Родился 4 января 1874 года в селе Демидово Ливенского уезда Орловской губернии в семье священника. Семья жила довольно скудно. Воспитание было религиозное, но почти без принуждения, поэтому, по его словам, «церковь и церковность в моем сознании не связаны ни с какими тяжелыми воспоминаниями». По хозяйству детей также не заставляли много работать. Находясь дома, Николай и его старший брат больше отдавались чтению книг и изучению языков (самоучкой учились немецкому и французскому языкам). Отец старался не мешать их книжным занятиям.
В 1883 году поступил в Ливенское духовное училище, где имел клиросное послушание.
В 1888 году после окончания училища поступил в Орловскую духовную семинарию, которую окончил в 1894 году.
С 1894 по 1898 год учился в Казанской духовной академии на казенном счету, был на хорошем счету. В 1898-1899 годах состоял профессорским стипендиатом при КазДА.
С 1899 по 1900 год преподавал в Симбирской духовной семинарии, магистр богословия (с 1900 года).
С 1900 по 1912 год — доцент и профессор Казанской духовной академии по кафедрам истории философии и Священного Писания Нового Завета.
25 декабря 1908 года рукоположен в сан священника к церкви при Казанском Родионовском институте, служил законоучителем Родионовского института, оставаясь доцентом и профессором КазДА.
С 1912 по октябрь 1919 года — настоятель домовой церкви Казанского университета, профессор богословия в Казанском университете, преподаватель богословия в Ветеринарном институте и на Высших женских курсах.
С 15 сентября 1919 по 15 февраля 1930 года — настоятель Казанского Варваринского храма. Одновременно был профессором истории религий в Казанском пединституте (до 1920 года).
В конце 1921 года проходил по групповому «делу преподавателей Казанской духовной академии. Казань, 1921 г.», по обвинению в «нарушении Декрета ВЦИК от 23.01.1918 г.». 6 октября 1921 года был осужден и приговорен к году заключения в концлагерь условно.
В ноябре 1921 года возглавил новообразованный Казанский богословский институт, просуществовавший менее года.
В апреле-мае 1923 года вынужден был подчиняться обновленческому архиерею. В общение с Православной Церковью был принят епископом Чистопольским Иоасафом.
С 15 февраля 1930 года — настоятель Грузинской церкви в Казани.
31 августа 1930 года был арестован, проходил по групповому «делу членов Казанского филиала «ИПЦ». Казань, 1932 г.», обвинялся в том, что «являлся участником контрреволюционной организации филиала «ИПЦ» в г.Казани, принимал участие в распространении воззвания митр.Кирилла». В период следствия содержался под стражей в Казанском пересыльном домзаке. 5 января 1932 года был приговорен к 3 года ссылки в Казахстан.
Находился в ссылке в Казахстане в течение 1 года и 8 месяцев. Затем получил право свободного проживания. Не служил.
С 1943 по 1945 год был протоиереем Благовещенского собора города Мурома.
В 1945 году был уволен за штат. Жил в Муроме.
Скончался 11 мая 1956 года в Муроме.
26 августа 1992 года был реабилитирован Прокуратурой Республики Татарстан (по 1921 году репрессий)
Награды
- палица (1927)
- митра (1929)
Литература и документы
- Архив ФСБ Республики Татарстан. Д.2-18199.
- Архив УФСБ Республики Татарстан. Д.2-10837.
- Сергия, инокиня Свято-Успенского Александровского женского монастыря. За Христа пострадавшие. ХХ век. Биографические материалы по Владимирской епархии. Машинопись. С.99.
- Сергия, инокиня Свято-Успенского Александровского женского монастыря. За Христа пострадавшие в земле Владимирской. Краткий биографический справочник. Машинопись. С.84.
- За Христа пострадавшие в земле Владимирской: Синодик и биографический справочник. Свято-Успенский епархиальный женский монастырь. Александров, 2000. С.56.
- Журавский А. Новомученики Казанские// Благая весть (Казань). 1994. N1. С.5.
Использованные материалы
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века" http://www.pstbi.ccas.ru/bin/nkws.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITY...b**