Тысячи священнослужителей и миллионы простых верующих оказались в особо сложной ситуации в связи с пандемией коронавируса, которая разразилась в период Великого поста и подготовки к главному христианскому празднику — Пасхе (в этом году православные встретят ее 19 апреля). Чего ожидать и как действовать в сложившейся ситуации, особенно пожилым, насколько могут быть ужесточены антивирусные меры в Русской Церкви, может ли она закрыть храмы или вступить в конфликт с властями, готова ли встретить Воскресение Христово без Благодатного огня и онлайн, рассказал в интервью РИА «Новости» глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион.
— Какие меры по профилактике распространения заболевания принимает Русская Церковь в странах, входящих в сферу ее канонической ответственности?
— В каждой стране принимаются разные меры в зависимости от эпидемиологической обстановки, от указаний властей.
В то же время имеется и общая инструкция, утвержденная Священным Синодом 17 марта. Она предписывает соблюдение строгих гигиенических и санитарных мер. В частности, при причащении обтирать ложку пропитанным спиртом платом, а затем окунать ее в воду, преподавать запивку по отдельности каждому причастнику в одноразовой посуде, для раздачи антидора использовать одноразовые гигиенические перчатки, уста каждого причастника отирать бумажными салфетками. Причастникам предписано воздерживаться от целования Чаши.
— Какую реакцию от приходов, верующих Вы получаете на последнее решение Синода, на инструкцию, на предпринятые конкретные меры?
— В целом реакция положительная, благодарная и спокойная.
Но есть люди, которые пытаются воспользоваться ситуацией, чтобы, что называется, «раскачать лодку», подорвать доверие к Священноначалию. Один диакон вот недавно написал: «Хочется задать нашим иерархам вопрос: зачем вы так быстро, без боя, под гуманистическим соусом "заботы о ближних" продаете свободу Церкви? Ведь для православных людей очевидно, что через Святое Причастие никакая инфекция не передается. Думать иначе — богохульство».
Я хотел бы повторить то, что Церковь в последние дни говорила много раз: мы твердо верим в то, что никакая зараза не может передаться через Святые Дары. Тело и Кровь Христовы принимаются верующими «во исцеление души и тела», то есть они сами являются источником исцеления. Но Чаша и ложка для причащения — это те предметы, которые не защищены от попадания на них бактерий и вирусов. А потому принимаются специальные меры для их санитарной обработки. К этому надо относиться смиренно и спокойно.
Те, кто сегодня бравируют своим Православием, кто с гордостью говорят, что «исповедники на карантин не уйдут», ведут себя не по-евангельски, а по-фарисейски. Они пользуются кризисом для выпячивания себя: посмотри, мол, я не такой, как прочие люди, я исповедник веры, не то, что Патриарх и прочие архиереи. Это безответственное и эгоистичное поведение. Не боишься заразиться сам, подумай о других.
Таких людей не переубедишь, но я хотел бы обратиться к тем, кто под влиянием этих проповедников может соблазниться. Поверьте, дорогие мои, Святейший Патриарх и Священный Синод не хуже наших горе-ревнителей знают Священное Предание Церкви. Когда готовилась инструкция, были изучены прецеденты. Ведь Церковь не в первый раз сталкивается с эпидемией.
— А когда она сталкивалась с эпидемиями прежде, что предписывала? И учтено ли это сегодня?
— Есть, например, книга, называемая «Пидалион. Правила Православной Церкви с толкованиями». Ее автор — преподобный Никодим Святогорец. Вот что он пишет в толковании на 28-е правило VI Вселенского Собора: «И иереям, и архиереям во время чумы следует употреблять для причащение больных такой способ… Они должны класть Святой Хлеб… в какой-нибудь священный сосуд, из которого… больные могут брать его лжицей. Сосуд и лжицу следует затем погружать в уксус, а уксус выливать в алтарный колодец». На этом прецеденте основано предписание протирать лжицу после каждого причастника платом, смоченным спиртом, а затем окунать ее в воду. Но наши горе-ревнители возомнили себя более православными, чем преподобный Никодим Святогорец.
А в «Настольной книге для священно-церковнослужителя» Булгакова, изданной в 1900 году, содержатся предписания, касающиеся причастия в случае появления «заразительной болезни, например, дифтерита, оспы, легко могущей переходить к другим при причащении через лжицу и покровец». Эти предписания тоже были учтены при составлении инструкции.
— Могут ли быть внесены какие-то коррективы в рекомендации?
— Да, в зависимости от развития эпидемиологической ситуации.
— Почему верующим не дано никаких рекомендаций на присутствие на богослужениях, по возможности, в масках (при том что есть рекомендации, например, про одноразовые перчатки и дезинфекцию разных предметов)?
