Богородица глазами святого Андрея Боголюбского

12858
Фото

Небольшой посёлок Боголюбово находится в нескольких километрах от города Владимира, в устье реки Нерли при впадении её в Клязьму. Это живописный уголок с обширными лугами, усеянными россыпью полевых цветов и древней многовековой историей. О чем молчит здешняя земля и стены храмов? Что шепчет ветер и о чем задумались облака? Боголюбово — удивительный край, тесно связанный с именем святого благоверного князя Андрея, прозванного так же — Боголюбским, и образом Пречистой Богородицы — Боголюбской. Именно здесь Царица Небесная явилась князю, что стало предзнаменованием особого Её попечительства над русской землёю в переломный момент её истории.


Князь Андрей Боголюбский

Князь Андрей был внуком князя Владимира Мономаха, сыном Юрия Долгорукого и половецкой княжны. Как гласит его житие, с детства он любил богослужения, а от дедушки унаследовал особую духовную сосредоточенность и любовь к слову Божию. Князь Андрей был усердный молитвенник, он прекрасно знал церковный устав и службы.

Великий князь при глубоком благочестии являлся мудрым правителем и мужественным воином. Он во многих походах сопровождал отца и в битвах несколько раз был на краю гибели. Однако Господь хранил Своего избранника. Вместе с тем, летописцы упоминают в его характере особое миролюбие и милосердие — редкие для полководцев того времени качества.

Поход Андрея Боголюбского в Волжскую Булгарию

В 1154 году Юрий Долгорукий становится князем Киевским, и Андрею он отводит в удел Вышгород, что под Киевом. Однако благоверный князь, воспитанный в северных землях, не остаётся в предназначенном отцом городе. Он намеревается перенести свой удел и основать великокняжеский престол в суздальских землях. Это стало знаковым и судьбоносным решением в истории нашей страны, стоящей между Киевской Русью и поднимающейся Московией.

Икона Божией Матери, позже названная «Владимирской»

Из Византии в 1131 году был прислан на Русь удивительный подарок. Князю Юрию Долгорукому Константинопольский Патриарх Лука Хризоверх преподнёс редкой красоты и одухотворённости икону Божией Матери. Её поставили в девичьем монастыре Вышгорода. Этот самый образ и забирает с собой князь Андрей, отправившийся на север. Он просит защиты и покровительства у Божией Матери, молит Пречистую о том, чтобы Она помогла ему в осуществлении задуманного, если на то есть воля Божья и Её.

В верстах семи от Владимира лошади, которые везли чудотворную икону, остановились, как вкопанные и не могли дальше сдвинуться с места. В повозку перезапрягли других лошадей, но и те не сдвинулись с места. Тогда князь узрел в этом особый знак. Он попросил сопровождавшего его священника отца Николая совершить молебен перед иконой Божией Матери. После этого князь удалился в походный шатер, где долго и горячо молился Царице Небесной. В это время ему явилась Сама Богородица, которая повелела поставить Её образ во Владимире, а на этом самом месте построить церковь и основать обитель для монахов.

Князь дал указание здесь заложить каменную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, где со временем образовался и монастырь. Название «Боголюбово» этой местности, которая затем превратилась в город, дал сам князь Андрей. По его словам, «Бо­жия Ма­терь воз­лю­би­ла это ме­сто». Здесь он основывает и свою резиденцию. Здесь же трагически погибает от рук заговорщиков.

Икону Богородицы по Ее повелению переносят во Владимир, и с тех самых пор мы знаем этот дивный образ под названием «Владимирская».

Образ Пресвятой Богородицы «Боголюбская»

Но эта статья посвящена не Владимирской иконе Пречистой Матушки Богородицы, а другой, названной «Боголюбской». Благоверный князь, удостоившись видения Царицы Небесной, повелел пригласить лучших мастеров, чтобы написать Её предивный образ, явленный ему. Богородица была написана так, как увидел, а затем описал Ее князь — в полный рост с воздетыми руками в молении к Сыну Своему Христу. Есть сведения, что свиток, который держит Матерь Божия, был приписан позже. Также позднее появился и деисус — верхний ряд, включающий изображения Господа, Богородицы, которая сопутствовала князю Андрею, Архангелов и святого Иоанна Предтечи.

Этот образ, названный «Боголюбским», относится к домонгольскому периоду, то есть времени до нашествия на русские земли хана Бытыя. Это промежуток времени в нашей истории крайне скудный на иконы, можно по пальцам сосчитать все образы, которые были тогда явлены. Более того, «Боголюбская» одна из первых икон, написанная именно русскими мастерами. До этого на Русь для росписи стен храмов и создания образов приглашались изографы из Византии.

