На кафедре: с 17 сентября 1735 года по 9 марта 1738 года
Время рождения, полное имя и социальное происхождение этого архиерея неизвестны. Как пишется во всех биографических очерках, он был родом из города Вязники под Владимиром, а по другим предположениям — из села Ярославы Донковского уезда Рязанской губернии, но источник этих сведений неизвестен. По тем же непроверенным сведениям, он был дьяконом в селе Одоевщине Донковского уезда. Постригся Григорий в Троицком монастыре, который находился в городе Болхове.
Первые по-настоящему достоверные сведения о нем относятся к 1710-м гг., когда иеромонах Гавриил был служащим Казанского архиерейского дома при митрополите Тихоне, в последние годы правления митрополита Тихона стал ризничим, а в 1722 году был назначен архимандритом Спасского Юнгинского монастыря (закрыт в 1764 году, находился на территории нынешней Ресублики Марий Эл), фактически оставаясь в архиерейском доме.
Новый митрополит Сильвестр в 1726 году назначил отца Гавриила архимандритом Свияжского Успенского монастыря. Именно донос отца Гавриила в ноябре 1731 года о том, что митрополит Сильвестр покровительствует сосланному митрополиту Игнатию (Смоле), привел к отстранению казанского митрополита и возвышению архимандрита Гавриила.
Вообще, при своем коренном российском происхождении и «неучености», архиепископ Гавриил пришелся ко двору Феофану Прокоповичу и в первый год правления Анны Иоанновны, когда многие архиереи стали жертвами репрессий, сам стал архиереем. 24 ноября 1731 года в Москве, в Успенском соборе, он был рукоположен во епископа Суздальского — в это время двор Анны Иоанновны и Синод еще не вернулись в Санкт-Петербург и Москва пока оставалась столицей.
В Суздале он заслужил уважение прихожан усердными и «благолепными» богослужениями. Но Суздальская епархия, при своей древности и множестве святынь, была очень маленькой, незначительными были и доходы архиерея. Поэтому перевод 17 сентября 1735 года в Казань свидетельствовал о доверии к нему со стороны Феофана Прокоповича и Анны Иоанновны.
За неполных три года управления Казанской епархией архиепископ Гавриил не запомнился ничем, кроме фактического уничтожения духовной семинарии, созданной усилиями владык Сильвестра и Илариона.
Встречающиеся в литературе утверждения, что он отрицательно относился к киевской «латинской» учености и не желал видеть в епархии духовной школы, основаны не на логических построениях, вытекающих из биографии архиепископа и его «неучености», а на утверждениии первого историка казанской иерархии архимандрита Платона (Любарского), слышавшего отзывы о нем от очевидцев: «…Сказывают о нем, что как к содержанию семинарии и ученых людей, так и к строению по введенному в нынешнее время размеру всяких в епархии своей зданий не имея склонности, почему и до него таким образом заведенное уничтожить велел, хотя бы то великой суммы стоило, вменяя в добродетель все прежде в России небывалое истреблять без остатку»[1].
Вдруг выяснилось, что на содержание семинарии не хватает средств. Архиепскоп Гавриил объяснял это тем, что Синод не выделяет денег. Но Синод не выделял денег и на другие семинарии, все они, в том числе и Казанская, содержались на средства архиерейского дома. Кроме того, у Казанской семинарии были собственные доходы от земель, выделенных митрополитом Сильвестром.
В результате было прекращено начатое при владыке Иларионе строительство нового здания, 150 из двухсот семинаристов были распущены по домам, одни «по неспособности», другие, наоборот, потому, что якобы завершили обучение. К 1738 году в семинарии было всего 35 учащихся. Учителям во все время управления епархией архиепископа Гавриила не платили жалованья. В результате самые квалифицированные преподаватели: архимандрит Герман (Барутович), Стефан Главацкий, Епифаний (Адамацкий) — покинули Казань. Из приезжих киевлян остался только Василий Пуцек-Григорович.
Все это привлекло внимание Синода и лично императрицы Анны Иоанновны. Но скандала власти решили не устраивать. В январе 1737 года в Казань прибыла комиссия под руководством недавнего руководителя Казанской семинарии, архимандрита Московского Спасо-Андроникова монастыря Германа (Барутовича). Она работала во время отсутствия архиерея, вызванного в Санкт-Петербург для заседаний в Синоде. Архимандрит Герман в своем отчете наглядно показал, что единственной причиной упадка семинарии является произвол архиерея, отобравшего у духовной школы основные источники доходов, сформировавшиеся еще при владыке Сильвестре.
В результате было принято решение поменять местами Великоустюжского архиерея Луку (Конашевича) и Гавриила. 9 апреля 1738 года он был назначен архиепископом Великоустюжским и Вологодским, что было явным понижением.
На Устюжской кафедре архиепископ Гавриил пробыл 10 лет и тоже проявил себя как плохой радетель о духовном образовании. Основанная епископом Лукой (Конашевичем) семинария влачила жалкое существование, а единственный ее учитель Баранович видел от владыки Гавриила «немилость», неоднократно «от него бранен был» и выражал опасение, как бы преосвященный его «когда не изувечил».
28 февраля 1748 года архиепископ Гавриил, по болезни, был уволен на покой в Московский Знаменский монастырь, а 12 марта 1751 года переведен в Покровский монастырь в городе Данкове, очевидно, пожелав закончить жизнь в родных местах. На собственные средства он заново выстроил из камня весь монастырь, в том числе два каменных храма. Вероятно, благодаря архиеписокопу Гавриилу это небольшой и малоизвестный прежде монастырь стал процветающим, пережил секуляризацию 1764 года и действовал до советского времени, когда был полностью снесен. Скончался архиепископ Гавриил 16 января 1753 года и был похоронен в кафедральном Архангельском соборе города Рязани.
1. Архимандрит Платон (Любарский). Сборник древностей Казанской епархии. — Казань, 1868. — С. 99.