3 декабря в НКЦ «Казань» в рамках Регионального этапа XXV Международных Рождественских образовательных чтений «1917-2017: уроки столетия в Казанском крае» состоялась работа секции преподавателей церковного пения «Церковно-певческие традиции: расцвет — лихолетье — возрождение». Работой секции руководил заведующий кафедрой церковно-певческих и музыкальных дисциплин Казанской православной духовной семинарии, заместитель председателя отдела по культуре Казанской епархии протоиерей Константин Колыганов. Соруководителями выступили доценты кафедры, авторитетные педагоги и регенты Евгений Николаевич и Людмила Петровна Есины.
Доклады и мастер-классы были посвящены осмыслению огромного опыта, накопленного до революции. Это, прежде всего, Придворная певческая капелла и Синодальное училище с их богатейшими многовековыми традициями. Доклад Евгения Николаевича Есина был посвящен педагогическим принципам хорового воспитания в Синодальном училище. «Опыт обучения в Синодальном училище заложил основу профессиональной подготовки кадров в России», — делает вывод Евгений Николаевич.
Созвучным был следующий доклад студентки второго курса КазПДС Елены Ивановой, который она начала с небольшого комментария о том, что все те педагогические принципы, о которых шла речь, она видит в работе своих уважаемых преподавателей, и то лучшее, что было достигнуто в те далекие времена, не утрачено, но продолжает развиваться и в наши дни. «Несмотря на годы гонений, церковно-певческая жизнь в нашей стране продолжает развиваться», — начала свой доклад студентка.
Елена Иванова проследила формирование традиции вокально-хорового обучения певчих в Придворно-певческой капелле.
Доклад помощницы заведующего кафедрой церковно-певческих и музыкальных дисциплин КазПДС Елены Фуфаевой был посвящен педагогическим принципам и идеям Порфирия Мироносицкого, выпускника Казанской духовной академии, регента, педагога, просветителя, автора многочисленных обработок обиходных напевов, трудов по разъяснению и переводу общеупотребительных богослужебных текстов. Порфирий Петрович пронес крест исповедника, скончался под следствием, в заключении в 1932 году.
«В современных музыкально-педагогических исследованиях, — говорит Елена Сергеевна, — имя Мироносицкого упоминается лишь вскользь. Порфирий Петрович, говоря о задачах церковно-приходского обучения, главной целью видит воспитание живого члена Святой Церкви, и именно церковное пение мыслится им как то средство, которое может внедрить закон Божий в сердца и умы учащихся. Он всемерно заботился об активном участии учеников в богослужебном пении и чтении, так как тот глубокий смысл, заключенный в православном богослужении, очень сложно воспринять, не участвуя в нем действенно. От хорового, школьного пения, в перспективе можно было переходить уже к всенародному. Церковное пение для Мироносицкого — могучее педагогическое средство». Действительно, эти идеи сейчас звучат как нельзя современно.
Интересными фактами привлек слушателей доклад студентки третьего курса регентско-катехизаторского отделения семинарии Марины Дупленковой на тему «Сохранение традиций знаменного пения в советский период», поведавшей о том, что уже в конце 1930-х годов на теоретическом уровне, а в 1960-е и на уровне музыкальной практики возрождаются древнерусские распевы.
Практическим продолжением темы стал небольшой мастер-класс доцента РКО Полины Павловой, продемонстрировавшей присутствовавшим основные принципы чтения знаменной нотации. Все желающие могли поучаствовать в исполнении знаменного песнопения по тем загадочным крюкам, которыми в течение нескольких столетий записывались ангелогласные песнопения знаменного распева.
Завершил работу секции мастер-класс доцента РКО Людмилы Есиной «Применение цифирной системы на начальном этапе церковного пения в воскресной школе». Все участники секции под руководством Людмилы Петровны быстро освоились с этой системой. Незаслуженно забытая в наши дни, эта система в свое время активно применялась в просветительской деятельности нашего земляка Степана Васильевича Смоленского. Она оказалась удивительно простой в применении, и, как показала Людмила Петровна, очень наглядна, и действенна, особенно в работе с детьми с самого раннего возраста и с любительскими хорами.
Выступления вызвали неподдельный интерес у присутствующих и достаточно жаркое обсуждение. Вопросы, которые поднимались, — о наболевшем: о проблеме церковности певческого репертуара, об отношении к древним и более современным уставным распевам, о проблемах в работе и образовании регентов, о семейном и школьном певческом воспитании подрастающего поколения.
Все участники секции преподавателей церковного пения выразили пожелание чаще встречаться для обсуждения вопросов своей профессиональной деятельности.