Противодействие религиозному экстремизму как условие поддержания гражданского мира: уроки сирийского конфликта

8193
Фото

Доклад и.о. проректора по учебной работе священника Александра Ермолина, прочитанный на Международном межрелигиозном молодежном форуме в Дагестане (22-25 августа 2017 года).

Современный мир столкнулся с вызовом экстремизма и радикализма. В широком смысле экстремизм (от лат. Extremus — крайний) определяется как приверженность к крайним мерам[1].

Как правило, выделяют три основные формы экстремизма: политический, национальный и религиозный[2]. Под религиозным экстремизмом обычно понимается нетерпимость к представителям той же или других религий[3].

Проблема экстремизма не нова. Примеров его можно привести множество и одним из самых ярких, на мой взгляд, является конфликт в Сирии и в целом ситуация на Ближнем Востоке.

Сирия, как и практически весь Ближний Восток, является местом переплетения культур, религий и цивилизаций. На протяжении многих веков на территории Сирии мирно жили мусульмане и христиане. Для христиан сирийская земля также очень важна. Именно в Дамаск совершал свое путешествие Савл, будущий апостол Павел. Сам город Дамаск не раз упоминается в Священном Писании. На территории Сирии находится множество христианских памятников. В начале XXI века христиане в Сирии составляли около 10% населения, принадлежащих к разным Церквям.

Священнослужители Казанской епархии приняли участие в IV Международном межрелигиозном молодежном форуме в Махачкале

Мир практически никогда не является данностью. Мир — это результат долгих усилий над собой как отдельного человека, так и народов в целом. Мир, который был в Сирии, был нарушен извне. Террористическая организация ИГИЛ, запрещенная во многих странах, принесла в Сирию войну и разрушения. Под лозунгом создания «настоящего исламского государства» боевики ИГИЛ жестко преследуют не только христиан, но и своих единоверцев-мусульман, не разделяющих их заблуждения. Как известно, многие авторитетные исламские богословы осудили ИГИЛ. Приведу один из многочисленных примеров данной критики. Известный российский мусульманский богослов Фарид Салман в своей статье «Джихад — это борьба с самим собой» заметил, что «настоящий, правоверный мусульманин борется сам с собой, с целью удержать самого себя от совершения греха, ошибки, неподобающего. Это и есть великий джихад»![4]

В Евангелии говорится: «если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин. 15:18-19). В Новом Завете есть еще одно очень важное место: «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6:12). Святитель Феофан Затворник, комментируя данный отрывок, пишет, что «не такова у нас брань, как бывает у людей с людьми. Тут враги друг друга видят, видят, что один предпринимает против другого и последний противопоставляет ему соответственный отпор, как в фехтовании. Наши враги невидимы, невидимы и козни их. Надобно, следовательно, поставить себя так, чтобы, что бы они ни предпринимали, уловки их не имели в нас никакого успеха»[5].

Борьба с самим собой является одним из важнейших аспектов духовной жизни православного человека. Есть такой принцип: «ненавидь грех и люби грешника». Православные призваны искоренять грех в себе и через это, через свой духовный рост, служить миру. В Евангелии мы видим следующие слова Господа и Спасителя Иисуса Христа, обращенные к своим ученикам: «Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Мф. 5:14).

Таким образом, мы видим, что именно борьба с собой, со своими греховными страстями является подлинной борьбой, к которой призван каждый верующий человек.

И именно в этом, в нормальной духовной жизни каждого верующего человека, а не во внешней борьбе заключается основа гражданского мира.

Хотелось бы также сказать несколько слов о ложных путях «решения проблемы» экстремизма. Зачастую современный западный мир навязывает нам свою модель решения проблемы — толерантность. Много сказано и написано об этом медицинском по своему происхождению термине, обозначающем терпимость. Но тут необходимо подчеркнуть главное: игнорирование противоречий, их замалчивание не позволяет их решить. Более того, такой подход, наоборот, ведет к их усугублению.

