Казанские храмы во имя Николая Чудотворца

7862
Фото

О Казанских храмах во имя Николая Чудотворца рассказывает доцент Казанской Православной Духовной семинарии, лауреат Макариевской премии Анатолий Михайлович Елдашев.

В Казани к 1917 году было 7 монастырей с 24 отдельными храмами (11 в годы советской власти было уничтожено); 5 соборов с 11 храмами (9 уничтожено), 42 приходских церкви с 54 отдельными храмами, из которых уничтожено 31. Кроме того было свыше 30 часовен и 4 церкви, относящиеся к военному ведомству, значительное большинство которых было разрушено.

Из восьми Никольских храмов сохранился только Николо-Низский (после закрытия в начале 1930-х годов православным его вернули в 1946 году). Были разрушены Николы Ратного в Кремле (Спасо-Преображенский монастырь), Никольская в Кремле (проездная в Тайницкой башне), Николы Тульского в Казанско-Богородицком монастыре, Николо-Гостинодворская, Николо-Ляпуновская, Николо-Вишняковская, военная Никольская Пороховая.

Николо-Вишняковская церковь

Церковь св. Николая чудотворца принадлежала к древним казанским храмам. Её основание относится ко второй половине XVI века. О ней уже упоминается в 1555 году при перечислении угодий, данных жалованною грамотой царя Ивана Грозного казанскому архиепископу.[1] В писцовых книгах Казани за 1566-1568 г. её место обозначается как: «на старых воеводских огородах, в новом остроге, в Вешняковой слободе».[2]

«Вешняковской» называлась она потому, что была построена в слободе, где жили стрельцы приказа Вешнякова (или Вишнякова), подобно тому, как от головы Елизара Гляткова назывались Глятковы слободы, в которых находится церковь великомученицы Параскевы Пятницы. В 1674 г. деревянная постройка была заменена каменной. Церковь неоднократно горела (1749, 1815[3], 1842 г.), а после пожара 24 августа 1842 г. она была полностью перестроена. В 1849 г. строительство начал архитектор Ломан, а в 1853 г. его окончил архитектор Бессонов.

Значительные пожертвования мирян дали возможность значительно расширить и приукрасить храм.[4] Особую лепту в это внёс казанский 2-й гильдии купец Сергей Егорович Павлов, который до этого, в 1832 г. благоустроил Боголюбскую (Екатерининскую) приходскую церковь, что в Адмиралтейской слободе. Кроме затрат на строительство (30 тыс. руб. серебром), он заплатил за изготовление иконостаса 6 тыс. руб. серебром. Иконы были написаны в мастерской Гагаева[5]. Павловым также были куплены все три паникадила в трёх приделах, все подсвечники, лампады.

Храм был освящен архиепископом Казанским и Свияжским Григорием 10 сентября 1853 г. В таинстве освящения приняли участие архимандрит, ректор Казанской Духовной академии Парфений, настоятель Спасо-Преображенского мужского монастыря, ректор Казанской Духовной семинарии Иосиф, инспектор КазДА Паисий, игумен Кизического Введенского мужского монастыря Мелетий, ключарь Благовещенского кафедрального собора Рапидов[6] и священник обновлённого храма Андрей Гурьевич Ласточкин.[7]

В храме было три престола: главный — Введения во храм Пресвятой Богородицы, правый — Алексия человека Божия, левый — святителя и чудотворца Николая. Храм, как по наружности своей, так и по внутренней отделке принадлежал к числу красивейших в городе. Он был выполнен в русско-византийском стиле. Церковь венчала единственная глава на массивном барабане, рядом к ней была пристроена двухъярусная колокольня. При церкви с северной стороны в 1853 г. усердием Сергея Егоровича Павлова была построена часовня.

Церковь разобрали в 1929 г.. Сейчас на её месте стоит пятиэтажный «сталинский» дом № 1 по ул. Островского.

Николо-Ляпуновская церковь

Церковь Николо-Ляпуновская или Николо-Стрелецкая была построена стрелецким головой Истомой Ляпуновым (или, по позднейшему помяннику, Димитрием Истомой Ляпуновым) ещё до 1566 г., так как в Писцовой книге 1566-1568 г. она уже упоминается.

С именем основателя церкви связывается древнейший из сохранявшихся до начала 1930-х годов надгробных памятников — каменная плита, лежащая во дворе церкви над могилой его дочери Анны. На плите читались следующие слова: «…инваря 24…часов пр…ое блаженство…итрия Степанова…ова дочь ево де…Димитриевна жития…лет и 7 месяцев…ангела ея прав…ля 3 числа котор…погребена на сем месте под сим камнем».[8]

В древности церковь имела и другое название, как Николо-Девичья, так как в XVI веке она входила в состав Никольского девичьего монастыря. В этом монастыре был ещё и Ильинский храм.

