Во все времена особое внимание священнослужителей было направлено на духовное окормление людей, находящихся в местах лишения свободы. В Татарстане эта деятельность уже несколько лет проводится в тесном взаимодействии Татарстанской митрополии Русской Православной Церкви с Управлением федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Республике Татарстан.
В конце прошлого года состоялась церемония подписания соглашения о взаимодействии между Татарстанской митрополией и пенитенциарным ведомством региона, в которой приняли участие временно исполняющий обязанности начальника УФСИН РФ по РТ Эдуард Хиалеев и митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. Подписанный документ направлен на развитие сотрудничества сторон и предусматривает включение церковных мероприятий в планы работы исправительных учреждений, придание нахождению сооружений и предметов религиозного назначения, а также самих священнослужителей на территории учреждений уголовно-исполнительной системы официального статуса. Еще одним приоритетным направлением становится удовлетворение духовных потребностей и организация духовного просвещения работников УИС и членов их семей.
Участники встречи высоко оценили результаты совместной работы духовному просвещению людей, оказавшихся в местах лишения свободы и выразили надежду на продолжение совместных трудов. Сегодня в исправительных учреждениях на территории Республики Татарстан функционируют семь православных храмов и пять молитвенных комнат. За каждым учреждением закреплены священнослужители для совершения церковных таинств и ведения просветительской работы.
Уже пятый год клирик Зеленодольского благочиния Казанской епархии иерей Кирилл Назаров регулярно приезжает в исправительную колонию №5 в поселок Нижние Вязовые Зеленодольского района и все это время не перестает восхищаться красотой и величием храма Рождества Пресвятой Богородицы, возведенного осужденными: «Говорю без преувеличения: эта церковь — единственная такая в республике. Церквей в специализированных учреждениях исправительного типа, в принципе, единицы, а такие красивые вообще мало где встретишь. Сам храм и все его внутреннее убранство созданы руками людей, входящих в общину нашего прихода».
Отец Кирилл в настоящее время является настоятелем храма иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» в зеленодольском поселке Загородный. Своих здешних прихожан в одинаковой серой униформе он называет просто — «ребятами».
— Сейчас в нашей общине девяносто человек, и она постоянно увеличивается, — рассказывает священник, демонстрируя расписанные его «ребятами» своды и стены, резные иконы и оклады, изумительно тонкой работы иконостас, царские врата и жертвенник. — Работы наших мастеров есть во многих храмах республики, в молельной комнате хосписа имени Анжелы Вавиловой, в ДРКБ. И все они выполнены по православным канонам.
А главное, подчеркивает священнослужитель, мастера вкладывают в свои работы душу, все они сделаны с любовью. Священники, проводившие здесь богослужения, отмечают: это место пропитано добротой и теплом. С благодарностью отец Кирилл вспоминает впечатления митрополита Казанского и Татарстанского Феофана, который, посетив этот храм, сказал, что впервые за многие годы своего архиерейского служения увидел такую красоту. Если бы делали без души, было бы холодно, был бы «ширпотреб»…
В мастерской при храме работают три резчика и два ученика. Мастер Вадим эту профессию освоил в колонии. Через четыре месяца он освободится, но новое дело не бросит — отец Кирилл уже «ангажировал» его на строительство нового храма.
— Да, человек может в жизни оступиться, нарушить закон, согрешить… Но ребята уже понесли за это наказание. Здесь, в церкви, они увидели другую сторону жизни и к старой уже не хотят возвращаться, — глядя на своих подопечных, рассказывает отец Кирилл. — Я вижу, с каким усердием они молятся, трудятся, какой радостью горят их глаза! И ты понимаешь значение религии для них.
Результаты общей работы видны не только сотрудникам колонии и руководству УФСИН, это ощущают родные и близкие заключенных. А дальше отец Кирилл сказал фразу, за которую сразу же извинился: «Я очень радуюсь, когда заканчивается срок наказания, но очень сожалею, что уходит хороший мастер — чтобы освоить профессию резчика, нужно много времени, да и не у всех это получается…» И снова его лицо озарила улыбка: «Люди здесь очень привыкают друг к другу, и потом на воле продолжают общаться, когда женятся — дружат семьями. Я в курсе всей их жизни, некоторых я венчал, их детей крестил». И не только крестил. 34-летний священнослужитель — еще и отец четверых детей. Так что ему часто приходится «консультировать» своих подопечных. «Вот один звонит недавно: «Батюшка, караул! Непонятное творится с моим ребенком — кричит постоянно!» Спрашиваю: в рот заглядывал? Звонит через два дня: «Точно, первый зуб вылез!»
