В православных храмах Татарстанской митрополии проводятся регулярные беседы с теми, кто хочет принять крещение. Родители и будущие крестные, многие из тех, кто сам готовился креститься прошли и проходят через такие беседы. И, тем не менее, немало еще таких людей, кто приходят в храм и откровенно возмущаются тем, что их посылают на эти беседы. «Нам они не нужны», «Меня крестили (или: я раньше крестил) безо всяких бесед» — такие претензии можно услышать довольно часто. Так действительно ли они, эти огласительные беседы, нужны? Что можно почерпнуть в них?
За всю мою огласительную миссионерскую практику я встречал только несколько человек, кому такие беседы были, можно сказать, лишние — это те немногие прихожане нашего храма, которых можно часто встретить на службе и занятиях воскресной школы. Увы, это считанные единицы из многих и многих тысяч, что посещают храм. Большинство из всех остальных даже путаются в необходимости крещения, как это не странно звучит. Неужели крещение может не быть необходимым, — спросит некто. С одной стороны, я, как православный богослов, религиовед знаю, что крещение необходимо для спасения. Но проблема то заключается как раз в том, что это самое спасение далеко не каждый ищет. Один из первых вопросов, который я задаю первым делом, это вопрос о цели крещения. «Вот, вы пришли на крещение, а какой вы видите в нем смысл? Что вы хотите получить в крещении для себя, или для своих крестных детей?» — вот что первым делом спрашиваю я. И что же чаще всего приходится слышать в ответ? «Чтобы ребенок не болел», «Чтобы защитить его от зла, от сглаза, порчи, чтобы был ангел-хранитель», «Чтобы крестный был как второй родитель» — вот такая тройка самых «популярных» ответов. Спасение, вечную жизнь с Богом ищут очень немногие. Неужели же в этом и заключается наше великое Таинство? По мнению огромного большинства — именно так. Мне ничего не остается тогда, как разочаровывать их.
Церковь — не городская поликлиника, хотя, конечно, Бог в силах исцелить больного и даже воскресить умершего. Но крещение не для этого. Что касается ангела-хранителя, то здесь ситуация также не простая. Человечество не оставлено ни Богом, ни его ангелами. Действительно, ангелы помогают христианам. Но тем, кто молитвенно призывает их. Кто из тех, кто уже крещен, молится своему ангелу-хранителю? Увы, далеко не каждый. А что, помочь матери с маленьким ребенком можно только после того, как мы прошли процедуру крещения? Просто так нельзя? Конечно, крестный отец или мать должны помогать родным родителям, но в чем? В стирке пеленок? В кормлении младенца? Можно помочь, конечно, и в этом, но только не это главное. Более того, это даже не обязательное. Не за это с нас взыщут на Страшном Суде. Главное — это помощь в духовном окормлении, в воспитании маленького человечка как настоящего христианина.
На самом деле в Крещении открывается возможность гораздо большая, возможность счастливой жизни, не ограниченной десятками лет, а жизни вечной. Абсолютная вечность ожидает нас всех, но вот какая будет эта вечность? Что нас ожидает после смерти? Но вопрос смерти словно табуирован. О ней почти не говорят, не пишут, не думают. Мы все живем так, словно ее совершенно нет. Но в тоже самое время все мы прекрасно знаем, что она нас ждет. Все рано или поздно умирают, и никто из нас — не исключение. Что же будет там, за порогом смерти? Хорошо хоть и то, что большинство из оглашаемых верят в Страшный Суд, что там будет выбор: либо в рай, либо в ад. Но каков этот выбор? Адам и Ева лишились рая из-за одного единственного греха, из-за непослушания Богу. Многим, наверное, известна история этого грехопадения, но кто задумывался, почему она так подробно описана? Оказывается, в этой истории отслеживается сценарий практически любого грехопадения. Сколько же у нас грехов? Много грехов, огромное множество людей, но сюжет один. Эта история — не что иное, как напоминание для нас, как действуют в нас соблазны. Если только одним грехом человек лишился рая, то кто тогда может войти обратно в рай? Никто, никто из людей своими собственными силами не в состоянии вернуться к Богу обратно.
Крещение открывает человеку шанс взойти на небеса к Господу Богу. Но каким образом? Только человеческими силами, как только что рассмотрели, это невозможно. Значит, врата рая могут быть открыты кем-то другим. Сам Бог открывает нам эту возможность. Что же особенного сделал Бог для нас? Каким образом получилось преодолеть непреодолимую силу греха? Хочется как лучше, а получается как всегда. Кому не знакома эта поговорка? Она характеризует наше падшее, зараженное грехом естество. И, тем не менее, есть возможность разорвать этот замкнутый круг. Как удалось Иисусу Христу изменить этот печальный ход нашей истории?
Так уж бывает, что зачастую свое собственное Крещение мало кто помнит — многих крестят в раннем детстве, во младенчестве. Но разве не интересно узнать, каков смысл тех действий, что наполняют видимую сторону этого великого таинства? А если есть видимая сторона, то по логике, есть и невидимая. Какова она?
Но достаточно ли самого Крещения для того, чтобы перед человеком, в конце концов, открылись райские своды? Крещение — это только шанс. Выходит, что им надо еще уметь воспользоваться. И тот, кто был некогда крещен, должен приложить усилия, чтобы этот шанс был реализован. Крещение — это как билет на поезд, а не сама поездка, и тем более — не объявление проводником желанной конечной станции. Крещение — это как вызов скорой к больному. Врач, конечно же, приедет, осмотрит, даст обезболивающее. Но он не даст основного лечения. Для самого главного лечения нужно дать согласие на госпитализацию. В чем же заключается это лечение? И каковы шансы на выздоровление? Есть ли гарантии? Интересны ли такие вопросы? Как нам повезло с нашим духовным врачом! Наш врач — Сам Господь, Иисус Христос, а значит, понятие «врачебной ошибки» в нашей клинике исключено. А что касается гарантий, то они в нас самих. Если мы будем прилежно принимать весь комплекс врачебных процедур, не будем пренебрегать целебными снадобьями, то, безусловно, вылечимся.
Огласительные беседы призваны дать ответы на многие вопросы, озвученные выше. Прийти на эти беседы может любой человек, мы не обязываем на этих встречах ни к чему. Если Вы собираетесь крестить ребенка, стать крестным отцом, матерью — эти беседы для Вас. Если Вы уже давно были крещены и не собираетесь стать крестным, на этой встрече Вы можете освежить в памяти многие духовные истины. Если Вы еще не крещены, если душа полна сомнений и вопросов, у Вас есть возможность поближе познакомиться с Православием и получить ответы.