Митрополит Казанский и Свияжский Матфей

5190
Фото

На кафедре: с 7 февраля 1615 года по 13 января 1645 года

Митрополит Матфей управлял Казанской епархией чуть меньше тридцати одного года, дольше всех своих предшественников и преемников.

Происхождение и мирское имя митрополита Матфея неизвестны. В сохранившихся источниках его имя впервые упоминается 2 июля 1606 года, когда он стал игуменом знаменитого Кирилло-Белозерского монастыря. Это произошло в разгар Смутного времени, через полтора месяца после свержения Лжедимитрия I и воцарения Василия Шуйского. Кирилло-Белозерский монастырь и его окрестности тоже стали ареной боевых действий.

События вокруг обители происходили летом и осенью 1612 года, когда Второе ополчение Минина и Пожарского успешно штурмовало Москву. Отряды поляков, захватившие к этому времени Вологду и Великий Устюг, показались у стен Кирилло-Белозерского монастыря 12 августа, но попытка захватить монастырь внезапным ударом им не удалась. 5 и 11 декабря того же года монахи и укрывшиеся в монастыре местные жители под руководством игумена Матфея отбили хорошо организованные приступы, а выстрелом из пушки был убит руководивший осадой пан Песецкий. К концу 1612 года осада была снята, но от интервентов сильно пострадали монастырские вотчины и угодья.

В феврале 1613 года игумен Матфей участвовал в деятельности Земского собора, избравшего на царство Михаила Федоровича Романова, его подпись стоит среди других под грамотой собора. На Казанскую кафедру он был рукоположен 7 февраля 1615 года, когда потрясения Смутного времени еще продолжались, патриарх Филарет находился в плену у поляков, а в Москве правило земское правительство.

Не была стабильной обстановка в Казанском крае. Уже вскоре после прибытия митрополита Матфея здесь произошло восстание местного населения, которое в масштабах всей России было лишь одним из многих эпизодов, но в Казанском крае стало самым разорительным за все Смутное время.

Кузьма Минин

Уже в апреле 1613 года в Казань были назначены воеводы: боярин князь Иван Михайлович Воротынской, князь Юрий Петрович Ушатый, дьяк Федор Федорович Лихачев. Они прибыли в Казань, нормальное управление краем стало восстанавливаться. При этом не просто возобновился сбор налогов, которых «не было в сборе» три предыдущих года, но население было обложено чрезвычайными «запросными и пятинными» сборами — продолжавшиеся интенсивные военные действия требовали огромных денег. Кроме того, в наказе казанским воеводам предписывалось и «доимочные доходы по окладу, в которых годех с ково не взято … выбрать», то есть собрать налоги за предшествующие три года.

Очень обременительной была и ратная повинность. На фронты продолжающихся военных действий против Польши и Швеции направлялись не только служилые люди — дворяне, стрельцы и служилые татары, но и ясачные, по одному человеку с шести дворов. Восстание началось осенью 1615 года. Толчком стало массовое дезертирство татарских ратных людей из армии, воюющей под Орлом против поляков. Именно эти ратные люди стали основной движущей силой восстания. Во главе встал служилый татарин князь Еналей (Джан-Али) Шугуров, который до этого, в 1609-1610 гг., упоминался как один из предводителей сторонников Лжедимитрия II. Восставшие разорили множество русских сел и деревень, разрушили и разграбили множество сельских церквей[1], уже в ближайших окрестностях Казани.

Новые казанские воеводы боярин князь Владимир Тимофеевич Долгорукий и князь Семен Никитин сын Гагарин направили против них два стрелецких приказа (1000 человек) Никиты Зюзина и Севастьяна Онучина, но они были «побиты» в бою у села Высокая Гора. В конце 1615 года воеводы «… посылали на тех воров, на Еналейка с товарищи, многих ратных людей с вогненным боем и тех воров, татар и черемису, многих побили и живых поймали, а завотчика вора Еналейка Шугурова взяли ж». Для расследования и суда в Казань были направлены боярин князь Григорий Петрович Ромодановский и знаменитый Кузьма Минич Минин, получивший к этому времени чин думного дворянина. Прибыв в город 13 феврая 1616 года, они «про татарскую измену и про воровство сыскивали, …на пытках пытали, а иных за воровство и измену казнили». Был повешен и предводитель восстания Еналей Шугуров. Комиссары из Москвы рассматривали и жалобы местных жителей на произвол администрации, вымогательство и взяточничество. Был подвергнут телесным наказаниям самый богатый и влиятельный казанский дворянин Савва Тимофеевич Аристов. В наказах следующим казанским и свияжским воеводам предписывалось «… к татарам и к чуваше и к черемисе и всяким немцам ласку и привет держати; и во всяких делах татар и чувашу и черемису для своей корысти ничем не жесточити».

Седмиозерная пустынь. Фото конца XIX века

Восстание в Казанском уезде было одним из последних массовых волнений Смутного времени. В 1617-1618 гг. Россия возвращается к мирной жизни. После мирного договора со Швецией и перемирия с Польшей домой вернулись и казанские дворяне и служилые татары, участ-вовавшие в военных действиях.

За тридцатилетнее управление Казанской епархией митрополита Матфея в истории епархии не происходило громких событий. Продолжалось освоение края. При владыке Матфее были созданы многие новые монастыри. Среди них — известные впоследствии Раифская и Седмиозерная пустыни, основанные, соответственно, иноками-пустынножителями Филаретом и Евфимием. Основание Раифской пустыни относят к 1613 году. Но, скорее всего, это произошло несколькими годами позже, ведь в разгар Смутного времени отшельник Филарет не мог поселиться среди язычников-черемис (марийцев), которые участвовали во всех «шатостях». Основатель Седмиозерной пустыни схимонах Евфимий, выходец из Великого Устюга, определенно основал монастырь по благословению митрополита Матфея. Но слава этих монастырей была впереди. Свои первые сенные покосы Седмиозерная пустынь получила только в 1644 году, настоятелем в ней в это время был уже не схимонах Евфимий, а иеромонах («черный поп») Протасий[2].

