14 июня 2015 года на традиционном для Татарстана празднике «Изге Болгар Жиены», посвященном очередной годовщине принятия ислама волжскими булгарами в 922 году, Центральное духовное управление мусульман Российской Федерации совместно с Духовным управлением мусульман Республики Татарстан озвучило идею создания в пределах города Болгар первой в России Исламской академии.
Этот призыв нашел поддержку в лице Президента России В.В. Путина, который уже через три месяца, в своей речи по поводу открытия Московской соборной мечети, выразил одобрение предложенной инициативы.
В результате, 5 ноября, в День народного единства, главой республики Татарстан Р.Н. Миннихановым был подписан Указ №УП-1066 «О создании Болгарской Исламской академии и воссоздании Собора Казанской иконы Божией Матери».
Исламское образование в России
История развития исламского образования на территории нашей страны начинается более тысячи лет назад. Описание путешествия Ибн Фадлана в Волжскую Булгарию в X веке содержит сведения о том, что население Поволжья еще до официального принятия ислама было знакомо с ним, имело мечети и религиозные учебные заведения — медресе.
После завоевания войсками Ивана Грозного мусульманских ханств медресе становится центром духовной жизни рассеянных общин, из среды которых выходят богословы и муллы. Расцвет медресе начинается с царствования Екатерины II, покровительницы ислама в России, и достигает своего пика в XIX — первой трети XX вв. В это время в Казанской губернии и за ее пределами живут и пишут Шигабуддин Марджани (1818-1889), Исмаил Гаспринский (1851-1914), Галимджан Баруди (1857-1921), Йусуф Акчура (1876-1935), Муса Бигиев (1875-1949), Хади Атласи (1876-1938) и др.
Творчество татарских улемов (ученых) вызывало уважение далеко за пределами России. Их знали и изучали в арабских странах, в Османской империи и в сменившей ее Турецкой Республике. Мусульмане Поволжья немногим позже своих восточных единоверцев примкнули к обновленческому движению, джадидизму (джадид — с араб, «новый»), которое предполагало реформирование системы классического религиозного образования, исключало слепую зубрежку, выступало за высказывание личного мнения шакирда (ученика) в процессе обучения, введение европейских методик и светских предметов в программу.
Советское время стало роковым для исламского образования: официально оно полностью перестало существовать. Преподавание религиозных дисциплин ушло в подполье, в частные дома и квартиры. Только в 1946 году после Великой Отечественной войны власти пошли на уступки и открыли в Бухаре медресе Мир-Араб, в котором обучались все мусульманские священнослужители вплоть до 1980 года. «Перестройка» Горбачева открыла новую страницу в истории российского ислама: количество людей, желающих узнать больше о своем вероисповедании, резко выросло, что обусловило открытие в мусульманских регионах России и в городах, где компактно проживает мусульманское население (Нижний Новгород, Самара, Астрахань) исламских образовательных учреждений.
Однако открытие большого количества религиозных исламских школ не привело к качественному скачку и росту уровня образовательной подготовки специалистов. Устаревшие дореволюционные пособия и методики, недостаток высококвалифицированных преподавателей, а также неясные перспективы трудоустройства студентов тормозят прогресс в этой области.
Сложившаяся ситуация неоднократно побуждала муфтиев обращаться к руководству страны за помощью. В 2003 году по поручению Президента была подготовлена Концепция развития исламского образования, которая предполагала создание исламских университетов в Москве, Казани, Уфе, Махачкале и Грозном. Целью создания этих университетов была не только подготовка специалистов на своей базе, но и выстраивание многоуровневой системы образования, которая сейчас выглядит следующим образом:
- Профессиональное исламское образование.
- Высшее профессиональное образование в ВУЗе.
- Развивающее исламское образование.
Для финансовой поддержки концепции был сформирован Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования, который выделял гранты на осуществление образовательной деятельности, выплачивал стипендии, готовил и издавал учебные пособия, проводил конференции, семинары и круглые столы.
В 2007 году были предприняты новые шаги на уровне Правительства Российской Федерации для оказания помощи развитию исламского образования. По решению Министерства образования и науки пять исламских ВУЗов были прикреплены к пяти государственным ВУЗам в целях усовершенствования их методологической базы и обмена опытом. В результате этого решения Казанский федеральный университет вошел в контакт с Российским исламским институтом города Казани, позже на базе Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ был открыт Ресурсный центр по развитию исламского и исламоведческого образования, который занимается дополнительным образованием и переподготовкой служителей мусульманского культа.
