святителю Герману Казанскому→
Тропарь преподобного Варлаама Хутынского
глас 3
Иже на земли леганием,/ пощением же и бдением/ тело твое изнуряя, преподобне,/ вся плотская мудрования умертвил еси,/ и исцелений струя независтная явился еси/ верою притекающим к тебе, Варлааме отче наш,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.
Кондак преподобного Варлаама Хутынского
глас 8
Якоже другий Илия, отче, дождь с небесе свел еси,/ он убо огнь сведе и царя удиви,/ ты же люди твоя возвеселил еси и торжествовати устроил еси./ Великий бо Новград вельми тобою хвалится, имея мощи твоя в себе,/ Егоже сохраняй от враг непоколебима, да зовем ти:// радуйся, преподобне Варлааме, отче наш.
Тропарь святителя Павла Константинопольского
глас 3
Божественныя веры исповеданием/ другаго Павла тя Церковь, ревнителя во священницех, показа,/ свозопиет ти и Авель ко Господу,/ и 3ахариина кровь праведная./ Отче преподобне,/ Христа Бога моли// дароватися нам велией милости.
Кондак святителя Павла Константинопольского
глас 2
Облиставый на земли, яко звезда небосветлая,/ Кафолическую просвещаеши Церковь ныне,/ о нейже и страдальчествовал еси,/ душу твою, Павле, предложив,/ и, якоже 3ахариина и Авелева,// ясно вопиет твоя кровь ко Господу.
Тропарь преподобного Варлаама Керетскаго
глас 1
Божественною свыше просветився благодатию, преподобне,/ мир оставил еси,/ житейскую печаль и всяк мятеж мира сего/ любве ради Христовы со дерзновением отвергл еси,/ евангельски Христу последовал еси,/ и, Того ярем взем, во всем воли Его повинулся еси,/ и весь разум и сердце к Нему неуклонно возложил еси,/ Христа ради тело свое изнуряя постом и бдением, в молитвах своих не усыпая,/ Бога милостива творя и Пречистую Богородицу Молебницу предлагая,/ и сего ради от Бога восприем власть и силу на сопротивнаго врага,/ не убояся воздушныя и морския тяготы и студени, ниже уклонися,/ и морскою пучиною в мале ладиице по водам шествие творя,/ против зельнаго обуревания плаваше,/ промышлением Божественнаго разума направляем,/ и около Святаго Носа непроходимый путь морский/ от ядовитаго червия/ благопроходен человеком без вреда сотворил еси молитвами своими,/ и многим терпением во временней жизни подвиг совершил еси,/ и, равноангельное житие пожив,/ темже и по преставлении источаеши чудес благодать/ иже верою приходящим к тебе, Варлааме, преблаженне отче наш,/ вопием ти: моли Христа Бога,/ да спасет души наша.
Кондак преподобного Варлаама Керетскаго
глас 2
Все умное свое желание к Богу вперив,/ и Тому невозвратно от души последовал еси,/ и житейския молвы отринув,/ в молитвах, и слезах, и злостраданиих плоть свою изнуряя,/ добре подвизався противу невидимаго врага кознем,/ и, победив я, веселяся, прешел еси к Небесным чертогом,/ и ныне со Ангелы Святей Троице предстоя,/ отнюду же и Всевидящее око, твоя труды видев,/ даром чудес по преставлении обогатило тя есть,/ иже тебе с верою почитающим/ исцеление подаваеши невидимо/ и молишися непрестанно, сохраняя отечество свое и люди/ от враг видимых и невидимых ненаветны,/ да вси тебе вопием:/ преподобне отче наш Варлааме,/ моли непрестанно о всех нас.