Почитание местных подвижников благочестия, новомучеников и исповедников в монастырях Казанской епархии

2069
Фото

Ваше Высокопреосвященство, Ваши Преосвященства, досточтимые отцы, матушки, братья и сестры!

Разрешите выразить благодарность за предоставленную возможность выступить на сегодняшнем мероприятии, посвящённой такой важной теме.

XX столетие российской истории, особенно его первая половина, обагрилось кровью пострадавших за веру Христову монашествующих, священнослужителей, мирян, взошедших на свою личную Голгофу подвижников благочестия, новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви.

Годы гонений оставили свой кровавый след и в Казанской епархии. По сведениям современных историков Церкви, только в 1918 году здесь было расстреляно более 20 священников, а в период с 1929 — 1938 годах расстреляно свыше ста священников и монашествующих, более семисот было осуждено к заключению в лагерях. Все 27 монастырей Казанской епархии к концу этого периода были разграблены и закрыты. Жертвами репрессий стали и сотни прихожан, выступавших против закрытия храмов.

Но в Казанской епархии и ее монастырях сохраняется память о тех, кто своей жизнью доказал верность Христу и Его учению. Сегодня именно о них наше повествование.

Раифский Богородицкий монастырь

Я представляю Раифский Богородичный мужской монастырь Казанской епархии, богатая история которого насчитывает более четырех веков существования. Начало ХХ века — скорбная страница этой истории, освящённая подлинным подвигом веры. Накануне престольного праздника обители, в январе 1930 года несколько десятков человек братии были арестованы советской властью, а 20 февраля заседание судебной тройки ГПУ Татарской АССР приговорило иеромонахов Иосифа, Сергия, Варлаама, Иова, Антония, послушников Петра и двух мирян — Василия Гаврилова и Степана Абрамова к расстрелу, цинично назвав такое наказание «высшей мерой социальной защиты».

В 1997 году шесть новомучеников из числа братии были канонизированы, и стали почитаться как местные святые. 11 марта 2020 года на заседании Священного Синода они были внесены в список святых для общецерковного почитания на всей территории Русской Православной Церкви. Днём поминовения было определено 27 января — день, когда мученики совершили последнюю в своей земной жизни Литургию в родной обители.

В день памяти этих святых в монастыре совершаются особенно торжественные богослужения. Их иконы находятся в храмах обители, о них в обязательном порядке рассказывается на экскурсиях приезжающим паломникам, у храма, где они были арестованы, установлен информационный мемориальный стенд, подробно рассказывающий и иллюстрирующий это событие. На сайтах монастыря и епархии опубликовано и продолжает публиковаться ряд популярных и научных статей о жизни и подвиге Раифских святых. В монастырском музее создана отдельная экспозиция, посвящённая им. В начале двухтысячных годов насельником Раифского монастыря покойным схиигуменом Сергием (Златоустовым) был написан акафист мученикам, предназначенный для келейного чтения. В настоящее время ведутся работы по созданию службы в честь святых. Кроме того, на въезде в монастырь установлен мемориальный памятник «Примирения и согласия», напоминающий о событиях гражданской войны, когда в ходе зашиты обители от разграбления жителями местных сёл были убиты члены отряда чекистов, за что впоследствии многие из братии и прихожан монастыря претерпели гонения.

Зилантов Успенский монастырь

Старше по возрасту, чем Раифская обитель, конечно Зилантов Свято-Успенский мужской монастырь (ныне женский), основанный еще при правлении царя Ивана Васильевича IV Грозного в 1560-х годах.

В XX веке святая Зилантова обитель также прославилась своими мучениками. Во время Гражданской войны, штурм Казани красными войсками в сентябре 1918 года начался именно с Зилантовой горы. Надвигавшийся красный террор заставил тысячи горожан, в том числе митрополита Казанского и Свияжского Иакова (Пятницкого) и многих представителей священства, покинуть город. Но не ушли монахи обители.

В тот памятный день иноки монастыря, отслужив последнюю в своей жизни Литургию, трапезничали. Красноармейцы ворвались в трапезную и зверски расстреляли всех находившихся там во главе с архимандритом Сергием (Зайцевым) — человеком духовно богатым, которого многие называли миротворцем. Чудом выжил лишь духовник обители престарелый иеромонах Иосиф, который и поведал братии Иоанно-Предтеченского монастыря страшную трагедию.