«В наше время, когда мир охвачен множеством конфликтов, когда на Ближнем Востоке, в Северной Африке, в некоторых других африканских странах погибает большое количество христиан, когда они уничтожаются целыми поселениями и городами с невероятной жестокостью, когда разрушаются их храмы и монастыри, когда мировое сообщество никак не может выработать общих подходов в борьбе с терроризмом… наши братья-христиане страдают и в Европе, и в других странах, где злой политической силой под видом толерантности христианство изгоняется из общественной жизни»[6], — сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Миротворческое служение Русской Православной Церкви как важная составляющая медиационного потенциала современного российского общества

И действительно, мы видим потрясающую закономерность. Христос призывал своих учеников относится с добром к человеку независимо не только от его убеждений, но и от его праведности: «и будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:45). «Так, одинаково ко всем должен относиться каждый христианин, и мы видим в истории: там, где люди полностью руководствовались этими принципами, не было этнических и религиозных конфликтов»[7].

Но, вместе с тем, «христианин должен называть вещи своими именами, грех называть грехом, обман — обманом, воровство — воровством, блуд — блудом, и извращение — извращением»[8].

И вновь процитирую Святейшего Патриарха, напомнившего, что слово «толерантность» переводится как «терпимость», заметив при этом, что терпеть можно и сжав зубы. «Толерантность не несет в себе положительного заряда. Она может предполагать безразличие по отношению друг к другу, отсутствие сотрудничества, отсутствие взаимодействия <…> Опыт взаимодействия традиционных религий включает в себя такое понятие, как диалог и сотрудничество — это куда больше, чем толерантность»[9] — заключил патриарх Кирилл.

Россия — это государство, которое имеет огромный опыт мирной жизни представителей разных религий и культур. И этот бесценный опыт (бесценный, в том числе и потому, что приобретенный дорогой ценой) необходимо использовать в том числе и для решения сирийской проблемы, равно как и вообще в вопросе противодействия религиозному экстремизму.



[1] Современный словарь иностранных слов. 4-е изд. М.: Рус. язык. 2001. С. 707;

[2] Тамаев Р.С. Борьба с экстремизмом: необходимо международное сотрудничество // Законность. М., 2007. № 6. С. 57; Мартыненко Б. Политический терроризм: Понятие, признаки, классификация // Северо — Кавказский юридический вестник. 1999. № 7. С. 66-74.

[3] Тамаев Р.С. Экстремизм и национальная безопасность. Правовые проблемы. С.21

[4] http://islam-today.ru/blogi/farid-salman/dzihad-eto-borba-s-samim-soboj/

[5] http://bible.optina.ru/new:ef:06:12

[6] http://www.patriarchia.ru/db/text/4381049.html

[7] Ромашко Андрей, священник. К вопросу о толерантности и экстремизме в современном обществе. http://www.taday.ru/text/947878.html

[8] Там же.

[9] http://www.pravmir.ru/patriarx-kirill-tolerantnost-projdennyj-put-v-razvitii-mezhreligioznyx-otnoshenij/

Новости по теме

Глава Татарстанской митрополии принял президента Фонда исследований исламской культуры имени Ибн Сины Хамида Хадавимогаддама
Глава Татарстанской митрополии принял президента Фонда исследований исламской культуры имени Ибн Сины Хамида Хадавимогаддама

20 ноября в Казанском епархиальном управлении состоялась встреча митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла с президентом Фонда исследований исламской культуры имени Ибн Сины Хамидом Хадавимогаддамом и директором по науке фонда Андреем Лукашевым.

В старинном Смоленском храме в деревне Соловцово почтили память убиенного в годы гонений настоятеля прихода В старинном Смоленском храме в деревне Соловцово почтили память убиенного в годы гонений настоятеля прихода

В возрождающемся храме Смоленской иконы Божией Матери в деревне Соловоцово (Высокогорский район РТ) почтили память расстрелянного 87 лет назад настоятеля прихода иерея Тихона Дуракова.

Руководитель Миссионерского отдела Казанской епархии принял участие в круглом столе в Набережных Челнах Руководитель Миссионерского отдела Казанской епархии принял участие в круглом столе в Набережных Челнах

11 ноября на Свято-Вознесенском архиерейском подворье города Набережные Челны состоялся круглый стол, посвящённый развитию миссионерского служения в Набережночелнинской епархии.

В Казани подвели итоги благотворительной акции «Путь добра» В Казани подвели итоги благотворительной акции «Путь добра»

В Казани подвели итоги благотворительной и просветительской акции «Путь добра», направленной на развитие социального служения и популяризацию общественно значимых проектов.