Христос шел с учениками по Иерусалиму и увидел человека, слепого от рождения. На вопрос учеников, за чьи грехи он наказан, Иисус ответил: «Это для того, чтобы на нем явились дела Божии... Доколе я в мире, Я Свет миру» (Ин. 9, 5). Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение (кашицу из земли и слюны) и помазал брением глаза слепому, и велел ему умыться в купальне Силоам. Человек пошел и вернулся зрячим.
Прозревшего повели к фарисеям, и возник спор о том, кто мог сотворить это чудо. Фарисеи возмущались, что это сделано в священный день — в субботу. Исцеленный сказал, что это сотворил пророк, фарисеи же, не поверив, стали спрашивать его родителей, но они побоялись сказать, что это сделал Иисус Христос. Тогда второй раз спросили фарисеи исцеленного, как он стал зрячим. Они утверждали, что чудо не от Бога, так как совершено в субботу. Человек же прозревший сказал им в ответ: «Мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает... Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего» (Ин. 9, 31; 33). За это выгнали его.
Иисус, найдя его, спросил: «Веришь ли в Сына Божия?» Он же ответил: «Верую, Господи», — и поклонился ему. Иисус Сам подошел к слепому. Он не ждал его просьбы, но, видя человека страдающего, не мог пройти мимо. Слепой от рождения в те времена был обречен на нищенство, люди же в то время жили бедно, так как страна платила большие налоги оккупантам. Поэтому жизнь слепого была тяжелой.
Что же означают слова Христа о том, что слепой предназначен для того, чтобы на нем явились дела Божии? Он сказал: «Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать» (Ин. 9, 3-4). Эти слова свидетельствуют о том, что Христос послан Отцом, чтобы нести Свет людям, помогать обездоленным, исцелять немощных. Чудо, совершенное на улице среди множества людей, показывает могущество Господа, показывает любовь Его к людям и призывает людей к вере в их Создателя. Чудо — это знамение спасительной силы и спасительной любви Бога во Христе. Именно поэтому оно в то же время является призывом к вере. Чудо должно помочь уверовать и тому, с кем оно произошло, и тому, кто был его свидетелем. Блаженный Августин писал: «Чудеса, совершенные Господом нашим Иисусом Христом, это дела Божии, которые учат дух человеческий постигать Бога через видимое». Христос сказал: «Я есмь дверь, кто войдет Мною, тот спасется... Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. Я есмь пастырь добрый; пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Ин.10, 9-11).
Чудо спасения слепого, которого знали все жители города, конечно, заставило многих потянуться душой к Богу, посеяло в сердцах их семена веры. Так, не только словами, но и делами спасения Христос собирал Свое стадо.
Мы с вами считаем себя христианами. Слушая Евангелие, мы укрепляемся в вере. Но не остается ли наша вера как сокровище, спрятанное внутри нас, как драгоценность в стальном сейфе? Апостол Иаков говорит: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его?... Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?» (Иак. 2, 14; 19-20).
Размышляя над услышанными словами Евангелия, мы снова и снова убеждаемся, что они относятся и к нам, живущим сегодня. Пусть мы крещены и получили благодать Святого Духа при миропомазании, но крепка ли наша вера? Окружающий нас мир с погоней за земными благами: деньгами, развлечениями, дорогой одеждой, автомашинами и пищей ослепляет нас. Мы становимся слепыми к чужому горю и страданиям. Сменив нетленное на тленное, мы перестаем видеть гармонию и красоту природы — творение Бога и видеть те чудеса, которые Бог совершает ежедневно. Перестаем видеть в окружающих нас людях своих братьев и сестер. Ослепление и несправедливость вводит как сильных людей, так и слабых в искушение грешить против любви.
Сегодня особенно вспомним о слепых. Зрение — это драгоценнейший дар Господа, оно важнее всех других чувств, ибо без него мы не в состоянии видеть всю красоту Божьего творения, видеть других людей. Слепой обязательно нуждается в помощи других людей. Часто ли мы думаем об участи слепых, которые встречаются нам в нашей жизни? Не стараемся ли узнать, в чем они нуждаются? Часто ли на улице предлагаем помощь в переходе улицы или нахождении нужного дома?
Слепой, исцеленный Иисусом, исцелился не только физически, но и духовно — он обрел веру в Бога. Сейчас много слепцов, которые не верят в Бога, обижены на мир, и это увеличивает их страдания. Христианская помощь им должна быть не только материальной, но еще больше — духовной. Терпеливо, ненавязчиво, но непрерывно нужно рассказывать слепому о Боге, Его божественной воле и предначертании каждому человеку. Говорить, что земная жизнь коротка, она должна готовить человека к жизни вечной. И кто знает, может быть, слепота — это наказание за грехи родителей, которой искупляются их грехи?
Помощь ближним — это свидетельство нашей веры. Святитель Иоанн Златоуст: «Умоляю вас: будем прилагать всякое старание в том, чтобы нам пребывать твердыми в истинной вере и вести жизнь добродетельную. Ибо если мы с верой не соединим достойной жизни, то подвергнемся наказанию». Пусть через нас явятся на слепых и обездоленных дела Божии! Еще раз вспомним, что вера без дел подобна призраку без тела.
Святое Евангелие призывает нас: «Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного (Мф. 5, 16).