Ежегодно, 10 сентября в стенах казанских монастырей возносятся молитвы об убиенной братии этой святой обители. В этот день совершается крестный ход. Написаны некоторые, ещё неутверждённые, гимнографические тексты в честь этих святых. Как и в Раифе, в Зилантовой обители существует мемориальная доска, установленная на месте расстрела братии. На территории монастыря установлен также памятный крест в честь подвига новомучеников.

Свияжский Успенский монастырь

В годы гонений также прославился мученническим подвигом священномученик Амвросий, настоятель Свияжского Успенского мужского монастыря.

Епископ Амвросий был образцом целомудрия, всецелого посвящения себя Богу. Став епископом Сарапульским незадолго до начала Первой мировой войны, вскоре после революции, епископ Амвросий, из-за своего несогласия с новой политикой безбожной власти был отправлен на покой в качестве настоятеля Свияжского монастыря. В Свияжской обители владыка не раз подвергался нападкам со стороны властей и даже некоторых из братии. Однако он имел огромный авторитет среди простых людей, которые часто его защищали после, пережитых им двух арестов.

26 июля 1918 года в Свияжск прибыл продовольственный отряд, чтобы реквизировать хлебные запасы у местного населения и монастыря. Когда экспроприаторы явились в обитель, епископ Амвросий запротестовал, за что и был жестоко убит безбожниками. Через несколько часов его келейник, иеродиакон Иов (Протопопов), сам впоследствии в 30-е годы принявший мученический венец в Раифе, нашел в поле тело архипастыря с израненной штыком спиной и вывернутыми руками. Верный келейник похоронил священномученика на месте его кончины и в течение 12 лет платил крестьянину, владельцу поля, чтобы тот не пахал землю вокруг могилы. К сожалению, место погребения священномученика Амвросия было утеряно в 30-е годы прошлого века.

Память священномученика Амвросия совершается 27 июля (9 августа), в день его мученической кончины, 4 (17) октября — в день празднования Собора всех Казанских святых, а также в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских. Памяти этого святого также посвящено множество различных публикаций и исследований.

Кроме того, в Свияжской обители также почитаются мученики из числа белого духовенства, которые служили в приходских храмах Свияжска. Студенты магистратуры Казанской духовной семинарии из числа братии занимаются детальным изучением жизни и подвигов священнослужителей, служивших в Свияжске и принявших за это страдания от рук большевиков. Собираются документы для канонизации отдельных пострадавших священнослужителей.

Седмиезерный монастырь

В Седмиезерной пустыни, помимо известных святых Александра и Гавриила Седмиезерных, почитаются местночтимые святые: преподобная схимонахиня Анисия, исповедник Серафим (Кошурин) преподобномученики Серафим (Щелоков) и Тихон (Бузов) расстрелянные на Бутовском полигоне, поминается также Симеон (Холмогоров), канонизированный Русской Православной Церковью заграницей. В обители есть икона всех новомученников обители, их память почитается за богослужениями.

Из ныне существующих мужских монастырей Казанской епархии Иоанно-Предтеченский и Кизический монастырь Казани, хотя и не имеют прославленных новомучеников из числа братии, также поддерживают в своих стенах почитание Казанских мучеников — в обеих обителях есть их иконы и совершаются службы в их честь.

Казанско-Богородицкий монастырь Казани

Из дореволюционных женских монастырей Казанской епархии, в первую очередь, необходимо отметить Казанский Богородицкий женский (ныне мужской) монастырь, место обретения чудотворной Казанской иконы Божией Матери.

Казанские монастыри были закрыты решением городского Совета рабочих и крестьянских депутатов 4 мая 1928 года. Вся тяжесть горестей разрушенной обители легла на плечи игумении Рахиль (Ершовой). Сердце матушки не выдержало, и она скончалась 7 февраля 1929 года. Казанский историк-краевед, доцент Казанской православной Духовной семинарии Анатолий Елдашев четверть века искал место ее последнего упокоения. Многолетние поиски увенчались успехом, могила последней настоятельницы святой обители была найдена на Казанском Арском православном некрополе. Был отреставрирован крест, облагорожена могила. Ныне в монастыре и на ее могиле ежегодно 7 февраля совершаются молебствия.

Также в монастыре существует музей Казанской епархии, где есть экспозиция, посвященная памяти новомучеников Казанских, а экскурсоводы рассказывают многочисленным паломникам и туристам об их подвигах.

