История храма от основания до закрытия
Церковь святой Евдокии была построена в Засыпкиной слободе. Самое раннее упоминание о ней мы находим у географа Михаила Саввича Пестрикова: «Церковь Спаса Нерукотворного Образа, освящена в 1735 году, при ней придел преподобной мученицы, освящен в 1734 году...» Как правило, церкви возводились с теплым и холодным приделами (в холодное время года неотапливаемую часть не использовали). Теплый придел в честь Евдокии Илиопольской был освящен первым. В течение года в нем проходили службы, а за церковью закрепилось название — церковь святой Евдокии.
К приходу были приписаны горожане (с Засыпкиной и Нижне-Федоровской улиц), которые пополняли свечной и кошельковые доходы церкви. О прихожанах Евдокиинского храма можно прочитать в книге священника Евфимия Малова следующее: «В конце прошлого столетия церковь Николая Тульского крайне была бедна по малочисленности своих прихожан, так что в 1792 году священник Иван Андреев писал Преосвященному Амвросию, что при оной церкви 50 приходских дворов — беднейшие люди, почему причт терпит нужду и просит поэтому отчислить несколько домов от Евдокиинской церкви, у коей 125 дворов. Преосвященный приказал десятскому дьякону собрать сведения о приходских дворах и узнать, имеют ли желание некоторые из прихожан Евдокиинской церкви присоединиться к приходу Николая Тульского. Прихожане Евдокиинской церкви не согласились»[1].
По духовным росписям за 1796 год, приход состоял из военных второго батальона, прапорщиков, отставных капралов, сержантов, а также 15 купцов и 23 дворов мещан. В 1829 году к церкви было приписано 97 дворов. В 1830 году в приходе находилось 23 двора военных, 1 двор дворянский, 26 дворов статских, 46 купеческих и мещанских, 2 двора дворовых, 2 двора старообрядцев — итого 100 дворов.
В Казанском календаре за 1869 год в разделе «Предсказания о Казани и Казанской губернии» написано следующее: «Вместо Казани по тому же самому руслу будет течь в 1869 году молочная река с кисельными берегами, Засыпкина и Нижне-Федоровская улицы будут выстланы самым лучшим акинским[2] камнем, и все блаженствующие там теперь отставные титулярные советники будут вытеснены в Мокрую[3]».
Из числа прихожан назначались церковные старосты, в чьи задачи входило: содержание, перестройка церковных зданий, устройство и содержание кладбищ, забота о церковном богослужении, доставление необходимого хлеба и вина для совершения таинств[4]. Благодаря работе старосты причт Евдокиинской церкви помещался в двух церковных домах, построенных на церковной земле.
Один дом, деревянный, приобретен в 1859 году, другой, каменный, построен в 1905 году. В 1905 же году надворные постройки были отремонтированы и составляли собственность церкви.
В 1889 году в стенах церкви была открыта библиотека, ее фонд составил 4 038 экземпляров. Ежегодно их количество пополнялось на средства церкви — выписывались журналы и книги[5].
С 1 ноября 1878 года при церкви действовало 9-е приходское мужское училище, попечителем которого был купец Михаил Александрович Тюфилин. Также при храме находилась частная женская гимназия госпожи Майнуловой. В 1898 году для попечения о причте, для благоустройства церкви и оказания помощи бедным людям прихода было создано приходское попечительство, в 1905 году оно было переименовано в церковноприходской совет.
Советский период
После событий 1917 года Церковь декретом Всероссийского центрального исполнительного комитета советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов 1918 года была отделена от государства. В 1922 году ВЦИК издал декрет «О порядке изъятия церковных ценностей...» в пользу голодающих в Поволжье. В числе прочих конфискация проходила и в Евдокиинской церкви. С икон снимались украшения и серебряно-позолоченные ризы, украшенные венцами, собирали богослужебные сосуды и церковные принадлежности. Со Смоленской иконы Божией Матери сняли, отделив от серебряно-позолоченной ризы, шитый мелким жемчугом, украшенный восемнадцатью аметистами, тремя цветными камнями, жемчужными бусами и другими простыми камнями головной убор Богородицы. Общий вес конфискованного из церкви составил два пуда пятнадцать фунтов сорок два золотника пятьдесят две доли (около 37 килограммов 355 граммов). Все было перевезено в кладовую Татнаркомфина[6].
