Антипасха — возвращение к Воскресению Христову

471
Фото

Первое воскресенье после Пасхи именуется в Православной Церкви Антипасхой, или Фоминой Неделей. Что означают эти названия?

Начнём с Антипасхи. На первый взгляд кажется, что это название подразумевает некое противопоставление. Но это не так — слово Антипасха обозначит повторение празднования Пасхи, новое богослужебное обращение Церкви к ней. Иными словами — это ещё одни праздник Пасхи. И в этом скрыт глубочайший смысл, ведь чудо Воскресения Христова не ограничено одной какой-то датой, но простирается на все дни нашей жизни, и должно быть в наших сердцах каждый день, а не только в Пасхальную ночь — именно к этому призывает нас Церковь, именно об этом предлагает нам Она сегодня задуматься. И недаром сугубое празднование это величайшего события в истории продолжается целых сорок дней, а каждая воскресная служба в течение года также напоминает нам о Пасхе.

Фоминой неделей это воскресенье называется по имени апостола Фомы, и связано это с тем, как он уверовал в то, что Христос действительно воскрес.

В народе апостола Фому часто называют неверующим. Но святые отцы говорят, что его слова о том, что он не уверует, пока сам не увидит и не потрогает своими руками ран на теле Христа, говорят скорее не о его косном неверии, а о горячем желании того, чтобы весть во Воскресении Господа была правдой. То есть, апостолу очень хотелось, что любимый Учитель действительно победил смерть, и ему было страшно от того, что это могло оказать не правдой — потому-то и хотелось ему во всём удостовериться лично.

Нигде в Евангелии не говорится о том, касался Фома тела Христова, или нет. Говорится лишь, что после того, как отвечая на невысказанный вопрос апостола, Господь показывает ему Свои раны, Фома решительно отбрасывает все сомнения и пламенно восклицает «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20,28). Тут примечательно, что так он исповедал не только веру в истинность Воскресения Спасителя, но ещё и веру в то, что Иисус Христос есть истинный Бог. Стоит отметить, что это одно из немногих мест в Евангелии, где прямо говорится о Божественном достоинстве Христа, Который, уважая человеческую свободу, всегда предлагал людям самим сделать вывод о том, Кем Он на самом деле является.

Как видим в двух названия этого воскресного дня скрыт глубокий смысл. В-первых, Церковь призывает нас жить так, чтобы Пасха всегда была с нами и была нашим ориентиром во все дни жизни нашей, а во-вторых ставит нам в пример то, как победив свои сомнения, уверовал апостол Фома в Воскресение Христово — уверовал не просто на словах, или, как говорится, на эмоциях, но всем своим существом, от всего сердца.

Христос Воскресе!

Новости по теме

В день отдания праздника Пасхи митрополит Кирилл совершил Литургию в Серафимовском храме Казани
В день отдания праздника Пасхи митрополит Кирилл совершил Литургию в Серафимовском храме Казани

12 июня, в день отдания праздника Пасхи, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Литургию в храме преподобного Серафима Саровского города Казани.

В канун отдания праздника Пасхи митрополит Кирилл совершил богослужение в семинарском храме
В канун отдания праздника Пасхи митрополит Кирилл совершил богослужение в семинарском храме

Вечером 11 июня 2024 года, в канун отдания праздника Пасхи, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил пасхальную вечерню и утреню в храме праведного Иоанна Кронштадтского при Казанской православной духовной семинарии.

В казанском торговом центре состоялся миссионерский пасхальный концерт В казанском торговом центре состоялся миссионерский пасхальный концерт

19 мая, в Неделю святых жен-мироносиц, в Торгово-развлекательном центре «Мега» в Казани состоялся миссионерский пасхальный концерт.

В канун Недели 3-й по Пасхе митрополит Кирилл совершил всенощное бдение в Казанском кафедральном соборе
В канун Недели 3-й по Пасхе митрополит Кирилл совершил всенощное бдение в Казанском кафедральном соборе

18 мая, в канун Недели 3-й по Пасхе, святых жён-мироносиц, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил всенощное бдение в кафедральном соборе Казанской иконы Божией Матери Казанского Богородицкого мужского монастыря.