Федоровский монастырь Казани

Нельзя не вспомнить и насельниц женского Феодоровского монастыря и особенно — его последнюю настоятельницу игумению Ангелину (в миру Анна Степановна Алексеева), на плечи которой легла тяжкая участь видеть закрытие и разрушение святой обители.

17 ноября 1910 года мать Ангелина была утверждена в качестве настоятельницы будущим священномучеником епископом Иоасафом (Удаловым), и прожила в монастыре до самого его закрытия в 1928 году. Активно противостояла захвату обители обновленцами. В 1931 году осуждена на 3 года ссылки. После освобождения поселилась в Казани, 8 декабря 1937 года арестована вновь, 15 декабря допрошена и 21 декабря того же года расстреляна. В настоящее время ведутся работы по сбору материалов для канонизации игумении Ангелины.

Пророко-Ильинский монастырь города Мензелинска

На востоке нашей республики в городе Мензелинске когда-то находился Пророко-Ильинский женский монастырь (до 1920 года Мензелинский уезд входил в состав Уфимской губернии), где подвизалась и была его настоятельницей преподобномученица игумения Маргарита (Гуранопуло). Ее служение прошло в смутное время гражданской войны, когда Мензелинск множество, раз переходил от одной воюющей стороны к другой. В этих условиях игумения решила уйти с отступавшими белыми. По свидетельствам, она уже была на пристани, когда ей явился сам Святитель Николай, произнесший: «Зачем ты бежишь от своего венца?». Потрясённая видением, игумения вернулась в монастырь, чтобы принять смерть за Христа. 21 августа город был вновь штурмом взят большевиками. Число расстрелянных составило не менее 200 человек. Сама Игумения Маргарита была расстреляна 22 августа 1918 года. Место её упокоения не найдено до сих пор.

26 октября 1999 г. игуменья Маргарита была канонизирована как местночтимая святая. В 2000 году она была причислена к Собору новомучеников и исповедников Российских XX века для общецерковного почитания с датой памяти в первое воскресенье после 25 января (7 февраля). Ежегодно в Мензелинске ради памяти преподобномученицы Маргариты совершается городской крестный ход от Никольского собора до руин Ильинской обители, где многочисленные паломники и духовенство Закамского благочиния Казанской епархии совершают молебное пение в память о святой. Особо почитается игумения Маргарита в Закамском и Елабужском благочиниях — во многих храмах находятся её иконы, а в Елабужском Богородицком женском монастыре в главном храме обители её лик присутствует в настенной храмовой росписи (так же особо почитаем в Елабужском обители и священномученик Павел Елабужский (Дернов) с сыновьями Борисом, Григорием и Симеоном, которые приняли смерть от рук большевиков в годы гражданской войны).

Елабужский Казанско-Богородицкий монастырь

В вышеупомянутой Елабужской Казанской женской обители существует уникальный опыт создания музея обители на средства гранта, который выиграл монастырь. Открытию музейной экспозиции предшествовала огромная работа. Монастырь принял участие в конкурсе грантов «Православная инициатива», который был выигран в номинации «Сохранение исторической памяти». На полученный грант были проведены памятные мероприятия и торжественно отпраздновано 150-летие женской монашеской обители в Елабуге, к которому и было приурочено открытие музея на территории монастыря. В этом музее есть экспозиция, посвящённая почитанию новомучеников. В монастыре также проходят богослужения в их честь.

Непрославленные страдальцы за веру

Стоит отметить, что история пострадавших за веру Христову в Казанской епархии не исчерпывается памятью о прославленных Церковью новомучениках, так как далеко не все имена и обстоятельства жизни принявших мучения ради Господа в годы гонений известны, не все канонизированы. И, конечно, ведутся работы по увековечиванию памяти этих страдальцев за веру.

Казанским историком-краеведом Анатолием Елдашевым выявлено до десяти расстрельных мест с 1918 по 1953 года. Но пока только одно место — Архангельский некрополь — официально признан властями, как место массовых расстрелов и захоронений. В 1998 году при входе на кладбище были установлены 10 памятных стел (три односторонних и семь двухсторонних) с 2743 именами расстрелянных с 1929 по 1943 гг. Среди них священномученик Иоасаф (Удалов И.И.) (1886 — 2 декабря 1937), протоиерей Николай (Троицкий Н.М.) (1873 — 2 декабря 1937), архиепископ Казанский и Свияжский Никон (Пурлевский Н.А.) (1886 — 9 января 1938).

