Мензелинский Пророко-Ильинский женский монастырь

10591
Фото

Инициатором создания женской монашеской общины стал протоиерей Мензелинского собора Александр Шильнов. С 1837 года возле кладбищенской церкви во имя святого Пророка Ильи стали селиться вдовы и сироты. В 1855 году Священный Синод принял женскую общину в свое ведомство, а спустя пять лет по указу Александра II был организован Пророко-Ильинский женский монастырь III класса, с содержанием только за свой счет, без всякого пособия от казны.

Источниками существования святой обители стали около 150 десятин земли, пожертвованные мензелинскими мещанками Собиной и Реутовой (будущими игуменьями), и наследниками протоиерея Шильнова. 4 тысячи рублей пожертвовал елабужский купец Иван Стахеев. Немалые пожертвования монастырь получал от проводимых ежегодно мензелинских ярмарок.

Монастырь развивался достаточно успешно, во-первых, потому, что это был лишь второй монастырь в значительной Уфимской епархии, он был богаче других женских обителей на Нижней Каме (Елабужского, Чистопольского, Лаишевского), а во-вторых, он развивался благодаря энергичной деятельности двух первых игумений. Ими были те самые мещанки, которые пожертвовали монастырю основную часть земли: в 1860 — 1880 гг. — Евгения (Евфросинья Федоровна Собина), в 1880 — 1905 гг. — Филарета (Доминика Александровна Реутова).[1]

Кроме того, в пяти верстах от города, за рекой Мензелей, находилось монастырское хозяйство (ныне поселок совхоза им. Воровского), в котором работало несколько десятков трудников. В начале XX в. число монахинь и послушниц в Мензелинском монастыре превышало 300 человек. Здесь проживало немало призреваемых сирот и престарелых.

Монастырь был огорожен каменной стеной. Вплотную к ней была пристроена Тихвинская церковь, освященная в 1865 году. Вход в обитель проходил через святые ворота, построенные под церковью. Во дворе — Вознесенский храм. Основной корпус был двухэтажным, в нем располагались кельи, иконная, столярная, швейная, обувная, переплетные мастерские.

Через дорогу от монастыря находилось кладбище с Ильинской церковью и деревянным флигелем для сторожей. На погосте хоронили не только монахинь, но и притесняемых властями людей. Прежде всего это были военнопленные австрийцы, чехи, словаки, захваченные русскими войсками в Первую мировую войну, а также гражданские поселенцы, сосланные в административном порядке. Только в 1915 году на кладбище было похоронено 30 пленных и поселенцев.[2]

В 1871 году площадь земель, подаренная монастырю его императором Александром II составляла 358 десятин пашни и сенокосных угодий. Кроме того, в окрестностях города у обители в двух лесных дачах было 183 десятины леса, два флигеля и пасека, животноводческие помещения, в которых в основном содержался крупный рогатый скот.

Часть ограды Мензелинского монастыря

Монастырь был закрыт в 1921 году. Религиозная община действовала до июня 1924 года. Монастырские церкви в основном были разрушены летом 1932 года. К настоящему времени в городе сохранилась часть ограды и некоторые второстепенные постройки, а в совхозе им. Воровского — каменная церковь в честь Преображения Господня.


[1] Республика Татарстан: Православные памятники (середина XVI — начало XX веков). — Казань: Фест, 1998. — С. 206.

[2] Мензелинский край: история и современность/ Сост.: Юсупов Ю.Ю., Сафиуллин М.Н.. Мензелинск, 2006. — С. 233.

Новости по теме

Ермак и поход «за Казань»: связь с явлением Казанской иконы Божией Матери
Публикации 23 июля 2024
Ермак и поход «за Казань»: связь с явлением Казанской иконы Божией Матери

Казанская икона Божией Матери – одна из главных святынь в России. Её обретение в 1579 году стало началом новой страницы отечественной летописи, повлекло за собой череду важнейших исторических событий.

Пугачевский бунт — трагическая страница истории Казани
Публикации 23 июля 2024
Пугачевский бунт — трагическая страница истории Казани

Главное трагическое событие конца XVIII века — поругание святыни разбойниками-пугачевцами. 12 июля 1774 года около 6 часов утра разбойная вольница перешла границу города со стороны Сибирского тракта.

Встреча Казанской и Владимирской икон Божией Матери в ноябре 1612 года
Публикации 16 июля 2024
Встреча Казанской и Владимирской икон Божией Матери в ноябре 1612 года

1612 год стал переломным моментом в эпохе Смутного времени. В феврале из Нижнего Новгорода в захваченную поляками Москву выступило народное ополчение под началом князя Дмитрия Пожарского.

Казанская икона Божией Матери во главе Нижегородского ополчения 1612 года
Публикации 15 июля 2024
Казанская икона Божией Матери во главе Нижегородского ополчения 1612 года

В 1579 году в Казани произошло чудесное обретение иконы  Пресвятой Богородицы. Образ Божией Матери промыслительно вошёл в историю России и сыграл  особую роль  в горькие годы Смутного времени.