20 июня в 19:00 в Спасо-Евдокиевском храме города Казани (ул. Федосеевская, 46) состоится презентация книги протоиерея Сергия Холодкова «Рыбка». Это философские сказки, предназначенные как для взрослых, так и для детей.
На мероприятие приглашаются все желающие. Встреча со священником пройдет в неформальной обстановке, за чаепитием.
Предлагаем вашему вниманию предисловие редактора к данному литературному произведению:
«Рыбка» — книга-терапия, книга-остров тепла и надежды. Хотя в ней, кроме чистой радости, шутки и доброты, есть и ноты печали, однако уныние никогда не одерживает верх над персонажами. Автор сознательно затрагивает проблемы, с которыми ребёнок может столкнуться лицом к лицу, а взрослый — страдать от непроработки этих ситуаций, уже будучи самостоятельным и состоявшимся. Расставание родителей, «особые» дети, смерть близкого человека — да, даже о таком тяжёлом и сложном сказка может говорить, не утратив света. Андерсен тому пример. И не только Андерсен. Под обложкой есть приветы многим сказочникам прошлого. Начиная с Чуковского, к которому отсылает автор первой же строчкой. Почему так?
Дело в том, что перед вами книга, в основе которой лежит любопытный эксперимент. Сегодня мы подзабыли, что традиционная сказка (и само происхождение слова говорит об этом) живёт только тогда, когда передаётся из уст в уста, меняется и проживается по-новому при пересказе. Автор нередко использует технику, принятую у классических сказочников прошлого: трансформирует известный сюжет, привносит в него новый смысл за счёт изменившегося контекста, деталей или играет с героями. Так делали Шарль Перро и братья Гримм, вдохновляясь «Сказкой Сказок» Джамбаттиста Базиле, так делал Шекспир и многие, многие… В России к этому методу приобщились и Пушкин, и Ершов, и Алексей Толстой, и Александр Волков. Новые истории в новой книге отвечают вызовам современности. Можно сказать, сама эпоха рассказывает их по-новому. Но опознать отсылки к другим произведениям может только начитанный человек, к тому же к сказочным кочующим сюжетам, привычным в детских книжках, добавляются взрослые сказки века двадцатого: автор вступает в прямой диалог с такими писателями, как Антуан де Сент-Экзюпери или Ричард Бах, делает их уроки доступными и универсальными и для ребёнка, и для взрослого читателя, задаёт вопросы и решает загадки, к которым двадцатый век приблизиться не успел.
Истории о щедрой, альтруистичной любви, самопожертвовании, прощении, обретении осознанности получают новую тональность. Все сказки названы «картинами», хотя в общепринятом смысле ими не являются: эти «картины» не пишут красками, не снимают в кино, не играют на сцене. Обрамлением всем «картинам» служит загадочная деятельность некоей Студии, в которой они и создаются.
Фактически это сказка со множеством сказок внутри, как жилет фокусника со множеством потайных и явных карманов. Автор помещает в сказку и самого себя, при этом изображает себя участником процесса создания «картин», не понимающим его суть до конца, скорее интуитивно чувствующим: чудо совершается прямо здесь, на его глазах. Но как именно? Как создаются «картины», почему в них могут участвовать люди Студии, как «картина» переносит в другую страну, эпоху, измерение? Чётких ответов не будет. Возможно, это метафора — ведь в нашей собственной душе открываются неизмеримые глубины, если внимательно всматриваться в себя. А сила мысли способна перенести нас в любую эпоху. Как объяснить эту нашу способность? Это так же таинственно, как загадка существования Вселенной. А может быть, всё не так серьёзно, может быть, автор просто шутит? Вам решать, читатели, как на это смотреть. Чудо невозможно поверить алгеброй, измерить по линейке. Волшебство не поймаешь за хвост. Не раз вы столкнётесь со смешинкой во фразе: «Не знаю точно, как это вышло, но уж поверьте, так всё и было!» И это правда. Полный секретов сказочный мир отца Сергия Холодкова, тем не менее, тонко выписан и удивительно живой. Так что верить начинаешь и без объяснений.
Серафима Орлова, редактор