1 июня, в день Святого Духа, митрополит Казанский и Татарстанский Анастасий возглавил служение Божественной литургии в Троицкой церкви Богородице-Успенского Свияжского монастыря. Его Высокопреосвященству сослужили епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий, епископ Чистопольский и Нижнекамский Пармен, настоятель Свияжского монастыря игумен Силуан (Хохиашвили), настоятель Макарьевского монастыря игумен Глеб (Владимиров), настоятель Кизического монастыря игумен Пимен (Ивентьев), секретарь Архиерейского совета Татарстанской митрополии иеромонах Филарет (Кузьмин) и священнослужители Казанской и Чистопольской епархий.
За Литургией была совершена диаконская хиротония студента выпускного курса Казанской духовной семинарии Марка Самуллова. По окончании богослужения митрополит Анастасий поздравил отца Марка с принятием благодати Святого Духа, а всех молящихся — с престольным торжеством древнейшего храма Татарстанской митрополии. В своем архипастырском слове владыка напомнил верующим, что в эти святые дни Церковь вспоминает событие, которое «затрагивает не только святых апостолов, но и всех православных христиан».
— Духовную силу, которую апостолы обрели в день Святой Пятидесятницы, получаем и мы с вами через Таинство Крещения, Таинство Покаяния и Таинство Причастия. Но, к сожалению, даже приобщившись Святых Христовых Таин, мы порой не чувствуем присутствия Господа в нашей жизни. Так происходит потому, что нет у нас веры, которой обладали Святые Апостолы. Нет у нас доверия к нашему Господу. Мы считаем себя верующими, строим храмы, восстанавливаем монастыри, и внешне вроде бы все выглядит благополучно. Но это внешнее благополучие не может исправить того, что внутри. А внутри пустота. Та же мерзость запустения, которой было охвачено наше общество на протяжении последних десятилетий. Мы с вами никак не можем преодолеть последствия безбожного времени, не можем вернуться в то духовное состояние, в котором пребывали предшествующие нам поколения. Мы часто посещаем святые места, которые связаны с важнейшими историческими событиями, происходившими на Казанской земле, но этим дело и ограничивается. Мы совершенно не задумываемся о том, что здесь, в этих древних обителях, возрождалась душа человеческая. Здесь человек обретал усыновление Божье и, обратившись к Богу, поднимался от земли к небу. Мы же, наоборот, опускаемся вниз, опускаемся в бездну греха, в ту повседневную житейскую суету, которая, овладев нами, не дает устремить свой взор к Богу и услышать те обетования, которые Господь дал нам. Мы вроде бы верим, но в то же время не верим. Приходим на Литургию и причащаемся «на всякий случай». Слушаем Слово Божие, но поступаем не по Его Слову, а по своему хотению. Мы часто обращаемся к Господу словами молитвы «Отче наш». Мы говорим: «Да будет воля Твоя», однако сами не хотим жить по Его воле. Своевольники мы, а не исполнители Божьей воли. Но Господь, несмотря на наше своеволие, пребывает с нами и дает нам сил для спасения нашей бессмертной души. Господь дарует нам благодать Святого Духа, посылает Утешителя, помогает воссоздать внутри себя потерянный образ Божий и созидать Небесное Царство. Это и есть цель нашего земного бытия. Не поиск хлеба и зрелищ, а созидание Царства Божия, которое, как известно, внутри нас есть, — сказал глава Татарстанской митрополии.
После этого владыка поздравил настоятеля Свияжского монастыря игумена Силуана с 20-летием священнического служения и за труды во благо Церкви Христовой вручил ему знак отличия Казанской епархии.
Игумен Силуан поблагодарил владыку Анастасия за архипастырское попечение и преподнес ему икону Божией Матери, написанную в стенах древней Свияжской обители. На молитвенную память иконы Пресвятой Богородицы были преподнесены также владыке Мефодию и владыке Пармену.
В завершение своего визита в Свияжск архипастыри Татарстанской митрополии поблагодарили духовенство и мирян за совместную молитву и отметили, что в этот день в древней церкви незримо пребывали святые Казанской земли, все те, кто строили и освящали этот храм.
Напомним, что Троицкая церковь была построена на острове Свияжск 17 мая 1551 года за один световой день в честь высадки передового отряда русских войск у подножия Круглой горы. На протяжении своей истории церковь неоднократно перестраивалась, что серьезно изменило ее облик. Первоначально церковь была выстроена в шатровом стиле, как и большинство русских средневековых деревянных церквей. Главные искажения храма произошли в XVIII—XIX веках: была произведена замена шатра низкой железной кровлей и железным куполом, фасад был обшит тесом, церковь несколько раз перекрашивали. Первоначальный исторический облик церкви был возвращен уже в наши дни.