Число сестёр на начало XVIII века было даже больше, чем в Казанско-Богородицком женском монастыре и насчитывало: кроме игумении и казначеи 88 рядовых (там 79) и 14 новопостриженных (там 6). Монастырь прекратил своё существование после сильного пожара 1749 г., после которого так и не смог восстановиться. Хотя ещё какое-то время духовная жизнь в нём и теплилась, о чём свидетельствует отлитая надпись на колоколе колокольни Николо-Ляпуновской церкви: «1752 перелитъ сей колоколъ въ Казань Николаевской девичъ монастырь Ляпунова». О более позднейшем существовании обители говорит также и упоминание о нём в «Опыте Казанской истории» П. Рычкова (1767 г.).[9]

К началу XVIII века древние храмы Николо-Ляпуновского прихода претерпели большие изменения. Никольский храм, вначале деревянный, был заменён освященным в 1695 г. каменным, с приделом архангела Михаила вместо прежнего Зосимо-Савватиевского. Прежний Козьмо-Дамианский храм уступил место каменному Ильинскому, освященному в 1736 г.

Оба храма пострадали от пожара в 1815 г. Никольский был восстановлен в 1818 г. и тогда же освящён. Он сохранил свой архитектурный владимиро-суздальский тип. Храм был расписан казанскими художниками — изображение евангелистов на фонаре было написано в 1824 г. живописцем Александром Григорьевым, изображение Господа Саваофа в куполе — писано в 1855 г. художником, губернским секретарём Николаем Егоровичем Огородниковым. Им же в 1855-1856 г. писаны иконы в иконостасе. Росписи храма хранили имя ещё одного художника — Григория Артемьева, который в 1856 г. написал изображение Спасителя с апостолами

Ильинская церковь — возобновлена лишь в 1832 г. и переосвящена в память обновления Храма Воскресения Христова. При ней был сделан придел в честь Архистратига Михаила. Иконостас для неё был построен ещё в 1823 г. экономическим крестьянином с. Егорьево Казанского уезда Николаем Желтухиным по плану, составленному жителем г. Депрейса Никанором Быковым. Отметим, что на колокольне храма висел колокол весом почти в одну тонну , отлитый в Казани, на Подлужной улице, на известном заводе Рукавишникова.

В 1870-1885 г. Николо-Ляпуновский приход временно был лишён самостоятельности и приписан был к Николо-Низскому приходу.

Никольская церковь была небольшим кубическим сооружением, перекрытым куполом с крестом на фигурной шейке, напоминающей ампир. С запада была пристроена арочная галерея, сильно «утонувшая» в земле — взорвана летом 1963 г. Ильинская церковь — памятник барокко, обычный для Казани, уничтожена в 30-х годах XX века.[10] Сейчас на месте храмов находится здание бывшего Дома политического просвещения Татарского обкома КПСС, а ныне — президиума Академии наук Республики Татарстан.


[1] Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской Духовной академии, на 1875 год. — Казань. 1875. — С. 592

[2] там же.

[3] В пожаре 3 сентября 1815 г., который начался недалеко от неё, сгорела крыша, церковная ограда и дом священнослужителей. Иконостас, ризница и вся церковная утварь были спасены.

[4] Казанские губернские Ведомости. 1849 г. № 32. — С. 318.

[5] Гагаев Тимофей Терентьевич (1836 — 25 октября 1889), иконописец из Владимирской губернии. В 1855 г. подновил величественный пятиярусный иконостас казанского Благовещенского кафедрального собора. Иконы были расписаны в строго византийском стиле. В 1865-1867 г. расписал иконы в иконостасе Петропавловского собора.

[6] Казанские губернские Ведомости. 1853 г. № 39. — С. 309 — 310.

[7] о. Андрей был сыном известного казанского протоиерея Ласточкина Гурия Иевлевича (1781 — 11 августа 1828). о.Андрей был женат на дочери священника Грузинской церкви Ивана Ивановича Танаевского — Екатерине (1813 — 30 ноября 1895).

[8] Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской Духовной академии, на 1910 год. — Казань. 1910. — С. 995.

[9] Там же. — С. 996.

[10] См.: Фролов Г.В. Путеводитель по храмам… — С. 59.

Новости по теме

Ермак и поход «за Казань»: связь с явлением Казанской иконы Божией Матери
Публикации 23 июля 2024
Ермак и поход «за Казань»: связь с явлением Казанской иконы Божией Матери

Казанская икона Божией Матери – одна из главных святынь в России. Её обретение в 1579 году стало началом новой страницы отечественной летописи, повлекло за собой череду важнейших исторических событий.

Пугачевский бунт — трагическая страница истории Казани
Публикации 23 июля 2024
Пугачевский бунт — трагическая страница истории Казани

Главное трагическое событие конца XVIII века — поругание святыни разбойниками-пугачевцами. 12 июля 1774 года около 6 часов утра разбойная вольница перешла границу города со стороны Сибирского тракта.

Встреча Казанской и Владимирской икон Божией Матери в ноябре 1612 года
Публикации 16 июля 2024
Встреча Казанской и Владимирской икон Божией Матери в ноябре 1612 года

1612 год стал переломным моментом в эпохе Смутного времени. В феврале из Нижнего Новгорода в захваченную поляками Москву выступило народное ополчение под началом князя Дмитрия Пожарского.

Казанская икона Божией Матери во главе Нижегородского ополчения 1612 года
Публикации 15 июля 2024
Казанская икона Божией Матери во главе Нижегородского ополчения 1612 года

В 1579 году в Казани произошло чудесное обретение иконы  Пресвятой Богородицы. Образ Божией Матери промыслительно вошёл в историю России и сыграл  особую роль  в горькие годы Смутного времени.