Священномученик Иоасаф (Удалов) был единственным архиереем в Казани в 1918 году после массового исхода населения, когда город покинуло по разным сведениям до 60 тысяч человек, в том числе и большое число духовенства. В 1921 — 1923 гг. епископ Иоасаф временно управлял Казанской епархией, активно противодействуя обновленцам. Он разделил участь многих своих собратьев, и был расстрелян безбожниками. 23 июня 2008 года его имя было включено в Собор новомученников и исповедников Российских. Ежегодно 2 декабря в монастырях Казанской епархии и в часовне на Архангельском некрополе служатся молебны в память о священномученике Иоасафе.

Однако, как уже упоминалось выше, многие страдальцы за веру не известны широкому кругу верующих до сих пор. И это, безусловно, является важным полем для работы православных историков и исследователей. К примеру, в уже упомянутом нами Елабужском женском монастыре, согласно исследованиям местных краеведов, пострадало за веру несколько десятков монахинь, имена которых ныне переданы благочинному для поминовения. Имеются данные о репрессированных наследницах Мензелинского монастыря. Такая же ситуация и в Раифском монастыре, где, благодаря работе информационного отдела обители, были обнаружены данные о репрессированных насельниках Раифы, арестованными вместе с прославленными Раифским новомучениками. Эти данные опубликованы на сайте монастыря для популяризации памяти пострадавшей за веру братии. И, разумеется, одним из мест, где приняло мучения за веру Христову большое количество православных, является Свияжский монастырь, в котором содержались многие репрессированные. В честь них здесь установлен памятник жертвам политических репрессий вообще, который также напоминает нам и о безымянных мучениках за веру, подвизавшихся в подвиге на Казанской земле.

Заключение

В монастырях Казанской епархии, как свеча памяти, возродилось неугасимое почитание местных новомучеников и исповедников Русской Церкви. В этом мы видим духовную межпоколенческую связь, свой долг перед сонмом ушедших подвижников благочестия. Работы по широкому освящению жизни и подвигов страдальцев за веру ведутся по разным направлениям, ведь почитание их необходимо также и для духовно-нравственного воспитания новых поколений — как мирян, так и монашествующих.

Стоит отметить, что ныне нет полных, синодально утвержденных и прошедших рецензию синодальной богослужебной комиссии, отдельных служб новомучениками Казанской епархии. Однако работы по составлению таких служб ведутся, и с Божией помощью будут завершены, чтобы прославлять, таким образом, память о подвиге наших братьев и сестёр.

Ныне также написаны иконы всех прославленных Казанских святых. Проводятся различные научные конференции, посвященные периоду гонений на Церковь, готовятся доклады по теме новомученников и исповедников на различных монашеских собраниях и чтениях. Примечательно ещё и то, что многие из нынешних насельников монастырей епархии, которые проходят обучение в семинарии, выбирают для своих курсовых и дипломных работ темы, посвящённые подвигу новомучеников, что также вносит весомый вклад в изучение этой важной для всех нас темы.

Новости по теме

Храм великомученицы Параскевы Пятницы города Казани Храм великомученицы Параскевы Пятницы города Казани

В советские годы эта мини-копия Петропавловского собора находилась в таком запущенном состоянии, что на крыше росли маленькие березки и кусты, а внутри вместо пола была земля, перемешанная с костями.

Казанская икона Божией Матери в Отечественной войне 1812 года Казанская икона Божией Матери в Отечественной войне 1812 года

Пресвятая Богородица не раз являла русскому народу Свою милость через икону, чудесно обретённую в Казани в шестнадцатом веке. Перед Казанским образом Пречистой Девы молился генерал-фельдмаршал Михаил Кутузов в 1812 году, отправляясь на войну с Наполеоном.

Петр Первый и роль Казанской иконы Божией Матери в победе под Полтавой Петр Первый и роль Казанской иконы Божией Матери в победе под Полтавой

В истории государства Российского есть немало примеров чудесной помощи Божией Матери, полученной по молитвам перед Её Казанской иконой. Этот чудотворный образ сыграл особую роль и в Полтавской битве в июле 1709 года.

10 октября — память священномученика Димитрия Шишокина, пресвитера Казанского (1918) 10 октября — память священномученика Димитрия Шишокина, пресвитера Казанского (1918)

10 октября Церковь совершает память священномученика Димитрия Шишокина, пресвитера Казанского.