Причащение — это Таинство, в котором христианин под видом хлеба и вина принимает Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это Таинство соединяется со Христом, становясь причастником вечной жизни. Совершается оно на Литургии — главном православном богослужении.
Телесную жизнь ежедневно люди поддерживают питанием, но в нашем мире всё тленно и смертно — вкушение пищи этого мира означает причастие тлению; в церковном же Таинстве Причащения предлагается пища нетленная, животворная.
Первыми из людей были причащены Самим Христом на Тайной Вечере апостолы. Теперь в храмах эти Дары предлагаются для вкушения всем христианам. Причастив апостолов, Господь дал заповедь всегда совершать это Таинство: «...сие творите в Мое воспоминание» (Лк.22:19).
Как хлеб и вино стали Телом и Кровью Господа — это тайна, непостижимая даже для ангелов, почему и называется Таинством. Вот уже более двух тысяч лет Дух Святой сходит с небес и прелагает (превращает) хлеб и вино в истинные Тело и Кровь Христовы. Евхаристическая молитва гласит: «Нас же всех, от единаго Хлеба и Чаши причащающихся, соедини друг ко другу во единаго Духа причастие...». Господь постоянно Сам присутствует на богослужениях среди верных. Верные — это крещёные, живущие по заповедям Божиим, участвующие в Таинствах члены Церкви.
Верный, причащаясь, соединяясь со Христом, освящается сам действием Духа Святого и освящает собою весь окружающий мир (материю). Образно это можно сравнить с действием песочных часов. Человек является проводником действующего в нем Святого Духа на весь мир, в котором он живёт.
Участвуя в Трапезе Господней на Тайной Вечере вместе с апостолами, причащающиеся получают наивысшую благодать, силы для противостояния грехам, возможность жизни в Боге и с Богом, освобождаются от греховных страстей, очищают разум, уготовляют себе место в Царстве Небесном. Господь добровольно пошёл на искупительные страдания, на крест ради спасения рода человеческого. Значение жертвы Его находится вне времени. У Бога есть только Вечность. То, что впервые произошло два тысячелетия тому назад, всегда происходит как в первый раз.
Христос непрестанно являет Себя людям, церковному собранию, отдаёт Себя в жертву — это Таинство Царства Небесного. И это Царство пребывает среди нас, и мы — в Нём.
В Таинстве Причащения происходит соединение вечности и времени. Верующий во Христа и принявший Его как «Путь, Истину и Жизнь» живёт ожиданием будущего века, жизни вечной. В том-то, однако, и вся радость христианства, пасхальная сущность его веры, чтоб этот «будущий век», будущий по отношению к «миру сему» — уже явлен, уже дарован, уже «посреди нас» с апостольской Пятидесятницы. Где Дух Святой, там Царство Божие. Во время Евхаристии совершается восхождение на Небо, в «вожделённое отечество». Старое время претворяется во время новое: временное входит в вечное. И сколь бы ни был падшим мир сей, он остаётся миром Божиим, чающим спасения.
Мир создан и дан человеку для претворения тварной жизни в причастие жизни Божественной. Соединение Духа и материального — всё направлено и обращено к Царству будущего века. Где Церковь — там Дух Святой, а где Дух Святой — там обновление твари, там начало жизни вечной.
По книге протоиерея Александра Шмемана «Евхаристия — Таинство Царства»