Председатель Общественного совета по УФСИН по РТ Рафаиль Давлеев, присоединившийся к нам после посещения мечети Аль-Фатиха, расположенной буквально через заборчик от церкви, заметил, что начальник ИК-5 Сергей Емельянов и его заместитель по воспитательной работе Сергей Корнишин вовремя поняли, что религиозная работа в местах лишения свободы — это спасательный круг на волнах бездуховности.
— Потому и появились первыми в этой колонии такие серьезные, я бы даже сказал, высокохудожественные культовые сооружения, как храм и мечеть. Такие в большом городе, тем более в райцентрах, не везде увидишь, — говорит Рафаиль Давлеев. — То религиозное окормление, которое несут в исправительные учреждения Русская Православная Церковь и Духовное управление мусульман, — это очень правильный вектор. А еще нам очень повезло, что во главе Татарстанской митрополии стоит один из самых авторитетных священнослужителей — владыка Феофан — он несколько раз посещал ИК-5 и свое мнение, к которому прислушиваются, он доносит до руководства Русской Церкви.
Что касается отца Кирилла, то Рафаиль Давлеев, который более тридцати лет занимается проблемой ресоциализации осужденных и освободившихся, назвал его человеком, который пришел в колонию не по чье-то просьбе — такие люди идут сюда по зову сердца, отдают осужденным все свои силы, несут добро, пробуждают душу…
— Отец Кирилл во время нашего разговора ни разу не произнес слово «ресоциализация». Но именно этим он и занимается: по его глубокому убеждению, те люди, которые пришли к Православию в местах лишения свободы, пришли осознанно, как правило, уже никогда не возвращаются на преступный путь, — размышляет Рафаиль Давлеев. — Что еще нужно государству, чтобы доказать значимость этой профилактической работы, которую выполняют тюремные служители?
Но главная проблема остается — трудоустройство бывших осужденных. К счастью, первые шаги по ее решению уже сделаны — по инициативе бывшего начальника УФСИН по РТ, а ныне помощника Премьер-министра РТ Дауфита Хамадишина при Правительстве РТ была создана рабочая группа по ресоциализации, началась активная работа. А обстоятельства требуют еще большей активности. Вспомните недавний случай — если бы недавно освободившийся нижнекамец был вовремя вовлечен в общину, был бы трудоустроен, он бы, по глубокому убеждению Рафаиля Давлеева, не совершил зверского убийства молодой женщины…
В тот день ИК-5 посетил гость — заместитель председателя ДУМ Калининградской области Ахмеджан Кадимагомедов. Восхищение сквозило в каждом его слове: «Я впечатлен уровнем воспитательной работы в этой колонии, здесь великолепные мечеть и церковь! У нас все не так: для православных строят маленькие часовни, есть молельные комнаты, а для представителей других конфессий, особенно для мусульман, нет никаких условий. Ваш опыт нам будет очень полезен».
— Этап «молельных комнат» мы преодолели еще лет двадцать назад, — дополняет коллегу Рафаил Давлеев. — Мы гордимся своими достижениями, с радостью делимся опытом, но почивать на лаврах не намерены — проблем хватает. Мы не стремимся увеличивать численность общин в колониях — не в этой статистике дело. Заинтересованы в том, чтобы люди, выйдя на волю, не сходили с того пути, на который, как ни странно звучит, встали в местах лишения свободы.
Чуть раньше об этом же, но другими словами сказал отец Кирилл: «Мои подопечные здесь сдружились. Выйдя на свободу, они не теряются, продолжают общаться и вместе шагать в правильном направлении. А ведь семя добра и любви к жизни заложено в них именно здесь. И они это осознали». А на прощание отец Кирилл показал проект и детали будущего храма, который он, получив благословение от главы Татарстанской митрополии, вместе со своими «ребятами» построит на границе Татарстана и Марий Эл: «Это будет один из красивейших храмов, мы с моими мастерами уже наметили некоторые вещи, они будут участвовать в его строительстве, в обустройстве. И резчик Вадим, без всяких вариантов, будет там работать — без их усердия храм не получится».