В феврале 1932 года община церкви святой Евдокии вынужденно перешла в Петропавловский собор с дьяконом Кудрявцевым в количестве 65 человек (60 женщин и 5 мужчин). Церковь святой Евдокии закрыли 31 марта 1932 года[7], несмотря на то, что верующие в количестве 300 человек написали письмо с просьбой не закрывать любимый храм. Евдокиинская церковь была передана конторе Комжилстроя для разбора на кирпич[8]. Но ее не разрушили, а стали использовать под различные учреждения. Некоторое время помещение принадлежало Главному политическому управлению, и в нем содержались заключенные. В 1937 году в ней располагался склад артели «Фетропром»[9]. В часовне находился аптекарский склад, щитовая и многое другое. В 1980 году Министерство культуры передало церковь под библиотеку имени В. И. Ленина, тогда и была произведена реконструкция всего здания. В ходе нее пробили новые двери с южной стороны, что привело к увеличению влажности в помещениях, сделав их непригодными для хранения книг. Библиотека была вынуждена переехать. Освободившиеся площади не пустовали — там разместились мастерская художников и деревообрабатывающий цех.
Современный период
Приходская жизнь храма возродилась 24 июня 1999 года — в день празднования иконы Божией Матери «Достойно есть». В этом же году с благословения архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия был создан Спасский приход.
У истоков восстановления церкви стоял протоиерей Димитрий Евграфов (настоятель храма с 1999 по 2022 г.). Прихожанами стали творческие люди разного возраста и разных возможностей, среди них были художники, скульпторы, архитекторы и дизайнеры.
В 2010-х годах к восстановлению храма подключились учредители архитектурно-строительной фирмы «Антика» — Олег Львович Кипенко и Леонид Григорьевич Горник. Начались строительные работы по замене кровли, полов, окон, отопления. Практически все было заменено, кроме метровых стен. На территории храма был создан мемориальный сквер, напоминающий о жертвах репрессий 30-х годов.
Поднятое к небу Распятие — первое, что встречает гостей, входящих в пределы церковного двора. С обратной стороны Креста, установленного в 2012 году, от основания вверх поднимается виноградная лоза, напоминающая слова Спасителя: Аз есмь лоза, а вы ветви (Ин. 15:5). Надпись над лозой гласит: «Христос Воскресе!» Христос Своей смертью на Кресте и Воскресением победил смерть, а последующим Вознесением на Небеса указал людям путь ко спасению и вечной жизни с Богом. Виноградная лоза на Кресте — это и Христос, и символ жизни, победившей смерть. Череп в основании креста — голова Адама, того первого человека, которого не забыл Господь и спустился за ним с Небес в глубины ада, чтобы Своей смертью спасти и вывести в Свое Царство. По преданию, именно в скале под названием Голгофа (в пер. с арамейского — «место черепа») находилась пещера с могилой Адама. Здесь, рядом с гранитной голгофой Спасо-Евдокиевского храма, тоже своя пещера с костями — их постоянно находят на церковной территории, потому что в 30-е годы здесь было место казни, своя Голгофа для репрессированных. Это одна из двух костниц, и если вторая братская могила уже законсервирована, то в эту пещеру можно добавлять найденные останки замученных НКВД людей.
Пройдя немного вглубь, можно оказаться в летнем саду с плодовыми деревьями, который напоминает Эдем, где произрастает всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи (Быт. 2:8).