— Ношение масок может снизить риск передачи инфекции. В некоторых храмах они используются и мирянами, и священнослужителями. На днях появилась фотография из храма Русской Православной Церкви в Пхеньяне, где после перерыва, вызванного карантином, возобновились богослужения. Так вот, там священник стоит в маске. Если ситуация будет ухудшаться, вполне возможно, что и в других местах будут надевать маски.
Правда, и на сей счет есть желающие поиронизировать. Один батюшка перед произнесением проповеди надел нечто похожее на противогаз, чтобы рассмешить прихожан и продемонстрировать несерьезность тех, кто боится заразиться. Но многим сейчас не до смеха. Например, в Италии, Испании, Франции, Германии.
— Может ли Русская Церковь прекратить доступ прихожан в монастыри и храмы или вообще закрыть их и для служения духовенства в России, Белоруссии, на Украине, если того потребуют эпидемиологическая ситуация и власти? Есть ли какие-то особые договоренности с властями стран канонической ответственности Русской Православной Церкви, гарантии того, что храмы не закроют для людей ни при каких обстоятельствах?
— Таких договоренностей нет и, думаю, в нынешней ситуации быть не может. Но Церковь не будет вступать в конфликт с властью, если потребуются экстраординарные меры для предотвращения эпидемии. Церковь не меньше, чем власти, заботится о здоровье и благополучии людей. Если будут предлагаться какие-то радикальные меры, Церковь вступит в диалог с властью, но не в конфликт.
— Ограничение, введенное в Москве, — не собираться в помещении более 50 человек — не действует на православные храмы. Почему?
— До настоящего времени не закрыты крупные торговые центры и другие места массового скопления людей, включая метро, где в каждом вагоне в часы пик набирается гораздо больше пятидесяти человек. Но если ситуация будет развиваться в худшую сторону, могут быть введены дополнительные ограничения, в том числе касающиеся количества молящихся в храме.
— Могут ли паломники по-прежнему спокойно посещать великие обители России, такие как Троице-Сергиева лавра, Оптина пустынь, Дивеево, островные Валаам и Соловки?
— Сейчас не самое лучшее время для паломничества. Лучше сидеть дома и ждать, пока пройдет эпидемия. Некоторые монастыри по рекомендации местных властей закрыли доступ для паломников.На днях митрополит Псковский и Порховский Тихон выступил с видеообращением, в котором призвал временно воздержаться от поездок в Псково-Печерский монастырь. Считаю, что это очень правильное и ответственное поведение, особенно на фоне той безответственной бравады, которая раздается из уст некоторых священнослужителей.
— Может ли пандемия повлиять на богослужения в монастырях и на приходах, например, на допустимую численность паломников или монахов на службе единовременно?
— Может. И есть разные способы сократить число одновременно присутствующих в храме прихожан. Например, вместо одной воскресной литургии служить две — раннюю и позднюю. Скоро потеплеет, и можно будет при необходимости совершать богослужения на улице. Кое-где такие меры уже применяются, в частности, на Украине.
— Может ли причастие происходить онлайн?
— Конечно, нет. Но для пожилых прихожан, которые находятся в группе риска, а значит должны быть сейчас предметом нашей особой заботы, может быть установлен особый порядок. Например, они могут смотреть богослужение в прямой трансляции, а причащать их может священник на дому.
— Как в этом году православный мир будет проводить Страстную неделю и праздновать Пасху? Запретят ли крестные ходы?
— Все будет зависеть от развития ситуации в каждом конкретном регионе.
— Привезут ли Благодатный огонь из Иерусалима? Готова ли Русская Церковь к его отсутствию на пасхальных службах? И как относиться к возможным изменениям простым верующим?
— Мы готовы к отсутствию Благодатного огня на пасхальных службах. Более того, Русская Церковь на протяжении тысячи лет совершала пасхальные богослужения без Благодатного огня, и они от этого не были менее торжественными, радостными или благодатными.
Однако, насколько мне известно, Фонд Андрея Первозванного твердо намерен привезти огонь, даже если придется не выходить из самолета по прибытии в Израиль. Как раз на днях я разговаривал на эту тему с председателем фонда Владимиром Ивановичем Якуниным, который уже долгие годы обеспечивает Русскую Церковь Благодатным огнем из Иерусалима.
— Возможно ли верующим, особенно пожилым, праздновать Пасху онлайн, без причастия?
— Давайте надеяться, что к Пасхе кризис пройдет и такие меры не понадобятся. Русская Церковь молится о скорейшем преодолении кризиса за каждой Литургией, и я верю, что наши молитвы будут услышаны милосердным Богом. Надо всем миром молиться, чтобы Господь отвел беду.
Беседовала Ольга Липич / РИА Новости