Евангелисты Матфей (8, 28 — 9, 1), Марк (5, 1-20) и Лука (8, 26-39) рассказали нам об изгнании в стране Гадаринской легиона бесов из человека, одержимого ими.
Человек этот наводил ужас на всю округу. Он сбросил свои одежды, жил в могильных пещерах, неистовствовал, днем и ночью кричал и бил себя камнями. Его связывали цепями, но он разрывал их и убегал, и никто не в силах был его укротить.
Увидя издалека Иисуса Христа, этот человек подбежал и поклонился Ему, а затем стал кричать: «Что Тебе до меня, Иисус Сын Бога Всевышнего?». Иисус спросил его: «Как твое имя?» Он ответил «легион», потому что много бесов было в нем. Бесы просили Иисуса, чтобы Он не посылал их в бездну, а разрешил войти в стадо свиней, пасшихся неподалеку. Получив разрешение, бесы вошли в свиней, и все стадо бросилось с горы в озеро и потонуло. Человек же стал совершенно здоровым и по повелению Спасителя пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус.
Иисус Христос неоднократно изгонял бесов, например, Он изгнал восемь бесов из Марии Магдалины, но в этот раз их был легион. Легион — это было в римской армии крупное воинское соединение, примерно соответствующее нашему армейскому корпусу, то есть бесов было очень много. Кто-то может подумать, как целый легион бесов разместился в одном человеке, но в этом нет ничего удивительного, так как бесы бесплотны, и поэтому не имеют физических размеров. Поэтому человек, в сердце которого разместилось даже несколько бесов, может их не замечать до тех пор, пока не станет следить за своими мыслями и поведением. Дело в том, что далеко не всегда бесы делают человека буйным, неистовым.
Бесы, поселяясь в сердце человека, могут полностью поработить его духовно. Если человек не верит в их существование, то не принимает мер предосторожности и не борется с ними. Православные святые неустанно боролись с бесовскими нападениями — это мы знаем из житий святых преподобных Сергия Радонежского, Нила Сорского, Серафима Саровского и многих других. Они могли отличать действия бесов от действия Святого Духа и ангелов, хотя бесы иногда являются в ангельском виде или в виде праведников.
Как же узнать: действуют ли на нас бесы? Первый признак — это беспокойная совесть — она предупреждает человека, что бесы пытаются увести его с правильного пути. Далее: если сердце полно злобой, ненавистью, и это проявляется враждой к окружающим людям, руганью, оскорблением, иногда и драчливостью — это признак, что бесы овладевают вами. Ложь, клевета на людей порядочных и добрых, всяческие сплетни, доносы или даже враждебные действия — все это от бесов. Лень, стремление жить за счет других, воровство и грабежи — это все заслуга бесов. Нескромное поведение и одежда, интерес к порнографии, сексуальные притязания — это излюбленные уловки бесов, чтобы затянуть человека в свои сети. Честолюбие, чванство, стремление выделиться из толпы за счет унижения других — это от них.
Нужно неустанно испытывать свое сердце, следить, не нарушился ли мир и покой в нем. Апостол Павел писал: «Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его» (Еф. 6, 10). В борьбе с бесами основное оружие — это обращение к помощи Господа, вера в Него без сомнений и колебаний приведет к победе.
Примером неверия людей в могущество Бога являются известные волнения, связанные с введением ИНН. Люди, подстрекаемые силами, заинтересованными в ослаблении нашей страны, единства ее народа, распустили слухи о якобы сатанинском характере ИНН. Этому поверили десятки тысяч людей, отказывались выполнять постановление Правительства, направленное на упорядочение сбора налогов, на уменьшение возможности хищений, и значит, на пользу народу. Они считали, что определенные числа сильнее Бога и тем самым, отвергая мнимые бесовские знаки, сами оказались в руках темных сил.
Чему учит нас Евангельское повествование о Гадаринском бесноватом?
Той истине, что Христос есть всемогущий Творец и Владыка всех существ видимых и невидимых и самих бесов, которые в начале были сотворены ангелами, но потом из-за зависти и злобы были сброшены в преисподнюю.
Говорит, что без Божьего попущения бесы не могут причинить зла, и если Господь позволяет им мучить людей, то это делается для их наказания и вразумления, побуждая их к исправлению.
Напоминает, что Господь имеет полную власть над своими созданиями, может даровать жизнь, изменить её и лишить жизни.
Учит избегать губительных страстей, помня, что каждый порок есть беснование и что, не избавившись от него и не исправившись, заслужишь страшное наказание «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный Диаволу и ангелам его» (Мф. 25,41).
Однако недостаточно только избегать греха, нужно и доказывать свою любовь к Господу делами любви к ближним, делами добра и милосердия. «Ибо мы — Его творения, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф. 2, 10). Неустанно проповедал это и святой Иоанн Кронштадтский: «Не только не должны мы грешить, но стараться быть святыми, как подобает христианам, чадам Божьим, призванным к святости».
И еще — очень важное, что, однако, мы часто забываем выполнять: нужно всегда благодарить Господа за всё, веря, что всё делается для нашего блага. Не следовать примеру гадаринских жителей, которые, избавившись от страшного бесноватого, тот час же просили Иисуса Христа покинуть их.