От Креста, если идти по разноцветной брусчатке внутрь двора, путь приведет к могиле последнего до закрытия церкви настоятеля — протоиерея Павла Афонского (+1934), он был похоронен возле алтаря храма во имя святой Евдокии. В 2010 году ему был установлен памятник с крестом взамен почти утраченного. На памятнике — барельеф ангела.
Если посмотреть на алтарную стену, можно увидеть изображение святой Евдокии Илиопольской в мозаике, выложенное из разноцветных кусочков смальты. Ее милое лицо отражает чистый и духовный внутренний мир святой праведницы. Преподобномученица при жизни отличалась редкой красотой. Лик святой, небесной покровительницы храма, на мозаичной иконе создан по образцу иконы XIX века преподобного Никиты Исповедника и преподобномученицы Евдокии Илиопольской, хранящейся в церкви.
Рядом располагается сооружение с куполом, напоминающее маленькую часовню. Внутри красивого терема находится небольшой колодец, который на церковном языке обычно называется «непопираемое место». Туда, например, выливаются остатки святой воды после таинства Крещения или мытья литургических сосудов. Навершие колодца современное, но выполнено в московско-византийском стиле. Терем, очень теплый и радостный, напоминает иллюстрации к старинным русским сказкам, украшен кристаллами, мозаикой, бронзовыми и позолоченными деталями.
Пройдя несколько шагов вперед, можно увидеть бронзовую скульптуру ангела, стоящего у Креста. Памятник установлен в 2010 году на месте захоронения костей, найденных здесь при восстановлении территории. Говорят, здесь массово расстреливали людей. «Скорбящий ангел приоткрывает драпировку, наброшенную на крест, — это символическое изображение раскрытия тайны, покрывшей репрессии тридцатых годов», — говорит архитектор Леонид Горник, активно участвующий в деле восстановления и благоустройства храма и его территории. — Слезы у ангела — это слезы скорби не по самим жертвам (они уже в Царстве Небесном), а печаль о тех, кто творил злодеяния».
Дальше по ступеням можно подняться к часовне преподобного Александра Свирского с купелью.
На стене храма расположена икона Божией Матери «Умиление».
Внутреннее убранство храма и его святыни
В день воспоминания перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа, 29 августа 2022 года, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл и епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий совершили великое освящение двух престолов Спасо-Евдокиевского храма города Казани: главного — в честь Нерукотворенного Образа Спасителя и левого — во имя преподобномученицы Евдокии Илиопольской. После освящения церковь стала именоваться Спасо-Евдокиевским храмом.
Четырехъярусный иконостас в центральной части храма украшен резьбой в византийском стиле.
Святая Евдокия, изображенная на иконе в полный рост, встречает прихожан и посетителей храма. Это один из первых образов святой, написанный для церкви, находится во втором приделе во имя святой Евдокии Илиопольской. Ее память совершается 14 марта по новому стилю. Из жития святой известно, что Евдокия была самарян- кой по рождению. Жила в Илиополе Финикийском во времена римского императора Траяна. Получившая благодать от Бога, она и по сей день ходатайствует пред Ним обо всех обращающихся к ней в молитвах.
Невысокий сводчатый потолок придела позволил установить здесь лишь небольшой иконостас, внешним видом напоминающий компактную, резную, обильно украшенную орнаментами шкатулку. В каждой детали чувствуется тепло мастера, вырезавшего ее. Живопись и прикладное искусство гармонично образуют единое целое. Святые на иконах кисти шуйских мастеров изображены жизненно, во всем видны яркость и сочность красок.
Оба иконостаса Евдокиевского храма изготовил прихожанин Константин Сафин, а иконы писала прихожанка Ольга Айзатуллина.
Перед малым иконостасом установлен ковчег с частицей мощей преподобного Александра Свирского, в честь которого освящена часовня-купель.
Исторически в Спасо-Евдокиевской церкви почти не было настенных росписей, их и не добавили при реставрации — небольшое храмовое пространство за счет светлых стен выглядит воздушным и торжественным.
