О чем прежде всего должен беспокоиться человек? В современной обыденной жизни идет погоня за деньгами и теми благами, которые они дают. С каждым годом эта гонка становится все более стремительной и жестокой. Но приносит ли она в конечном итоге счастье человеку? Скорее всего, нет. Если помыслы человека направлены только на получение богатства, то жажда его никогда не утихнет, будет расти зависть к другим людям, более удачливым, и постоянный страх перед грабителями.
Поучение Христа, записанное евангелистом Матфеем, говорит о том, что не нужно беспокоиться о пище и одежде, поскольку Отец наш Небесный знает наши потребности. Это вовсе не означает, что мы должны сидеть, сложа руки, и ждать, когда необходимое нам упадет с неба, как это было в Синайской пустыне, когда Бог посылал иудеям манну небесную. Мы живем не в пустыне, у нас есть возможность своим трудом доставлять себе пропитание. Вспомним, что сказано было Адаму при изгнании его из рая: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят» (Бытие 3, 19). И выслал Господь Адама и Еву из рая, чтобы они возделывали землю. Поэтому постоянный труд для получения пропитания заповедан нам и благословен Богом. В поучении же речь идет о том, что является для человека основным, — это: «Ищите же прежде Царства и правды Его» (Мф. 6, 33). Житейские блага — это преходящее, могущее исчезнуть в любой момент из-за болезни, стихийных бедствий, грабежа. Царство же Небесное вечно. Поэтому невозможно одновременно добиваться всех благ на земле и вечного блаженства, как невозможно служить двум господам.
Трудиться необходимо, но трудясь, нужно обращаться к Господу с благодарностью, что Он дает здоровье и силу работать, и с просьбой помочь в труде, чтобы добиться хорошего результата на благо семье и окружающим. Во всех случаях, когда человек работает на заводе, в поле, в школе или больнице, он не только зарабатывает деньги, но своим трудом помогает и другим людям. Поэтому перед началом работы необходима молитва. Как результат труда создаются или приобретаются материальные ценности, человек создает себе сытую и обеспеченную всем необходимым в быту жизнь. У некоторых людей этих благ будет больше, чем у других, они будут более высокого качества, и человека назовут богатым. Тогда может возникнуть вопрос — а не греховно ли быть богатым?
Попытаться определить греховно ли богатство или нет можно, оценив: честным ли трудом оно достигнуто, делится ли богач своими доходами с бедными, больными, стариками и сиротами... Особенно греховно получать земные блага нечестным путем — это: воровство, взятки, завышение цен на продаваемые товары, торговля наркотиками, самогоном, оружием, мошенничество, удержание заработной платы наемникам. К сожалению, мы часто узнаем о случаях, когда недобросовестные люди пытаются нажиться на горе других. Так, во время наводнения на юге России (июнь 2002 г.) жители незатопленных сел продавали беженцам хлеб по 100 рублей за буханку, а другие грабили полуразрушенные дома в низине. Желания человека, не верящего искренне в Бога, безграничны (из коммунальной квартиры переехать в однокомнатную, потом в двух-трехкомнатную, коттедж в городе, дача за городом, потом в Испании и т.д. Мечты владельца велосипеда через несколько этапов будут уже о самолете). Таких примеров множество. В настоящее время в большинстве семей или нет ребенка, или один, редко два, и только потому, что родители хотят жить беззаботно. Россия же постепенно вымирает.
Иисус Христос сказал, что богатому трудно попасть в рай, так же, как верблюду пройти через игольное ушко (Лк. 18, 24-25). Чтобы правильно понять эти слова, нужно знать, что Иерусалим был окружен стеной, в которой для проезда было поставлено несколько ворот. Одни из них, очень узкие, назывались «Игольное ушко». Верблюду или ослику, навьюченному многими тюками, пройти через них было невозможно, но если снять несколько тюков, то путь открыт. Так и богач, отдающий часть своего богатства бедным, на строительство храмов, больниц, школ, других богоугодных заведений, этим самым приближается к Царству Небесному. До революции таких богачей было много, например: Морозовы, Третьяковы, Рябушинские... В Казани: Михалев, братья Крестовниковы, Щетинкин, Ушаков, Шамов, Юсупов, Аппаков... Есть такие люди в России и сейчас. Так, в городе Волжске недавно был построен храм во имя иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость». Деньги в основном были пожертвованы предпринимателем Андреем Романовым, который сам с матерью и замужней сестрой жил в двухкомнатной «хрущёвке». Пожертвования от других лиц составили только около 10% стоимости строительства. Теперь Андрей — священник в одном из сел. Поэтому Христос, зная, что и у богача может быть чистая совесть, сказал «трудно», но не сказал «невозможно».
Царство Божие нужно искать потому, что это самая высокая ценность, которая никогда не устареет и не изменится. Земные же ценности постепенно разрушаются, их крадут. Царство Божье успокаивает душу, которая находит радость чистую и совершенную, богатство материальное же приносит много забот и страхов. Имеющий богатство редко счастлив, постепенно он приходит к мысли, что все окружающее его есть суета и крушение духа (Еккл. 2,8-11).
Христианин должен оставить греховную жизнь, покаянием и исполнением Евангельских заповедей украсить себя — свой душевный храм. «Стяжавший внутри себя Царство Божие, имеет руководителем Святого Духа, Который наставляет всякой истине руководимого Им человека» (Святитель Игнатий Брянчанинов).