9 марта 2019 года исполнилось 50 лет со дня кончины исповедника веры Казанского края иеросхимонаха Серафима (Кошурина). К юбилейной дате сотрудники информационного отдела Духосошественского храма Казани сняли документальный фильм о старце. Фильм размещен на интернет-ресурсах прихода.
Василий Кошурин родился в 1883 году в Костромской губернии в семье крестьян. 15 июня 1909 года поступил в Седмиозерную Богородичную пустынь. Он принял монашеский постриг с именем Вениамин. Его рукоположили в сан иеродиакона, а позже — в сан иеромонаха. Спустя годы он принял великую схиму с именем Серафим.
Отец Серафим ревностно служил Господу. Казанская епархия безгранично благодарна ему за то, что он сумел спасти от поругания чудотворную Седмиозерную икону Божией Матери и мощи преподобного Гавриила Седмиезерного. Ныне эта почитаемая святыня пребывает в Петропавловском кафедральном соборе Казани, щедро изливая Божественную благодать всем верующим.
Иеросхимонах Серафим был последним насельником Седмиозерной Богородицкой пустыни, закрытой в 1926 году. После закрытия монастыря он претерпел много скорбей и гонений за исповедание православной веры. Многочисленные допросы, аресты и ссылки — через это в советское время прошли почти все священники.
«Отец Серафим был ризничим нашего монастыря. Он очень любил Седмиозерную пустынь. После закрытия обители он сильно переживал. Батюшка Серафим не ел три недели. После ссылок он потерял зубы, поэтому ему до конца дней готовили пюре и супы. За ним ухаживали, как за ребенком. Находясь в заключении, он подвергался пыткам. От пыток у него оголились кости ног и рук, и он едва не умер. Конвоиры выбросили священника, но одна сердобольная женщина из поселка Аметьево сумела его вылечить», — рассказывает настоятель Седмиозерного монастыря архимандрит Герман (Кузьмин).
После ссылки отец Серафим вернулся в Казань, но по настоянию уполномоченного по делам религии его на долгое время лишили права служения, что случалось почти со всеми судимыми священнослужителями. Несмотря на это, отец Серафим нес послушание уставщика на клиросе. Позднее ему разрешили молиться в алтаре. При казанском архиепископе Михаиле (Воскресенском) он был духовником епархии.
Домик в Аметьево, в котором проживал старец, до сих пор цел. Отец Серафим жил достаточно бедно, но физические лишения лишь укрепляли его дух. Он молился о всех, и народная тропа к нему не зарастала.
Многое о старце сохранилось в памяти верующих благодаря монахине Серафиме, прихожанке храма Ярославских чудотворцев на Арском кладбище, бывшей просфорнице Петропавловского собора, Седмиозерного монастыря и храма Казанской иконы Божией Матери в поселке Царицыно. Матушка отошла ко Господу в 2018 году.
«Моя подруга монахиня Серафима, которая была келейницей отца Серафима и его духовным чадом, говорила мне, что он был большим молитвенником. Когда я ухаживала за больной мамой, у меня было настолько высокое давление, что я не могла поднять глаз. Я посетила могилу отца Серафима, попросив батюшку исцелить меня. Он мне помог», — делится воспоминаниями монахиня Александра (Гришина).
«Наши преподобные отцы — святые Гавриил и Александр Седмиозерные, а вместе с ними и старец Серафим — очень любили монастырь. Мы верим, что они и сейчас заботятся о Седмиозерной обители. Духовная связь не прерывается», — отмечает архимандрит Герман (Кузьмин).
В Седмиозерном монастыре иеросхимонаха Серафима (Кошурина) молитвенного поминают на каждой Божественной литургии. В день его памяти совершаются заупокойные богослужения и организуются поминальные трапезы. Могила старца находится за алтарем церкви Ярославских чудотворцев на Арском кладбище. На ней установлен большой белый крест.
В Казани у старца было немало духовных чад, которым он помогал советом и молитвой. И сегодня отец Серафим поддерживает каждого, кто обращается к нему.