На стенах размещены писаные иконы в резных киотах. В храме есть Казанская икона Божией Матери конца XIX — начала ХХ века работы иконописной мастерской Казанско-Богородицкого женского монастыря, которая была пожертвована храму. Над аркой в центральной части храма расположена икона с частицами святых мощей святителей Московских Филарета (Дроздова) и Иннокентия (Вениаминова-Попова). Соединенные узами духовной близости, святые на иконе изображены вместе.
В храме есть еще одна почитаемая икона — икона святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
В 2005 году в храм святой Евдокии вернулась икона святителя Николая Чудотворца. Образ передал убеленный сединами мужчина, приехавший из Риги. Он рассказал историю спасения этой иконы его сестрой. Церковь закрыли в 1932 году, и иконы, долгие годы украшавшие ее, были вынесены на берег реки Казанки для сожжения. Запах дыма, исходивший от костра, в котором горели иконы, разносился по округе. Его почувствовали дети, игравшие в это время на улице. И уже через несколько мгновений с замиранием сердца и любопытством они смотрели на костер. Казалось, что ничего нельзя было уже спасти. Маленькие ручки девочки Ирины потянулись к одной из икон, и, потушив незначительный огонь на иконе, она понесла ее домой. Шли годы, образ святителя Николая находился у Ирины до самой ее старости. Перед смертью она рассказала историю спасения иконы своему брату Игорю и в конце своего рассказа попросила передать образ в родные стены Евдокиинской церкви. Поврежденная огнем, икона святителя Николая после реставрации была возвращена в храм. Вторая икона — икона Благовещения Пресвятой Богородицы — когда-то стояла в иконостасе Евдокиинского храма, после его закрытия находилась у родственников Ирины. Со временем тоже была возвращена в родные стены.
На литургию прихожан созывает звук колоколов. На сегодняшний день их в Спасо-Евдокиевском храме восемь. Самый большой, «Благовестник» (весом 450 килограммов), известен чистотой и силой звука. Остальные колокола, меньших размеров, имеют определенную тональную звучность. Колокола заказали благотворители в городе Тутаеве Ярославской области.
В 2023-2024 годах в храме были проведены работы по благоустройству внутреннего убранства церкви. В этот период силами благодетелей прихода и при участии прихожан храма осуществлены работы по укладке мозаичного мраморного пола, побелены стены, установлены деревянные двери из дуба, приобретена новая мебель.
Часовня преподобного Александра Свирского с купелью
До закрытия храма в 1932 году вход в храм преподобномученицы Евдокии находился со стороны современной улицы Федосеевской. Входной портал с шатровым навершием был спроектирован архитектором Федором Николаевичем Малиновским в 19051915 годах. В советское время в помещении входного портала размещалась трансформаторная подстанция. В 2010 году трансформатор демонтировали, а место, где он стоял, было возвращено церкви святой Евдокии.
Поскольку вход в храм с момента его второго открытия находился уже со стороны улицы Япеева, было принято решение на месте бывшего входа, спроектированного Малиновским, создать часовню-купель, посвященную преподобному Александру Свирскому. За реконструкцию помещения взялся архитектор Л. Г. Горник. По его проекту был выполнен новый шатер, позолоченный купол с крестом. Все внутреннее убранство — стены, своды, пол, чаша купели — были изготовлены в мозаике.
14 марта 2012 года, в день памяти святой преподобномученицы Евдокии, архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий освятил часовню в честь преподобного Александра Свирского. С того дня в часовне совершается таинство Крещения, также верующие могут окунуться в освященные воды купели.
Знакомство с великим подвижником Свирской земли начинается с иконы, на которой изображено явление преподобному Александру Святой Троицы. Сюжет иконы восходит к одному из эпизодов из жития святого, когда на 23-м году поселения в пустыни он увидел Трех Мужей, облаченных в белые одежды, осиянных Небесной славой. Над этой иконой установлены три лампадки, под киот иконы положен песочек, доставленный с места явления Святой Троицы преподобному Александру. На иконе святого, расположенной на аналое, установлен мощевик с частицей святых мощей преподобного. В водной глади купели отражается Казанский образ Божией Матери с Предвечным Младенцем.