В первые годы правления Матфея был создан Троицкий Урайский монастырь (у нынешнего села Трой-Урай Рыбнослободского района). В 1625 году была основана Спасо-Юнгинская пустынь (на территории Марий-Эл). Эти обители были ликвидированы во время секуляризации 1764 года.

Уже вскоре после Смутного времени был основан Тетюшский Покровский монастырь (в районе нынешних сел Любимовка и Федоровка Тетюшского района). На его землях было основано село Монастырское (этот монастырь в 1680-е гг. был приписан к Московскому Новоспасскому, а в конце XVII века закрыт).

При митрополите Матфее появился и Елабужский Троицкий монастырь, основанный на так называемом Каменном (или «Чертовом») городище, то есть на развалинах древнего булгарского города. К концу правления митрополита Матфея Елабужский монастырь был приписан к архиерейскому дому.

В 1623 году владыка Матфей добился передачи архиерейскому дому дворцовых сел Рождественское (ныне Высокая Гора) под Казанью и Омары на Каме, в возмещение за отобранную еще в 1601 году «на государя» Забулацкую архиерейскую слободу в Казани.

Митрополит Матфей проявлял заботу о кафедральном Благовещенском соборе. В 1630 — 1640-е гг. (по оценкам экспертов) была построена кирпичная колокольня высотой более 50 метров, в нижнем ее ярусе была освящена церковь во имя св. мученицы Ирины. 20 июня 1630 года мощи святителя Гурия были торжественно перенесены из Спасо-Преображенского монастыря в кафедральный собор. Эта дата была внесена в церковный календарь.

Во время правления митрополита Матфея успешно развивалась хозяйственная деятельность архиерейского дома, продолжали интенсивно заселяться земли, строились мельницы. На берегах Волги и Камы организованные архиерейским домом артели занимались рыбной ловлей. По переписным книгам 1646 года за Казанским архиерейским домом в Казанском уезде было 3200 душ мужского пола крестьян, а в Свияжском уезде — 2100 душ. В 1626 году разгорелся весьма ожесточенный внутриепархиальный спор между архиерейским домом и Спасо-Преображенским монастырем из-за спорных земель у деревни Салмачи, который владыка Матфей не сумел рассудить, решение пришлось принимать гражданским властям[3].

Митрополит Матфей жил в архиерейском доме в Кремле, а его загородной резиденцией служила архиерейская усадьба на реке Казанке, близ села Савинова, которая, скорее всего, при нем и была построена.

В первые годы правления владыки Матфея в Казанскую епархию входили и присоединенные в конце XVI века территории Западной Сибири. Правда, нет сведений о том, что митрополит Матфей рукополагал священников в сибирские приходы. В 1620 году была создана самостоятельная Тобольская епархия.

За время правления епархией митрополиту Матфею пришлось много раз ездить в Москву, для участия в Земских соборах (1633, 1642, 1645 гг.) и церковных поместных соборах (1634, 1642 гг.).

Умер митрополит Матфей 13 января 1646 года «во втором часу пополудни»[4]. Он был похоронен в Благовещенском соборе у северной стены; это второе захоронение в соборе, второе от алтаря, рядом с захоронением архиепископа Вассиана. В 1907 году профессор Казанского университета Александр Иванович Александров, в ходе реставрационных работ, видел его гроб. Скорее всего, могила митрополита Матфея сохранилась.

Примечания

1. Опустевшие во время «татарской шатости» дворы и дворовые места, заброшенная пашня упоминались в писцовых книгах до середины 1640-х гг..

2. Ермолаев И.П. Казанский край во второй половине XVI-XVII вв. (Хронологический перечень документов). — Казань, 1980. — С. 100.

3. Архиепископ Никанор (Каменский). Владенные грамоты Казанского Спасо-Преображенского монастыря. — Казань, 1893. — С. 365-368.

4. Точный час смерти сообщает архимандрит Платон (Любарский), его источники неизвестны.

Новости по теме

Храм великомученицы Параскевы Пятницы города Казани Храм великомученицы Параскевы Пятницы города Казани

В советские годы эта мини-копия Петропавловского собора находилась в таком запущенном состоянии, что на крыше росли маленькие березки и кусты, а внутри вместо пола была земля, перемешанная с костями.

Казанская икона Божией Матери в Отечественной войне 1812 года Казанская икона Божией Матери в Отечественной войне 1812 года

Пресвятая Богородица не раз являла русскому народу Свою милость через икону, чудесно обретённую в Казани в шестнадцатом веке. Перед Казанским образом Пречистой Девы молился генерал-фельдмаршал Михаил Кутузов в 1812 году, отправляясь на войну с Наполеоном.

Петр Первый и роль Казанской иконы Божией Матери в победе под Полтавой Петр Первый и роль Казанской иконы Божией Матери в победе под Полтавой

В истории государства Российского есть немало примеров чудесной помощи Божией Матери, полученной по молитвам перед Её Казанской иконой. Этот чудотворный образ сыграл особую роль и в Полтавской битве в июле 1709 года.

10 октября — память священномученика Димитрия Шишокина, пресвитера Казанского (1918) 10 октября — память священномученика Димитрия Шишокина, пресвитера Казанского (1918)

10 октября Церковь совершает память священномученика Димитрия Шишокина, пресвитера Казанского.