21 ноября 2021 года, в Неделю 22-ю по Пятидесятнице, праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, Божественную литургию в соборе Казанской иконы Божией Матери Казанско-Богородицкого мужского монастыря совершили митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл и епископ Ситкинский и Аляскинский Алексий.
Накануне митрополит Кирилл возглавил в Казанском соборе всенощное бдение.
Архипастырям сослужили представитель Православной Церкви в Америке при Патриархе Московском и всея Руси протоиерей Даниил Андреюк, секретарь Татарстанской митрополии иеромонах Кирилл (Корытко), наместник Казанско-Богородицкого мужского монастыря игумен Марк (Виленский), благочинный I Казанского округа протоиерей Алексий Чубаков, настоятель Введенского Кизического мужского монастыря города Казани игумен Пимен (Ивентьев), настоятель храма праведного Иоанна Кронштадтского при Казанской духовной семинарии иеромонах Филипп (Киселёв), насельники монастыря в священном сане.
Богослужебные песнопения исполнялись двумя архиерейскими хорами: мужским под управлением Дениса Рогова и смешанным под управлением Марины Литвиненко. Некоторые богослужебные песнопения и молитвословия были исполнены на английском языке.
По запричастном стихе проповедь произнёс игумен Пимен (Ивентьев). В завершение богослужения духовенство пропело тропарь, кондак и величание Архангелу Михаилу и всем Небесным Силам бесплотным и совершило славление Божией Матери перед Её Казанским образом.
Затем митрополит Кирилл обратился к верующим со словом:
Поздравляю всех вас с воскресным днем и с праздником Собора Небесных Сил бесплотных, во главе которых стоит Архистратиг Божий Михаил. Архангел Михаил сегодня, как и всегда, присутствует в нашей жизни.
В сегодняшний воскресный день мы слышали Евангельское чтение о том, как Христос воскресил отроковицу, которая на глазах своих родственников ушла из этой жизни (Лк. 8:41-56). Что сделали люди, когда Христос сказал им, что девица не умерла, но спит? Посмеялись над Ним. И сегодня мир порой смеётся над словами Христа, над христианским вероучением…
Мы с вами живём в мире, который отвергает духовное начало. В этом мире многое противоречит воле Божией: этот мир не принимает Христа, сложно гордому миру принять учение о смирении, о кротости и любви к ближнему. Очень трудно это вместить в сердце, когда тебя обижают, когда над тобой смеются, когда тебя не принимают. Как можно любить тех, кто тебя ненавидит? Но если человек не пересилит себя, не переломит свою гордость, то не сможет стать наследником жизни вечной. Такого человека Христос не воскресит в жизнь вечную.
Непонимание этого мира не должно заставлять нас впадать в уныние. Это неотъемлемая часть жизни, которую надо принять как факт. Но фактом является и то, что Сын Божий пришел в этот мир, принял крестную смерть и этой крестной смертью воскресил нас для вечной жизни. Мы в это твёрдо веруем, и никакие житейские бури не должны нашу веру поколебать. Много смущений пережили наши родители и прародители, но они остались верными Христу и наследовали жизнь вечную. Пришло время и нам испытать какие-то горечи этой временной жизни, оставаясь верными Христу. Наше сердце не должно поддаваться соблазнам, но принадлежать Христу. Во всех обстоятельствах жизни мы должны быть верными Богу, любить Его и исполнять Его заповеди. В хранении этих заповедей — наше будущее, наше упование на жизнь вечную.
Сегодня мы ограничены во многом. Ещё недавно с мировых трибун звучали слова о различных свободах, но затем мир закрыл людей в их собственных домах и квартирах, так что многие стали бояться выходить на улицу. Могли ли мы некоторое время назад представить, что те, кто требуют от окружающих преклонения перед правами и свободами человека, уничтожат эти права?
Человек, который живёт только лишь по законам этого времени, сегодня страдает больше, потому что его жизнь не имеет основы. Мы живём в том времени, в котором Господь судил нам жить, но жить мы должны по законам Христовым. Христианин — самый свободный человек, потому что ему Бог дал свободу в жизни вечной. Для настоящего христианина даже самые тяжёлые условия земной жизни не станут непереносимыми, потому что это временно, а впереди — вечная жизнь во Христе Иисусе. Мы сегодня свидетельствуем об истинной свободе — о жизни во Христе. Это свидетельство особенно важно сейчас, когда мир одолеваем страхом смерти, когда люди отдаляются друг от друга.
Несмотря на все действующие ограничения, владыка Алексий приехал в Россию. Он прибыл в наш город и посетил место явления иконы Божией Матери, именуемой Казанской. Мы рады, владыка, что Вы сегодня совершили в нашем храме Божественную службу, что все мы причастились Святых Христовых Таин. Приобщаясь Тела и Крови Христовых, мы свидетельствовали о Воскресении и о жизни вечной.
Всех поздравляю с праздником, с днём наших ангелов! Будем молиться, чтобы ангелы-хранители никогда бы от нас не отступили. Важно, чтобы в жизни мы были хранимы Богом, чтобы ангелы ограждали нас от всех видимых и невидимых врагов, от всех искушений.
Епископ Алексий произнес ответное слово:
Хотел бы поблагодарить Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, с благословения которого я приехал в Россию. Также хотел бы передать всем вам, братья и сёстры, благословение Предстоятеля Американской Церкви Блаженнейшего Митрополита Тихона.
Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка Кирилл! Вам особая благодарность за возможность совершить Литургию в этом прекрасном соборе. Вы, как старший брат, многому меня научили. Прошу Вас помолиться о нашей пастве. Семена Православия на Аляске были посеяны русскими монахами. Православная Церковь на Аляске хранит память об этих людях. Мы, дорогой владыка, возносим молитвы о Вас, о Вашей пастве и просим, чтобы Царица Небесная всем вам была Заступницей.
На молитвенную память митрополит Кирилл преподнёс владыке Алексию Казанский образ Божией Матери.
В завершение глава Татарстанской митрополии преподал верующим благословение и пригласил посетить фотовыставку, посвящённую визитам в Казанскую епархию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Экспозиция, приуроченная к 75-летию со дня рождения Предстоятеля Русской Церкви, находится на территории Казанско-Богородицкого мужского монастыря.