Мензелинский Пророко-Ильинский женский монастырь

10630
Фото

Инициатором создания женской монашеской общины стал протоиерей Мензелинского собора Александр Шильнов. С 1837 года возле кладбищенской церкви во имя святого Пророка Ильи стали селиться вдовы и сироты. В 1855 году Священный Синод принял женскую общину в свое ведомство, а спустя пять лет по указу Александра II был организован Пророко-Ильинский женский монастырь III класса, с содержанием только за свой счет, без всякого пособия от казны.

Источниками существования святой обители стали около 150 десятин земли, пожертвованные мензелинскими мещанками Собиной и Реутовой (будущими игуменьями), и наследниками протоиерея Шильнова. 4 тысячи рублей пожертвовал елабужский купец Иван Стахеев. Немалые пожертвования монастырь получал от проводимых ежегодно мензелинских ярмарок.

Монастырь развивался достаточно успешно, во-первых, потому, что это был лишь второй монастырь в значительной Уфимской епархии, он был богаче других женских обителей на Нижней Каме (Елабужского, Чистопольского, Лаишевского), а во-вторых, он развивался благодаря энергичной деятельности двух первых игумений. Ими были те самые мещанки, которые пожертвовали монастырю основную часть земли: в 1860 — 1880 гг. — Евгения (Евфросинья Федоровна Собина), в 1880 — 1905 гг. — Филарета (Доминика Александровна Реутова).[1]

Кроме того, в пяти верстах от города, за рекой Мензелей, находилось монастырское хозяйство (ныне поселок совхоза им. Воровского), в котором работало несколько десятков трудников. В начале XX в. число монахинь и послушниц в Мензелинском монастыре превышало 300 человек. Здесь проживало немало призреваемых сирот и престарелых.

Монастырь был огорожен каменной стеной. Вплотную к ней была пристроена Тихвинская церковь, освященная в 1865 году. Вход в обитель проходил через святые ворота, построенные под церковью. Во дворе — Вознесенский храм. Основной корпус был двухэтажным, в нем располагались кельи, иконная, столярная, швейная, обувная, переплетные мастерские.

Через дорогу от монастыря находилось кладбище с Ильинской церковью и деревянным флигелем для сторожей. На погосте хоронили не только монахинь, но и притесняемых властями людей. Прежде всего это были военнопленные австрийцы, чехи, словаки, захваченные русскими войсками в Первую мировую войну, а также гражданские поселенцы, сосланные в административном порядке. Только в 1915 году на кладбище было похоронено 30 пленных и поселенцев.[2]

В 1871 году площадь земель, подаренная монастырю его императором Александром II составляла 358 десятин пашни и сенокосных угодий. Кроме того, в окрестностях города у обители в двух лесных дачах было 183 десятины леса, два флигеля и пасека, животноводческие помещения, в которых в основном содержался крупный рогатый скот.

Часть ограды Мензелинского монастыря

Монастырь был закрыт в 1921 году. Религиозная община действовала до июня 1924 года. Монастырские церкви в основном были разрушены летом 1932 года. К настоящему времени в городе сохранилась часть ограды и некоторые второстепенные постройки, а в совхозе им. Воровского — каменная церковь в честь Преображения Господня.


[1] Республика Татарстан: Православные памятники (середина XVI — начало XX веков). — Казань: Фест, 1998. — С. 206.

[2] Мензелинский край: история и современность/ Сост.: Юсупов Ю.Ю., Сафиуллин М.Н.. Мензелинск, 2006. — С. 233.

Новости по теме

Спасо-Евдокиевскому храму — 290 лет
Публикации 29 августа 2024
Спасо-Евдокиевскому храму — 290 лет

Церковь святой Евдокии была построена в Засыпкиной слободе. Самое раннее упоминание о ней мы находим у географа Михаила Саввича Пестрикова: «Церковь Спаса Нерукотворного Образа, освящена в 1735 году, при ней придел преподобной мученицы, освящен в 1734 году...»

В Татарстанской митрополии молитвенно почтили память преподобномученицы Маргариты Мензелинской
В Татарстанской митрополии молитвенно почтили память преподобномученицы Маргариты Мензелинской

22 августа, в день памяти преподобномученицы Маргариты, игумении Мензелинской, в храмах Татарстанской митрополии были совершены праздничные богослужения.

Ермак и поход «за Казань»: связь с явлением Казанской иконы Божией Матери
Публикации 23 июля 2024
Ермак и поход «за Казань»: связь с явлением Казанской иконы Божией Матери

Казанская икона Божией Матери – одна из главных святынь в России. Её обретение в 1579 году стало началом новой страницы отечественной летописи, повлекло за собой череду важнейших исторических событий.

Пугачевский бунт — трагическая страница истории Казани
Публикации 23 июля 2024
Пугачевский бунт — трагическая страница истории Казани

Главное трагическое событие конца XVIII века — поругание святыни разбойниками-пугачевцами. 12 июля 1774 года около 6 часов утра разбойная вольница перешла границу города со стороны Сибирского тракта.