Публикации

Традиции почитания мучеников и исповедников за Христа

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Николай ЕМЕЛЬЯНОВ
Традиции почитания мучеников и исповедников за Христа

Доклад профессора Российской Академии наук, Православного Свято–Тихоновского Университета Николая Емельянова (1939—2010) на научно–богословской конференции «Свияжские чтения» 2008 года.

...За двадцать веков жизни Церкви мученической кончины удостоились многие тысячи христиан. Но самый большой сонм мучеников и исповедников дала Россия в XX веке. Всех их Русская Православная Церковь величает как Новомучеников и Исповедников Российских. Число их огромно...

Гонения на Церковь начались сразу после большевистского переворота. В январе 1918 года Святейший Патриарх Тихон писал: «Тяжкое время переживает ныне Святая Православная Церковь Христова в Русской земле: гонение воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово и вместо любви христианской всюду сеют семена злобы, ненависти и братоубийственной брани». В годы гражданской войны было убито около 20 млн. православных людей, многие из которых пострадали непосредственно за веру Христову. Множество храмов и монастырей разорено и закрыто.

Новый этап гонений начался в 1921 году в связи с компанией изъятия церковных ценностей. Началась череда официальных процессов с обвинительными смертными приговорами. Одновременно, в 1922 году, резко активизировала свою деятельность «Живая церковь», которую большевики прочили в качестве преемницы Русской Православной Церкви. И далее гонения на Церковь не ослабевали ни на день. Особенного размаха они достигли в 1937 году, когда были расстреляны десятки тысяч православных по обвинению в антисоветской деятельности.

Их великое множество, очистивших в земных страданиях грехи свои и попавших в Царствие Божие. Очень трудно указать даже приблизительно их число. Очень грубо можно оценить число новомучеников и исповедников Российских в миллион человек. Разумеется, далеко не все их имена будут явлены в Церкви. Гонения, особенно в первые годы после революции, совершались повсеместно, с необычайным варварским садизмом, ненавистью и изощренностью, причем зачастую никем не фиксировались. Лишь скудные сведения доходили до православных в эмиграции и могли быть опубликованы. Поэтому имена многих тысяч мучеников и исповедников, видимо, так никогда в этой земной жизни и не будут прославлены. Но у Бога все мученики святы. Церковь знает о существовании неведомых святых, слава которых не открыта на земле и которые не прославлены Церковью. К ним можно обращаться в частной молитве. В этой молитве живых за усопших, предполагающей ответную молитву усопших за живых, выражается единение Церкви Небесной и земной...

...Ныне среди православных степень почитания Новомучеников и Исповедников Российских пока не соответствует значению их подвига. Однако в последние годы дело сдвинулось с мертвой точки. В их честь освящаются новые храмы и престолы, о их жизни издаются новые книги. Постепенно осуществляется канонизация новомучеников, хотя в православной среде целый ряд новомучеников, включая царскую семью, фактически почитаются наравне с официально канонизированными святыми. В связи с захоронением новомучеников появилось несколько мест массового паломничества православных христиан. Среди них в первую очередь надо указать на Соловки и полигон в Бутово на окраине Москвы.

Мы, нынешние христиане России, многим обязаны новомученикам российским. Обязаны тем, что можем свободно посещать храмы, делать дела благотворительности, учиться богословским наукам, работать над историей Церкви. И нашей первейшей святой обязанностью является выявление имен новомучеников, выяснение обстоятельств их жизни и подвига, молитвенное обращение к ним.

Репрессии за веру в Казанской духовной академии

Всего к августу 2008 года собраны сведения о 154 пострадавших за Христа профессорах и выпускниках КазДА, 30 из них причислены к лику святых. Среди выпускников КазДА 67 иерархов, пострадавших за Христа, 19 из которых причислены к лику святых (16 — РПЦ, 2 — РПЦЗ, 1 — Грузинской Г1Ц). Всего иерархов, пострадавших за Христа, в базе данных (БД) — 426, из них к лику святых причислены — 91.

