Как достойно отметить Новый год, учитывая то, что праздник приходится на Рождественский пост? С какими мыслями следует православным христианам входить в новый этап жизни? На вопросы нашего корреспондента отвечает кандидат исторических наук, клирик Петропавловского собора города Казани иерей Антоний Ермошин.
— Как бы Вы порекомендовали встретить Новый год, учитывая то, что идет Рождественский пост?
— В эти дни об этом много говорится, поэтому не стану повторяться. Тут можно вспомнить и о том, что в Рождественский пост разрешается рыба, и что строгие дни поста начинаются со 2 января, и т.д. Подчеркну лишь, что во всем важна умеренность: и в застолье, и в самоограничениях. Но «встреча» Нового года не должна сводиться к праздничному застолью и иным увеселениям. Для верующего человека совершенно естественно начинать любой новый этап (новый день по пробуждении, любое новое дело, очередной учебный год) молитвой Богу. И новый календарный год не должен здесь быть исключением. Очень важно в этой праздничной суете найти время для посещения храма, для участия в Новогоднем молебне, которые традиционно совершаются в большинстве наших храмов либо вечером 31 декабря, либо утром 1 января.
Поскольку это не церковный, а гражданский праздник, то уставное богослужение данного дня не предусматривает новогодних стихир и канона, в отличие от Церковного новолетия — 1/14 сентября, когда все богослужение посвящено теме начала нового годичного круга, поэтому Церковь и предлагает нам молебен, как службу, стоящую вне уставного суточного круга, тогда как в сентябре, наоборот, новогодний молебен не совершается (ведь там само богослужение вечерни, утрени и Литургии посвящено новому году).
— С какими мыслями нужно входить в новый год? Какие «желания» загадывать под бой курантов?
— В первую очередь, с чувством благодарности Богу за прожитый год. Каждый год бывает непростым, но в каждом можно найти и много доброго, светлого. Необходимо уметь благодарить Творца за все Его милости, щедро изливаемые на нас изо дня в день. Ну и, конечно, с надеждой всматриваясь в будущее, просить благословения Господня и на грядущее лето, чтоб ниспослан нам был мир и спокойствие, чтоб мы еще дальше не отошли от Господа, но и в новом году пожили бы «во всяком благочестии и чистоте». Думаю, это гораздо важнее, чем наши мечты о «крепком здоровье», «успехе» и «счастье в личной жизни».
— Как поменять в сознании близких людей приоритеты, что Рождество важнее?
— Вопрос непростой. Универсальных рецептов нет. Господь стоит у дверей сердца каждого человека и стучит в надежде на отклик. Одни отзываются, другие нет... Это тайна спасения человека, проникнуть в которую невозможно нашими усилиями. Блаженный Августин когда-то сказал: «Если Бог будет на первом месте, то все остальное будет на своем». Радостно, что многие наши люди приходят к осознанию этого. И тогда проблема снимается сама собою. Естественно, что для верующего человека Рождество Христово гораздо важнее.
Но в этой связи я остановился бы вот на чем. А может и не всегда плохо, что Новый Год у нас предшествует Рождеству и как бы «оттягивает» на себя большую часть праздничных мероприятий? Посмотрим на Европу, Америку... Там Рождество бывает раньше, именно ему традиционно были посвящены все «сезоны распродаж и скидок», все елки, представления, фейерверки. Но многие ли там, слыша слово «Рождество», вспоминают: а Чье это Рождество-то? В чем его смысл? Кто этот Спаситель, пришедший в мир? Ради какого спасения Он пришел? Какое отношение это имеет ко мне? Поэтому, повторюсь, может быть и неплохо, что у нас в новейшее время Новый год стал праздником елок, гирлянд, салютов, подарков, семейных ужинов, оставив нам возможность увидеть Рождение Спасителя в истинном свете Вифлеемской звезды, а не в отблесках бенгальских огней, возможность искать и найти Его в храме, а не в очередях в торговых центрах.
— Как подготовиться к новогодней ночной Божественной литургии?
— В последние годы действительно возникла эта практика: в новогоднюю ночь совершать богослужение в храме, причем не просто молебен, но именно Божественную литургию. Практика эта остается неоднозначной, есть и сторонники, и противники такой новозародившейся традиции. Думаю, этот вопрос из области второстепенной. Нельзя ее отвергать и отказывать ей в праве быть, но не нельзя и навязывать ее как норму, осуждая тех, кто предпочитает эту ночь провести дома. В конце концов, это не требование Устава и не ночь Пасхи, когда для верующего христианина нормой является участие в ночном богослужении.
Но если кто-то решил встретить Новый год за Литургией в храме, то следует поддержать его в этом стремлении, напомнив, конечно, что главным мотивом участия в этой службе должно стать принятие Святых Христовых Таин. Литургия — это не молебен, это не просто совместная молитва. Это совместное участие в Трапезе Господней. И если эта Трапеза нам предложена, если мы целенаправленно на нее пришли, то не стоит уклоняться от участия в ней.
Высшая церковная власть в одобренном недавно Архиерейским совещанием проекте документа «Об участии верных в Евхаристии» еще раз напомнила всем нам о синодальном постановлении середины XX века, что евхаристический пост (то есть полное воздержание от пищи и питья до момента вкушения Святых Даров) должен составлять не менее 6 часов. Поэтому, если ночная Литургия в Новогоднюю ночь (равно как и на Рождество Христово) начинается в полночь (а стало быть Причащение будет около 1 часа ночи), то завершить ужин необходимо не позднее 19:00.