Слово в день великомученика Димитрия Солунскаго, произнесенное священником Феодором Успенским в Захарие-Елизаветинской церкви Казанской мужской учительской семинарии в 1912 году.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Церковное воспоминание, соединяемое с нынешним днем, переносит нашу мысль в тот кровавый век, когда святая христианская вера терпела гонения от язычников. Дух мира сего и теперь враждебен христианству. И теперь возможно гонение на всякого, кто хочет благочестно жить о Христе Иисусе. Но в то время, когда жил и пострадал за веру Христову святой великомученик Димитрий Солунский, память о котором мы ныне творим, было временем особенно тяжкого испытания христианской твердости и верности заповедям Иисуса Христа.
Язычники уже три столетия угнетали тогда Церковь Христову. Однако, они замечали, что их усилия совершенно разбиваются о непоколебимую твердость христиан. Опустели языческие капища. Идолы покрылись пылью. Жертвенники, на которых сжигались животные в честь бездушных истуканов, покрылись густой паутиной. Охладел их пепел и угасли священные огни язычников.
Так постепенно само собою исчезало с лица земли грубое, суеверное, жестокое и неразумное идолопоклонство. С течением времени было позабыто все, чем погрешало язычество. А все то, чем подготовлялось для язычников усвоение христианской благодати, осталось, развилось и нашло себе исполнение в Христовой Церкви. Все лучшие и благородные из язычников приняли христианскую веру, как давно желанное и близкое сердцу человека благопримирения с Богом и искупления.
Но были среди язычников такие приверженцы старины, которые не понимали, что уже кончилось время «языков» и заблуждений идолопоклонства. Они думали, что те сумерки, в которых жили их предки, суть настоящий свет. Они боялись истинного света. По привычке к темноте, они раздражались от евангельского просвещения. Так нередко и теперь простота евангельской истины не приятна людям, потому что о том, о чем вещает, нам Евангелие, об этом гласит нам и наша собственная совесть.
История святыни: мощи Димитрия Солунского
Но люди весьма часто заглушают голос совести и не любят, когда кто-нибудь пробуждает в них его. Так люди возлюбили тьму, потому что их дела темны и лукавы. В такой лукавой тьме наступило утро четвёртого столетия по Рождестве Христовом. Прежде чем воссиял свет торжества христианской веры, тяжкая и страшная тьма, гонений покрыла тогда вселенную, т. е. Римскую всесветную державу. Максимиан Геркул, один из императоров, управлявших тогда этим государством, обратил внимание на богатого и даровитого вельможу из числа окружавших его трон.
То был Димитрий, тайный христианин. Он очень страдал, в душе, что не исповедует устами своей веры в Господа Иисуса Христа. Но он твердо надеялся, что скоро наступит время беспрепятственного поклонения кресту Господню и всенародного исповедания Христовой правды и мира среди людей.
Максимиан дает ему важное поручение: «истреби всех христиан в городе Солуни; умертви всякого, кто призовет имя Распятого на кресте». Какое безумное намерение! О, позорная попытка! Римлянин хотел увенчать себя венцом победителя над беззащитными и кроткими овцами стада Христова. Но Димитрий не захотел этой бесславной победы.
Он, правда, смолчал на безумное веление своего беззаконного повелителя. Он вышел от языческого царя и горько оплакивал свое малодушие. Как некогда святой апостол Петр, он не нашел в себе мужества назвать себя христианином теперь же, когда ему давалось безумное поручение. Но прибыв в Солунь, он не исполнил жестокого приказа и стал готовиться сам к смерти за имя Христово.
Между тем Максимиан имел великий успех в борьбе с кочевыми племенами на севере своей империи. Он, самоуверенный и гордый, возвращался в столицу и проходил мимо Солуни, откуда вызвал к себе Димитрия. И тогда Димитрий исповедал веру свою и не отрекся. Он сказал: «я христианин и еще в детстве крещен». Надо ли говорить, что за этим последовало? Не будем описывать ужасных картин злострадания мученика. Злоба нечистых духов и людей соединилась в одно, чтобы принудить святого Димитрия отречься от креста Христова, от святости евангельских заповедей. Но все было напрасно.
«Я христианин», — неизменно говорил великий мученик. Вот кроткое и многозначительное исповедание веры. Я христианин. Что к этому прибавить? Так вот откуда происходит твоя твердость! Вот от чего ты верен во всем, но в одном не хочешь покориться. Я христианин, повторял святой мученик, и служу единому и вечному Царю и Богу моему. Его святою волею и ты, о мучитель, держишь в своей руке судьбу христианских подданных своих. Я не мятежник, но молю, дабы и ты обратился к свету Христовых заповедей.
Я христианин. Как сладостно это признание! Я христианин, и вся земля открывается мне, ибо кроткие наследуют землю. Я христианин, и ничто не страшно мне. Я никогда не остаюсь одиноким, но со мною бесчисленное воинство небесных сил. Со мною души праведников, и я к ним стремлюсь моим бессмертным духом. Со мною Он, сам Начальник веры нашей и Совершитель, распятый на кресте злобою людей.
Но Ему нет равного на земле и на небе, кроме Отца, единосущного Ему, и Святого Духа, от Отца исходящего и в Сыне почивающего. Ему дана всякая власть на небе и на земле, и все покорится Ему. Любящим взором и немолкнущим гласом Евангельских вещаний Он зовет к Себе. Вот, Он говорит, пред вами таинства святой Церкви. В них запечатлена сила Моих страданий. Вкусите и видите, яко благ Господь. Омойтесь от грехов ваших, и чисти будете. Возлюбите друг друга, и любовь Божия пребудет с вами.
«Великомученик Димитрий Солунский призывает нас быть явными христианами, а не тайными»
Дорогие юноши! К вам простирается этот призыв. Великое назначение вверяется каждому из вас. Вы должны оправдать его в своей жизни и в трудах своих. Бог призывает вас, чтобы свет христианского просвещения и христианских бытовых начал жизни вы принесли в ту грубую и бедную среду, где пребывают пасынки нашей северной природы. О, как хорошо было бы, если бы каждый из вас неизменно повторял исповедание святого великомученика Димитрия! Я христианин! Пусть это скажет каждый из вас, когда греховные соблазны будут искушать его.
Я христианин, и еще в младенчестве был крещен! Пусть этим твоим исповеданием будет пристыжен тот, кто и теперь еще упорно бежит от святой купели. Я христианин, — ты скажешь собственному сердцу, когда оно будет тосковать о красных мира сего и забудет о кресте Христовом. Я христианин, — скажи и тогда, когда, встретясь с каким-либо человеком полуобразованным, ты в нем усмотришь соблазн неверия, и он будет отвлекать тебя от исполнения заветов святой Православной Церкви.
Я христианин, — вот мое знамя. Это мое оружие и моя защита. Пусть каждый из вас, даже пройдя жизненный путь свой и совершив подвиг жизни, неизменно повторит: я христианин, и в этом ищите разгадки всей моей жизни и всего моего поведения, ибо этому меня научили в той школе, где я получил образование.
Господь же Бог наш Иисус Христос силен сохранить вас до конца твердыми в добром исповедании святой веры нашей. Аминь.
Источник: Изщвестия по Казанской епархии, 1912 год, №44