...Всего к 1917 году епископский сан получили более 50 выпускников академии. Многим из тех, кто закончил КазДА в XX веке, архиерейский сан принес тяжкие испытания и мученическую смерть за православную веру. Среди канонизированных новомучеников российских — ее выпускники Афанасий (Малинин), Варсонофий (Лузин), Виктор (Островидов), Гавриил (Аболымов), Герман (Ряшенцев), Гурий (Степанов), Иоасаф (Удалов), Иоанн (Поярков), Иов (Рогожин), Ириней (Шульмин), Иувеналий (Масловский), Симеон (Шлеев) и другие. А также последний ректор академии епископ Чистопольский Анатолий (Грисюк).

Краткие биографические сведения о пострадавших за Христа настоятелей академического храма, ректорах, профессорах и выпускниках КазДА.

Священномученик иерей Филарет (Великанов) (1873–1918)

Настоятель Михаило–Архангельской академической церкви КазДА.

Арестован по ложному обвинению. Два члена отряда ЧК показали, что отец Филарет, вооруженный, ходил по Академической слободке и требовал расстрела прятавшихся во время белочешского мятежа коммунистов. Чудом уцелело предсмертное письмо отца Филарета ректору Академии епископу Анатолию. В его строках и покаяние в своих прегрешениях, и скорбь о больной матери, которую убьет известие о расстреле сына, и недоумение по поводу предъявленных обвинений, и величие духа одного из тысяч священномучеников. Расстрелян 24 октября 1918 года.

Митрополит Антоний (Храповицкий) (1863–1936)

Ректор КазДА в 1895–97 годах. Один из трех кандидатов при выборах Патриарха на Поместном Соборе 1917 — 1918 гг.

Арестован в день Святой Троицы по распоряжению польских властей. Заключен в монастырь молчальников в местечке Беляны под городом Краковым, был в заключении около полугода вместе с владыкой Евлогием. Освобождены при посредничестве стран Антанты в 1919 году и вернулись в Россию.

В 1920 году с Белой армией эмигрировал из России.

Первоиерарх РПЦЗ в 1920–1936 гг.

Митрополит Анатолий (Грисюк) (1880–1937)

Профессор кафедры истории древней Церкви. С 1913 по 1921 годы — ректор КазДА.

В 1921 году арестован в Казани вместе с преподавателями КазДА «за нелегальное существование Академии», хотя Академия тогда еще не была закрыта. С 1922 года — епископ Самарский. 1923 — возведен в сан архиепископа. В 1923 году был арестован в Самаре за отказ признать «Живую Церковь». 1923–1927 гг. — в ссылке в Туркмении.

С июля 1927 года — член Временного Священного Синода при заместителе патриаршего местоблюстителя митрополите Сергии (Страгородском). С 1928 года — архиепископ Одесский. В 1934–1935 — временно управляющий Харьковской епархией.

10 августа 1936 года арестован в Одессе, в тюрьме заболел язвой желудка и почти потерял способность ходить.

С 1937 года до кончины в 1938 году — в Ухтпечлаге в Коми АССР. В лагерь владыку отправили этапом.

Владыка перенес крупозное воспаление легких; в конце 1937 года он потерял зрение. Незадолго до кончины владыки к нему приехала сестра, но свидание не было разрешено. Умер митрополит Анатолий в лагерной больнице 23 января 1938 года, тело его было брошено в братскую могилу. Прославлен в лике священномучеников.

Николай Васильевич Петров (1874–1956), профессор КазДА

60 лет со дня кончины профессора Казанской духовной академии протоиерея Николая Петрова

Вместе с архимандритом, потом епископом Варсонофием (Лузиным) организовали академическую корпорацию Богословского института в Казани.

В 1921–1922 годах был ректором и профессором Казанского Богословского института. Осужден по делу 1921 года — 1 год заключения в концлагерь условно. В 1932 году осужден по делу Казанского филиала ИПЦ. Находился в ссылке в Казахстане в течение 1 года и 8 месяцев.

