Священномученик Иоасаф (Удалов)

4857
Фото

Иоасаф (в миру Иван Иванович Удалов) (5 апреля 1886, Уфа — 2 декабря 1937, Казань) — епископ Чистопольский, викарий Казанской епархии. Причислен к лику святых Русской Православной Церкви в 2008 году.

Родился в купеческой семье. Окончил Уфимское духовное училище (1900), Уфимскую духовную семинарию (1906), Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1910). Его духовником во время учёбы в семинарии был схиархимандрит Гавриил (Зырянов). Значительное влияние на него оказал архиепископ (будущий митрополит) Антоний (Храповицкий), совершивший его постриг в монашество.

В 1910 был пострижен в монашество, возведён в сан иеродиакона, а затем иеромонаха. С 1910 — преподаватель Житомирского училища пастырства. С 3 октября 1911 — помощник инспектора Казанской духовной академии. С 1912 исполнял обязанности настоятеля Казанского Спасо-Преображенского миссионерского монастыря, был председателем совета Миссионерских курсов в сане игумена. С 1915 — архимандрит.

В период гражданской войны был членом епархиального совета при временно управлявшем епархией епископе Анатолии (Грисюке), являлся его ближайшим сотрудником.

С 12 июля 1920 — епископ Мамадышский, викарий Казанской епархии. После ареста митрополита Кирилла (Смирнова) и высылки владыки Анатолия (Грисюка), временно управлял Казанской епархией. С 1922 — епископ Чистопольский, викарий той же епархии. В 1922 выступил против обновленческого движения, некоторое время был вынужден служить тайно. В 1923 принимал в епархии покаяние у возвращавшихся в Патриаршую церковь бывших обновленцев, переосвящал (малым чином) ранее принадлежавшие им храмы. Однако ему не удалось легализовать (зарегистрировать) православное епархиальное управление, а в ноябре 1923 власти запретили ему проводить богослужения, сам епископ ненадолго был арестован.

16 мая 1924 епископ Иоасаф был вызван в Москву, где вновь арестован и заключён в Бутырскую тюрьму. 24 августа 1924 освобождён под подписку о невыезде, проживал в Свято-Даниловом монастыре.

В ноябре 1925 арестован в Москве вместе с другими архиереями — сторонниками Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского). Был обвинён в том, что оказывал «пособничество и укрывательство группе монархических епископов и мирян, поставивших своей задачей использование Церкви для нанесения явного ущерба диктатуре пролетариата, путем воздействия на массу и на церковнослужителей», виновным себя не признал. 21 мая 1926 приговорен к трём годам ссылки в Зырянский край. В 1926—1929 находился в ссылке в Туруханске Енисейской губернии, в конце 1929 — 1931 — в посёлке Козьмодемьянск Марийской автономной области.

Негативно отнёсся к Декларации Заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) 1927, содержавшей далеко идущие уступки советской власти. Летом 1931 был арестован по делу так называемой «контрреволюционной, религиозно-монархической организации-центра „Истинно-Православная Церковь“ (ИПЦ)». Виновным себя не признал, заявил:

Проживая в Козьмодемьянске 2 года под бдительным надзором органов ОГПУ я не был ни разу заподозрен в чём-либо противосоветском, контрреволюционном. Опровергать отдельные факты обвинения мне не приходится, так как в обвинении не указано ни одного такового, касающегося лично меня и устанавливающего мое непосредственное участие в нем, а приведенные мною выше справки о моей жизни последних лет с неопровержимостью доказывают, что участия в казанской жизни я не мог иметь.

5 января 1932 приговорён к трём годам лишения свободы, отбывал заключение в лагере под городом Кемерово, работал в рудниках, возил тачки с углём. В 1933 был арестован в лагере по обвинению в организации «контрреволюционной церковно-монархической группы», виновным себя не признал. В 1934 срок наказания был увеличен на 2 года.

В 1936 освобожден из лагеря. В 1936—1937 проживал в городе Казани, служил молебны и панихиды в кладбищенской церкви, не признавал власти митрополита Сергия (Страгородского). Жил очень бедно, а продукты и одежду, передаваемые ему верующими, пересылал священникам, находившимся в тюрьме и ссылке. На вопрос одного протоиерея об отношении к советской власти ответил: «Чтобы судить о советской власти, нужно побывать в концлагерях…».

В ноябре 1937 был арестован, обвинён в организации контрреволюционного церковного подполья, виновным себя и на этот раз не признал. 29 ноября 1937 приговорён к высшей мере наказания. 2 декабря был расстрелян.

23 июня 2008 Священный Синод Русской православной церкви постановил включить в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века имена епископа Иоасафа (Удалова).

Новости по теме

Казанская икона Божией Матери во главе Нижегородского ополчения 1612 года
Публикации 15 июля 2024
Казанская икона Божией Матери во главе Нижегородского ополчения 1612 года

В 1579 году в Казани произошло чудесное обретение иконы  Пресвятой Богородицы. Образ Божией Матери промыслительно вошёл в историю России и сыграл  особую роль  в горькие годы Смутного времени.

Святитель Ермоген и его «Повесть и чудеса Пречистая Богородицы честного, славного Ея явления образа, иже в Казани»
Публикации 10 июля 2024
Святитель Ермоген и его «Повесть и чудеса Пречистая Богородицы честного, славного Ея явления образа, иже в Казани»

Чудотворную икону Божией Матери, обретённую в Казани в 1579 году, одним из первых держал в руках казанский священник Ермолай. Именно так звали до принятия монашеского пострига будущего святителя Ермогена, патриарха Московского и всея Руси.

История обретения Казанской иконы Божией Матери. Даниил Онучин и отроковица Матрона
Публикации 9 июля 2024
История обретения Казанской иконы Божией Матери. Даниил Онучин и отроковица Матрона

В июле 1579 года в Казани случился страшный пожар. Многие жители города лишись крыши над головой. Как только стихию удалось победить, казанцы стали отстраиваться заново. Поставить дом – дело нескорое, а нужно было успеть до зимы.

История Седмиезерной Богородицкой пустыни
Публикации 9 июля 2024
История Седмиезерной Богородицкой пустыни

История обители и чудотворной Смоленской иконы