Иисус Христос несколько раз говорил, что Он пришел на землю, чтобы спасти погибающих сынов Израилевых. Однако Он не отказывал в помощи и людям других национальностей. Один из таких знаменательных случаев — это исцеление в Капернауме слуги сотника, о чем говорят апостолы Матфей (8, 5-13) и Лука (7, 2-6).
Сотник (воинский начальник) был римлянином, то есть представлял страну — поработителя Израильского царства. Мы не знаем, кто был его слуга, скорее всего тоже римлянин, потому, что сотник так заботился о нем. Оба были язычниками. Сотник хорошо относился к евреям, он даже построил им синагогу. От них он узнал об Иисусе Христе, Его учении, Его чудесах, евреи же посоветовали обратиться ко Христу с просьбой об исцелении.
Сотник понял, что Иисус Христос необычный человек, и поэтому посчитал себя недостойным принять в свой дом такого Великого Гостя. В то же время он, будучи уверен в безграничной силе Спасителя, просил только исцелительного слова Его. Христос был поражен смиренной верой этого язычника, сказав: «Истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры» (Мф. 8, 10). И тот час же по искренности и глубине своей веры сотник получил просимое — слуга его стал здоровым.
Господь быстро откликнулся на просьбу язычника. Мы же, православные, часто просим Его в молитвах и наши просьбы не всегда исполняются. Для Бога нет ничего невозможного, поэтому то, что мы не получаем просимого, объясняется определенными причинами:
Первая из них: называем себя христианами — являемся ли ими в самом деле? Многие считают, что если человека крестили, то он независимо от всего последующего может называться христианином. Однако часто это только название, когда человек своей неправедной жизнью растерял благодать Духа Святого. Часто некоторые люди, считая себя верующими, посылают записки о поминании в церковь, дают деньги на свечку, даже приходят изредка в церковь, чтобы «отстоять» обедню, но все это для них только выполнение обряда, не сопровождающееся делами любви к ближним. В храме они молятся, а выйдя из него, снимают с себя благочестивые чувства как снимают праздничную одежду, приступая к житейским делам. Мне приходится часто в колонии строгого режима (УЭ 148/5, ст. Свияжск) слушать рассказы заключенных о своей жизни. Некоторых из них в детстве родители крестили, некоторые крестились на воле сами. Они называют себя православными. Но один из них убил свою мать, другой оставил сиротами троих детей, третий за грабежи отбывает уже четвертый срок. Искреннего раскаяния у многих нет, ссылаются на случай, «денег не было», «по пьянке» и т.д. Поэтому они даже хуже язычников, которые часто руководствуются обычными законами.
По-христиански, весной надлежит освятить поле и огород, хотя бы пройти по нему, окропляя святой водой и читая псалом 90-й. Кто так поступает? Единицы! Зато сплошь и рядом приносят магнитофон и под звуки песен, совсем не праведных, обрабатывают землю. А потом жалуются, что получили урожай меньше, чем ожидали.
Вторая причина состоит в том, что мы просим неуверенно, с каким-то сомнением. Надо же просить «ничтоже сумняся» (Иак. 1, 6). Например, заболев, обращаемся к врачу, и только потом к Господу, то есть обращаемся не по вере, а по нужде. Хотя и в этом случае исцеление бывает часто. Из сказанного не следует, что не нужно обращаться к врачам. Здоровье — это дар от Бога и мы должны сохранять его, обращаясь и к врачам, предварив это молитвой. Церковью со времен апостольских установлено таинство Елеосвящения (соборования), исцеляющего человека как духовно, так и телесно. Посылая Своих учеников на проповедь, Господь заповедал им исцелять больных (Мф. 10, 1), при этом апостолы мазали больных маслом (Мк. 6, 13) и научили своих преемников поступать так во все времена. «Пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он сделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14-15). Это таинство может исполняться и над здоровыми людьми, что дает им дополнительную силу к совершенствованию их духовной жизни. Глубоко ошибочно думать, что это таинство совершается только над умирающими людьми, не бойтесь прибегать к нему.
Причиной неисполнения нашей просьбы, обращенной к Господу с искренней верой и надеждой, может быть то, что просимое на самом деле не так уж и нужно нам, а то и вредно. От нас закрыто будущее, да и если есть возможность поразмыслить и оценить трезво все последствия намечаемого нами действия, мы не всегда делаем это. Мы недальновидны. Мы испытываем недовольство, что Бог нас не послушал, а Он сделал это для нашего блага. Господь дает нам полную свободу, любя нас, но всегда предостерегает от ненужных и неправедных дел, однако мы плохо прислушиваемся. Известны случаи, когда вымоленный у Бога от смерти ребенок, повзрослев, становится преступником и отравляет жизнь своим родителям и окружающим. Знаю случай, когда человек страстно желал приобрести автомашину, копил деньги, молился, но все время, что-то мешало ему. Наконец, он купил и через некоторое время вместе с семьей погиб в аварии. И таких случаев много. Пророк Исайя (55, 8-9) приводит слова Господа: «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути мои. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших».
Часто Господь не исполняет немедленно наши просьбы, чтобы испытать наше терпение и заставить нас беспристрастнее судить себя, видеть свое недостоинство, чтобы побудить нас к исправлению.
Что было бы, если бы каждый раз, как только мы попросим, Господь сразу же исполнял наше желание. Во-первых, мы решили бы, что Господь поступает так, видя нашу праведную жизнь. То есть мы восхвалили бы себя в глазах своих, а то и стали бы перед другими кичиться. Вместо осознания своих грехов — «несть человек еже жив будет и не согрешит» и покаяния мы стали бы увеличивать сонм своих грехов обманом. Во-вторых, мы не стали бы дорожить Божьей милостью, считая, что она дается всем без ограничения и хлопот, как, например солнечный свет. Ведь мы и из своей обыденной жизни знаем, что все, что достается легко, ценится мало. Так, избалованные дети не дорожат игрушками, ломают их, зная, что взамен родители купят всё, о чем бы их ни попросили.
Отец Небесный еще до наших просьб знает, что нам нужно. Если Он медлит исполнять наши просьбы, необходимо подумать, не прогневили ли мы Его своими нераскаянными грехами? Прося, нужно одновременно размышлять о своей жизни, находить в ней ошибки, сознательное отступление от заповедей Господних, леность в молитве и покаянии. И всегда искать возможность исправить последствия греха, совершать добрые дела, помня, что, если человек может сделать что-то доброе, а не делает, то это тоже есть грех.
В ежедневных молитвах полезно вспоминать слова молитвы святителя Филарета, митрополита Московского: «Господи! Не знаю, что просить у Тебя. Ты один знаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить себя. Отче! Даждь рабу Твоему — чего и сам я просить не умею. Ни дерзаю просить ни креста, ни утешения. Ты зриши нужды, которых я не зрю».
Примем же к сердцу наставление апостолов — «в молитве терпите» (Кол. 4, 2) и наставление Самого Спасителя нашего: «Просите и дано будет вам; ищите и найдете, стучитесь и отворят вам» (Мф. 7, 7).