В 1943–1945 годах — протоиерей в городе Муроме (Благовещенский собор). В 1945 году был уволен за штат. Жил в Муроме, где и скончался.

Епископ Варсонофий (Лузин) (1884–1937)

С 1912 года состоял временно исполняющим обязанности наблюдателя Казанских миссионерских курсов. В 1922–1925 годах в ссылке в Туруханском крае Енисейской губернии.

В 1922 году хиротонисан во епископа Спасского, викария Казанской епархии. В 1927–1929 годах находился в ссылке в Нарымском крае в Томской губернии. С 1929 года — епископ Иркутский. С 1930 года — епископ Владивостокский. Арестован во Владивостоке в 1931 году. Был приговорен к 10 годам ИТЛ на «Беломорстрое». Расстрелян.

В базе данных университета представлены сведения о репрессированных по двум групповым делам, тесно связанным с КазДА. По «Делу преподавателей КазДА 1921 г.» — 24 человек и по «Делу членов Казанского филиала ИПЦ 1932 г.» — 50 человек. С удивительным достоинством, верой в промысел Божий, бесстрашием, можно сказать, искренностью дают показания практически все обвиняемые — это настоящий мученический подвиг...

Иван Михайлович Покровский (1865–1941), доктор церковной истории

Родился в семье сельского священника. Окончил КазДА (1895). Профессор кафедры истории Русской Церкви КазДА (1898–1918). Редактор журнала «Известия по Казанской епархии». Автор более 40 научных работ, среди которых: «Русские епархии в ХVI–ХIХ вв.» (в 2–х томах); «К истории казанских монастырей до 1764 г.» (1902) и другие. Работа «Казанский архиерейский дом, его средства и штаты» и «Русские епархии...» были удостоены Большой Уваровской премии Академии наук. И.М. Покровский был избран пожизненным действительным членом Владимирской, Тамбовской, Нижегородской Ученых Архивных комиссий, Императорского Московского археологического института, Общества Археологии, Истории и Этнографии при Императорском Казанском университете. Кроме того, он был одним из учредителей и членом Церковного Историко–Археологического Общества Казанской епархии. Член Поместного Собора 1917–1918 годов, принимал участие в разработке Устава православных духовных академий.

В 1918–1921 годах оставался профессором КазДА. В конце 1918 года И.М. Покровский с группой университетских и академических профессоров пытался сохранить Раифский монастырь, ходатайствуя о передаче Раифских земель Казанскому университету.

Арестован в 1921 году. Был судим вместе с ректором КазДА епископом Анатолием (Грисюком) и другими профессорами Академии. Приговор — 1 год лишения свободы условно.

В 1930 году был арестован и осужден на 3 года ссылки в Казахстан...

И.М. Покровский скоропостижно скончался 19 апреля 1941 года от сердечного приступа в кабинете директора Казанского государственного музея во время передачи в дар музею бесценных документов из своего архива. Сейчас дом, который он построил в 1902 году в Казани и в котором жил до смерти, признан памятником истории и назван «домом Покровского».

Виктор Иванович Несмелов (1863–1937), профессор, доктор философии

Был арестован в 1921 году по «делу преподавателей КазДА» и в 1932 году по «делу членов Казанского филиала ИПЦ». Из показаний на допросах: «С теорией материализма я не согласен. Имен Маркса и Ленина не упоминал, т.к. ни того ни другого не считаю философами».

Скончался от хронического воспаления легких и был похоронен на Арском кладбище в Казани. Н.Я. Бердяев называл его величайшим современным философом.

Когда знакомишься с биографиями, следственными делами, трудами выпускников КазДА, то хочется встать на колени и поклониться им. Какая удивительная сила, духовная мощь в их деяниях, какой великий подвиг они совершили!

Печатается в сокращении

Теги:
Новомученики и исповедники Церкви Русской
Казанская духовная академия
история Казанской епархии

Все публикации