100 лет реставрации

Икона Божией Матери «Боголюбская» после написания была торжественно внесена в церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Боголюбове. Случилось это ориентировочно в 1158 году. Со временем она становится широко почитаемой в народе, о чем свидетельствуют многочисленные списки с первоначального образа. Первый из них датируется XIV веком. Известно также, что в XV столетии по повелению великого князя Василия Тёмного делают список с «Боголюбской» для дворцовой Сретенской церкви Московского Кремля. Помимо точных списков появляются и вариации образа — с предстоящим на коленях святым князем Андреем Боголюбским или с молящимися святыми — этот извод (вариант образа в пределах канонической нормы) получил название «Моление о народе».

Однако несмотря на широкое почитание и народную любовь к «Боголюбской», икона пережила немало «передряг», что сказалось на её состоянии. Чудотворный образ Царицы Небесной пережил пожар, в котором лишь чудом не сгорел, обрушение храма, в котором икона оказалась под завалом. Пережила святыня и разрушительные действия со стороны реставраторов, пытавшихся в начале XX века сохранить ее, но на деле только ухудшивших её состояние.

В 1956 году икона была передана из Владимиро-Суздальского музея реставраторам Центральных реставрационных мастерских, ныне это — Всероссийский реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря. Сменилось уже несколько поколений реставраторов, трудящихся над восстановлением дивного образа. Работа продолжается до сих пор. За последние годы благодаря высоким технологиям удалось добиться того, что стал виден удивительной красоты лик Царицы Небесной, истинный цвет Её одеяния, тонкости и детали, касающиеся создания этого шедевра духовного искусства.

Защитница и Заступница

Верующие люди всегда с особой надеждой и упованием молились к Матери Божией, слёзно просили о заступлении в бедах и напастях. Широкое почитание Боголюбского образа установилось, когда в народе стали замечать спады эпидемий чумы после молитв перед ним или его списками. Многократно Царица Небесная являла помощь тогда, когда ждать уже её было уже неоткуда. Так было в разные исторические периоды.

Боголюбово, Свято-Боголюбский монастырь

Ужасающая по своим масштабам вспышка чумы пришлась в нашей стране на 1771 год. Нескольким благочестивым людям явилась тогда Богородица и повелела перенести Её Боголюбский образ во Владимир из Боголюбова. Исполнив это, эпидемия пошла на спад. Люди в том страшном 1771 году в разных уголках России в отчаянии и страхе молились перед списками этого образа. И благодаря чудесной помощи Пречистой черная смерть отступала.

Жители Владимира в тот год, радуясь и благодаря Иисуса Христа и Его Матушку, составили ходатайство императрице Екатерине II о дозволении проведения ежегодных крестных ходов с Боголюбской иконой Божьей Матери. В 1772 году разрешение было получено. С тех самых пор эта традиция и живёт во Владимире. Прекращалась она разве что в советский период гонений на Церковь.

1 июля в день празднования иконы Божией Матери «Боголюбская» проходит большой крестный ход с чудотворной иконой из Владимира в Боголюбово — на её историческую Родину. Во Владимир из Боголюбово ежегодно образ переносится таким же способом — крестным ходом, месяцем раньше —1 июня. За этот месяц чудотворная икона находится в храмах Владимира, где совершаются молебны Пресвятой Богородице. На время крестных ходов в этих городах ограничивается движение транспорта, для того чтобы верующие с особым почётом и любовью пронесли чудотворный образ своей великой заступницы Царицы Небесной, непрестанно молящей за весь род человеческий Своего Сына Христа Бога нашего.

Новости по теме

Митрополит Кирилл совершил Литургию Преждеосвящённых Даров на месте погребения своего духовного наставника митрополита Серапиона (Фадеева) в селе Великодворье Митрополит Кирилл совершил Литургию Преждеосвящённых Даров на месте погребения своего духовного наставника митрополита Серапиона (Фадеева) в селе Великодворье

29 марта митрополит Кирилл совершил Литургию Преждеосвящённых Даров в храме святой великомученицы Параскевы Пятницы в селе Великодворье (Гусь-Хрустальный район Владимирской области).

В Казанском Богородицком монастыре пройдут лекции, посвящённые Великому посту В Казанском Богородицком монастыре пройдут лекции, посвящённые Великому посту

В Казанском Богородицком монастыре начинает работать лекторий, посвящённый Великому посту. Лекции еженедельно будет проводить руководитель миссионерского отдела Казанской епархии иерей Александр Ермолин. Встречи будут проходить по пятницам в 18.00

В родительские субботы Великого поста в храмах Татарстанской митрополии пройдут заупокойные богослужения В родительские субботы Великого поста в храмах Татарстанской митрополии пройдут заупокойные богослужения

30 марта и 13 апреля в храмах Татарстанской митрополии пройдут богослужения великопостных родительских суббот.

Митрополит Кирилл совершил заупокойное богослужение на месте погребения своего духовного наставника митрополита Серапиона (Фадеева) Митрополит Кирилл совершил заупокойное богослужение на месте погребения своего духовного наставника митрополита Серапиона (Фадеева)

28 марта, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил парастас в храме великомученицы Параскевы Пятницы в селе Великодворье (Гусь-Хрустальный район Владимирской области).