Мозаичную икону преподобного Александра Свирского можно увидеть на фасаде часовни, сложенную из разноцветных кусочков смальты в 2013 году. Это точная копия иконы Х1Х века, появившаяся в Троицком Александро- Свирском монастыре во время второго обретения мощей в 1998 году. При солнечном свете смальта, то слабо мерцает, то неожиданно вспыхивает яркими искрами.
В далекие и тяжелые для Церкви 1918-1931 годы в Казани было разобрано 14 храмов. Та же участь ожидала и церковь святой Евдокии, которую после закрытия должны были разобрать, а кирпич отдать в отдел строительства. Но не разобрали — Всемилостивый Господь Евдокиинскую церковь от разрушения спас.
Состав причта церкви святой Евдокии*
- Петр Андреев (ранее 1706 — после 1707)
- Савва Андреев (ранее 1725-1742)
- Фёдор Иванов (1743-1744)
- Алексей Иванов (1744-1758)
- Стефан Сидоров (1759-1762)
- Иоанн Васильевич (1763-1770)
- Козьма Осипов (1770-1774)
- Василий Петров (1774-1779)
- Александр Петров (1778-1779)
- Василий Евдокимов (1779)
- Василий Козьмин Ефимов (1779-1787)
- Михайло Федоров (1780-1782)
- Антон Иванов Стефанов (1787-1790)
- Андрей Илларионов (1790-1791)
- Антон Степанов (1791-1793)
- Стефан Михайлов (1793-1795)
- Родион (Иродион) Яковлев (1794-1796)
- Терентий Симеонов (1796-1799)
- Пётр Яковлевич Кузнецов (1800-1822)
- Иоанн Стефанов Лавинский (1822-1830)
- Алексей Петрович Самосатский (1830-1860)
- Гавриил Феодорович Мелавский (1861-1867)
- Вонифатий Симеонович Разумовский (1867-1871)
- Пётр Васильевич Малов (1871-1876)
- Иоанн Александрович Александров (1876-1889)
- Константин Симеонович Ильинский (1889-1904)
- Александр Четаев (1904)
- Григорий Николаевич Смеловский (1904-1911)
- Константин Шагурин (1911)
- Павел Петрович Афонский (1911-1932)
- Борис Фёдорович Филипповский (1928-1931)
- Димитрий Николаевич Евграфов (1999-2022)
- Димитрий Александрович Аликин (с 2022 г. по настоящее время)
[1] Из книги «Казанский Богородицкий девичь монастырь» священника Евфимия Малова.
[2] Акинский камень — плотный известняк. Таким камнем мостили улицы Казани.
[3] Мокрая слобода.
[4] Старосты церкви святой Евдокии:
- 1857 год — Иван Федорович Христофоров.
- 15 мая 1890 года — казанский мещанин Николай Павлович Сергеев.
- 25 февраля 1895 года — казанский мещанин Варнава Николаевич Гельгизов.
- 3 марта 1914 года — казанский мещанин Михаил Иванович Тимофеев.
- 17 июля 1916 год — казанский цеховой Михаил Кузьмич Банковский.
[5] Клировые ведомости. 1906 // ГА РТ. Ф. 4. Оп. 138. Д. 26.
[6] ГА РТ. Ф. 3997. Оп. 1. Д. 123.
[7] Церкви были разделены на категории: высшая категория, 1-я категория, 2-я категория, 3-я категория. К ним относятся памятники зодчества, имеющие значение в историко-художественном отношении, сохранившие черты древнего зодчества в характерных деталях, имеющие живопись, скульптуру, обстановку. Церковь святой Евдокии отнесли к 3-й категории. Скромный образчик провинциального зодчества типа восьмерик на четверике. Сохранность удовлетворительная.
[8] ГА РТ. Ф. 732. Оп. 6.
[9] Фетровое производство.