Восстанавливающийся храм села Шакшино отметил престольный праздник

3131
Фото

Нет храма, нет села

Село без храма не стоит — в истинности этой расхожей фразы из года в год убеждаются жители нижнекамского района, ставшие невольными свидетелями медленного, длящегося не одно десятилетие, угасания когда-то цветущего многолюдного селения. В часе езды от Нижнекамска, к югу от города, расположилось древнее село Шакшино. Селом теперь эту местность можно назвать с трудом: в ней еще в 2015 году числился всего один житель, а 17 небольших частных домиков, в которых из благ цивилизации — лишь электричество (село отрезали от водо- и газоснабжения давно) — используются сейчас как летние строения под дачу.

Деревенские яйца для каменной кладки

А ведь свою древнюю историю Шакшино ведёт с 1710 года. В далёком 18 веке поселение на живописном берегу реки Уратьмы называлось Каинлы Тюбяк. Населявшие эту местность крестьяне занимались земледелием, разведением скота и пчеловодством. А в начале 20 века жители построили красивую каменную церковь в честь одного из 12-ти великих православных праздников — Вознесения Христова. Говорят, что возводился храм из крепкого природного камня, который обтачивали приезжие умельцы. Вспоминают также, что раствор для церкви замешивали на деревенских куриных яйцах, собирать которые ходил по домам священник. Добротная, просторная и красивая церковь получилась. Правда, простоять ей было суждено не долго. Спустя 15-20 лет здание закрыли и использовали как склад для зерна, а вскоре и совсем забросили как бесхозное строение.

Вслед за угасанием церкви постепенно обезлюдело и Шакшино. Если в 1920 году оно насчитывало свыше тысячи жителей, которые молились в новенькой церкви и водили своих чад в церковно-приходскую школу, имели две водные мельницы, хлебозапасной магазин и бакалейные лавки, то спустя полстолетия, в 1970 году сельчан не набралось уже и на две сотни.

Вторая жизнь заброшенной церкви

И только в 2012 году древнее строение стало возрождаться. «Когда мы впервые пришли сюда, то увидели, выражаясь образным языком Писания, «мерзость запустения» на святом месте: горы мусора, развороченная крыша, на которой росли деревья, отсутствовали окна и двери, были раскурочены полы. Но мы не стали унывать и приступили к разбору завалов. Самым трудным для нас было перетаскивать тяжеленные камни, составлявшие когда-то кладку церкви, а потом разобранные жителями для хозяйственных нужд. Ведь пришли-то сначала помогать престарелые бабушки, это потом к нам присоединились, а затем и взяли инициативу в свои руки группы активных, неравнодушных сельчан», — вспоминает прихожанка одного из нижнекамских храмов Александра Кожевникова.

Разрушенный каменный пол — это результат деятельности вандалов, которые искали в церковном подполе несуществующий клад. Все, что сохранилось от внутреннего убранства храма — это старая икона Иисуса Христа «Господь-Вседержитель». Пишут, что нашли ее в доме у одной из местных жительниц, которая использовалась в хозяйстве в качестве крышки для погреба. Сохранился и 22-ти килограммовый колокол, который не так давно был установлен.

В 2013 году церковь восстанавливала бригада работников предприятия горэлектросети. Спустя два года под прицелом фото- и видеокамер на купол возрождающегося храма торжественно устанавливали маковку с крестом ручной работы. 350-тикилограммовую конструкцию привезли тогда из Мензелинского района.

Необычайное путешествие, или почему отец Даниил не ест блины на поминках

Необычайное путешествие, или почему отец Даниил не ест блины на поминках

Вознесение в Шакшино

«Шакшино — идеальное место для жизни монашеской общины. Во-первых, потому что расположено оно вдали от многолюдных городов и поселков; во-вторых, это место древнего намоленного храма — здания очень прочной и долговечной постройки и, в тоже время, обитель будет доступна для горожан, которые смогут приезжать в деревню, чтобы вырваться из суеты», — считает Александра Кожевникова. А пока старинный храм живёт молитвой тех верующих, которые изредка наведываются в эти места для совместного богослужения. Несмотря на рабочий день, на праздничную престольную службу 25 мая в храм Вознесения Господня пришли 18 человек, 15 из них причастились. Торжественное богослужение возглавил иерей Александр Титков.

Православное предание гласит, что ангел-хранитель даётся не только каждому новому члену Церкви, но и каждому новоосвящённому храму. Не оставляет небесный заступник его и тогда, когда строение подвергается поруганию и разрушению. И даже в случае полного уничтожения святыни ангел храма не покидает отведённого его попечению престола. Возможно, что сбудется надежда верующих о восстановлении древнего храма, и тогда ангел престола сможет соединить свою святую непрестанную молитву к Богу с сердечным славословием благочестивых прихожан.

Новости по теме

В праздник Вознесения Господня митрополит Кирилл возглавил престольные торжества в Макарьевском монастыре
В праздник Вознесения Господня митрополит Кирилл возглавил престольные торжества в Макарьевском монастыре

13 июня, в праздник Вознесения Господня, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в Вознесенском Макарьевском мужском монастыре.

Небеса совсем рядом
Публикации 13 июня 2024
Небеса совсем рядом

Вознесение Господне, как никакой другой двунадесятый праздник Церкви, говорит о настоящем предназначении человека — о самом верном ответе на вопрос, который ищут люди порой всю свою жизнь, а некоторые так и не находят. Для чего мы живём?

В канун праздника Вознесения Господня митрополит Кирилл совершил всенощное бдение в Александро-Невском храме Казани
В канун праздника Вознесения Господня митрополит Кирилл совершил всенощное бдение в Александро-Невском храме Казани

Вечером 12 июня, в канун Вознесения Господня, митрополит Кирилл совершил всенощное бдение в храме благоверного князя Александра Невского города Казани.

Мы должны жить устремленными на Небеса
Публикации 30 мая 2023
Мы должны жить устремленными на Небеса

Праздником Вознесения Господня заканчиваются христологичекие праздники Церковного года. Весь год Церковь показывала нам домостроительство Божие о спасении рода человеческого.