Причины открытия Болгарской академии
Если вы задаетесь вопросом, почему государство так много делает для развития исламского образования в стране, то ответ достаточно прост. Чеченские войны и рост экстремизма на фоне религиозной безграмотности населения привели к тому, что власти осознали необходимость воспитания мусульманской молодежи и противопоставления агрессивным трактовкам ислама своей, традиционной и миролюбивой, как сейчас принято говорить, татарской. Едва ли возможно оспорить тот факт, что именно после стажировки в арабских странах выпускники Набережно-челнинского медресе «Йолдыз» увлеклись экстремизмом и до сих пор бегают по свету, из одной горячей точки в другую.
Отсутствие исламских ВУЗов в лихие девяностые вынуждало молодежь покидать родину и искать знаний за рубежом. После открытия пяти исламских университетов незащищенной осталась только третья, высшая ступень исламского образования. Болгарская Исламская академия как раз призвана способствовать развитию отечественного исламского богословия.
В настоящее время в ней планируется открытие пяти кафедр, которые, помимо докторов наук, будут готовить бакалавров и магистров:
- Исламской экономики и права.
- Корана, Сунны, вероучения.
- Менеджмента и государственно-конфессиональных отношений.
- Арабского языка и литературы.
- Татарского языка и литературы.
Мусульманская умма (община) испытывает особенную нужду в строительстве академии еще и потому, что практика обучения за границей все более обнажает свою неэффективность. Среди минусов такого подхода необходимо выделить:
- Отсутствие контроля над процессом образования со стороны мусульманских структур.
- Абсолютная несогласованность в критериях отбора студентов, направляемых за рубеж; примитивность вступительных экзаменов для иностранцев.
- Мифологическое восприятие арабского общества.
- Выпускники иностранных ВУЗов, даже в случае успешного их окончания, оставались безработными в России. Желающие посвятить себя богословской деятельности могли рассчитывать, в лучшем случае, на пост сельского имама.
Болгарская академия видится панацеей от всех бед, но ее функционирование до сих пор остается под вопросом. В первую очередь, бросается в глаза высокая планка, которую ставит перед собой умма. В частности, ректор академии Рафик Мухаметшин пообещал, что каждый год в академии будет защищаться 10 докторов богословия1 2 3. Не слишком ли это много? Есть ли у учебного заведения методологические и кадровые основания для достижения этой цели?
Очевидно, что без помощи иностранных специалистов обойтись не получится, ведь обучение должно вестись на арабском, а написание квалификационной работы также обязывает использовать этот язык.
В том же интервью ректор пообещал, что для работы в качестве преподавателей будут привлекаться зарубежные специалисты, в том числе из Египта, Марокко и Сирии. Весной 2016 года руководство академии уже успело подписать соглашение о сотрудничестве с Каирским университетом ал-Азхар, которое предполагает, что российские исламские ВУЗы будут приравнены к уровню санавийа (базовому) египетского образовательного стандарта, что позволит российским выпускникам продолжить обучение в ал-Азхаре.
Также ходят слухи, что лицам, окончившим Болгарскую академию, будет выдан диплом не только российского образца, но и одного из зарубежных исламских ВУЗов. Сейчас обсуждается сотрудничество с марокканским университетом ал-Карауин и Дамасским исламским университетом.
Отношение православных верующих к открытию академии
Новость о создании Болгарской Исламской академии не вызвала среди православного населения негативных эмоций. Верующие отнеслись к этой инициативе или положительно, или индифферентно. При этом воссоздание Казанского собора на месте обретения знаменитой иконы повлекло за собой шквал негодования и возмущения в интернет-пространстве. Националистически настроенные представители татарской нации не только создали особое интернет сообщество, призывающее не допустить строительство храма, но и обратились с петицией к Президенту Р.Н. Минниханову, правда, безуспешно. В их глазах воссоздание святыни станет толчком к развитию православия в регионе, новым этапом христианизации мусульманских народов Поволжья.
В свете открытия Исламской академии закономерно поднимается вопрос о возрождении Казанской духовной академии на базе местной духовной семинарии. Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан неоднократно подтверждал свое желание провести эту реформу в течение пяти лет. Проблемы, с которыми предстоит столкнуться, практически те же, что и у наших мусульманских коллег. В первую очередь, не так просто возродить научную школу дореволюционной Казанской академии, однако такое возрождение возможно без помощи иностранных специалистов. С другой стороны, привлечение деятелей науки из других городов, расширение исследовательской, преподавательской, издательской деятельности до академического уровня невозможны без увеличения финансирования — скрытые резервы в Казанской духовной семинарии отсутствуют.
В общем и целом, можно сказать, что строительство Болгарской Исламской академии благоприятно скажется на состоянии российского общества, а также будет способствовать принятию решительных шагов на пути к воссозданию Казанской духовной академии.
Примечание
1 А. М. Салахов. Расцвет исламской богословской школы России.
2 Реальное время.
3 tatarstan-mitropolia.ru/all_publications/publication/?ID=58241