23 января Православная Церковь чтит память священномученика Анатолия (Грисюка), митрополита Одесского, бывший в начале прошлого века епископом Чистопольским и последним Ректором Казанской духовной академии.
В сане архимандрита святой Анатолий преподавал в Киевской и Московской духовных академиях, а с 1913 года назначается ректором Казанской духовной академии. В том же году будущий священномученик был хиротонисан во епископа Чистопольского, викария Казанской епархии, которым оставался до 1921 года. При совершении таинства на владыку Анатолия откуда-то сверху вдруг упал свет, образовав дивное сияние вокруг его головы. Присутствовавшие на богослужении были поражены чудным явлением, видя в нем милость Божию и призыв к особому служению.
После того как советская власть декретом отделила Церковь от государства и издала указ о закрытии всех Духовных Академий, епископу Анатолию удалось сохранить Казанскую Духовную Академию еще на полтора года. Формально подчинившись закону, владыка Анатолий нашел юридическую уловку, благодаря которой жизнь Академии продолжалась. Дело в том, что, запретив официально духовное образование, советская власть еще разрешала получение частного религиозного образования. И вот вся Академия полным профессорским составом и со всеми студентами, сохраняя программу и прежнюю структуру, стала заниматься как бы частным порядком. На частных квартирах собирались студенты, слушали лекции, писали рефераты, получали оценки. Преподаватели так же, как и раньше, ходили на работу. Только теперь на частные квартиры, а не в Академию. Все исправно получали жалованье и отчитывались за проделанную работу.
При закрытии Академии удалось сохранить некоторую сумму денег, которая и являлась основным фондом заработной платы. Группы были небольшими, по 20—30 человек. Никому подобные собрания не бросались в глаза. Каждый семестр владыка Анатолий докладывал Святейшему Патриарху Тихону о результатах учебного процесса, получал материальную помощь от патриархии. Только через полтора года чекисты, случайно вскрыв присланный Патриарху пакет с отчетом епископа Анатолия, пришли в негодование и изумление: как это может быть?! Все Академии и семинарии закрыты, а в Казани все как ни в чем не бывало. Срочно последовала бумага из столичных органов — разобраться на месте, что происходит, почему Казанская Духовная Академия, вопреки имеющимся декретам власти, не была академическим советом ликвидирована.
Позже, после перевода владыки Анатолия на Самарскую, а затем Одесскую кафедры, последовали еще несколько арестов, допросов, пыток. Владыке вменили в вину «антисоветскую агитацию среди духовенства и церковников города Одессы», обвиняли даже в связях в Ватиканом. В 1938 году крайне истощенный и больной физически, но крепкий и непреклонный духом, святой скончался от тяжелой болезни в лагерном бараке, не дав надзирателям сорвать с себя нательный крест. Так, держа обеими руками, как победное знамя, свой крест, окончил шествие по тернистому жизненному пути митрополит Анатолий, приняв от Подвигоположника Христа венец мученичества и исповедничества.