В одном из древнейших житий преподобного Аврамия Ростовского сообщается, что родился он в пределах Галицких, в городе Чухломе в XI веке. Родители его были язычники. Мирское имя его было Иверик, и до восемнадцати лет он находился в расслаблении и не мог ходить. Новгородские захожие купцы сообщили ему первые начатки христианского учения. После глубокого размышления Иверик уверовал во Христа, внезапно получил исцеление от болезни, отправился в Новгородские пределы и на Валааме принял крещение с именем Аверкия, а потом и пострижение в иноки с именем Аврамия.
Позднее он переселился в Ростов, называвшийся в древности Великим, и начал вести здесь богоугодную жизнь. Многие жители Ростова были еще язычниками и поклонялись каменному идолу Велесу, бывшему покровителем скота. Обитавший в идоле нечистый дух наводил на людей страх, и христиане боялись проходить близ него. Преподобный Аврамий, желая искоренить в Ростове остатки язычества, молил Господа Бога о даровании ему силы и благодати сокрушить идола, но его молитва долго были безответной. Но однажды повстречался ему благолепный старец, которому он поведал о своей печали, и тот в ответ научил его: “Иди в Царьград, разыщи дом Иоанна Богослова, войди в него, помолись образу святого апостола, и получишь желаемое”. На пути преподобный Аврамий повстречался с незнакомцем, внушившим ему благоговейный трепет. В руке у незнакомца была трость и после недолгих расспросов он сказал Аврамию: “Возьми эту трость, возвратись в свой город и, приступив к идолу Велесу, ударь его тростью во имя Иоанна Богослова, — и окаянный обратится в прах”. С этими словами незнакомец стал невидим, и блаженный понял, что это был сам Иоанн Богослов. Объятый страхом и радостью, он вернулся в Ростов и сокрушил идола, а на месте встречи со святым старцем поставил церковь во имя Иоанна Богослова, которая осталась целой еще в XIX веке. На месте же стояния идола преподобный с благословения епископа соорудил церковь во имя Богоявления Господня, поставил при ней кельи, собрал иноков и учредил общежитие.
Язычники неоднократно пытались разорить и сжечь обитель, но Бог не попустил этого ради молитв и терпения преподобного, которыми тот в непродолжительное время многих неверующих обратил в веру: люди крестились от мала до велика и начали посещать богослужения. Многие принимали монашество, и братия обители умножалась. Князья Ростовские, относясь с великим уважением к отцу Аврамию, обильно жертвовали на монастырские постройки и на содержание иноков. Видя возрастание и процветание монастыря, Ростовский епископ возвел Аврамиев монастырь на степень архимандритии, а преподобного поставил в архимандриты. С того времени Аврамий стал еще усерднее подвизаться, предаваясь посту и молитве; он был образцом для всех, отличаясь смирением и показывал нелицемерную любовь ко всякому приходящему.
Исконный же ненавистник добра дьявол не оставлял преподобного в покое, вооружился против него и творил ему огорчения днем и ночью. Но огражденный Христовой благодатью и крестным знамением, Аврамий не страшился. Известен случай, когда бес вошел в умывальницу, желая причинить блаженному неприятность. Тот же, уразумев присутствие нечистого духа, положил поверх сосуда деревянный крест, осенил сосуд крестным знаменном и так оставил, выйдя из кельи. Бес, палимый крестной силой, мучился и не мог выйти из сосуда. И только когда один из вошедших в келью князей, в отсутствие преподобного, снял с сосуда крест, — бес вышел из него, как дым, черный и злосмрадный, так что устрашил всех присутствовавших.
Также однажды, приняв образ воина, бес явился к великому князю во Владимир и оклеветал Аврамия в порочности и сокрытии драгоценностей. Но когда этот мнимый воин, доставив преподобного во Владимир к князю, повторил свое обвинение, — Аврамий запретил ему именем Господа Иисуса Христа, и бес мгновенно исчез. Великий князь, объятый страхом, раскаялся и просил прощения у старца. На устроение монастыря он пожаловал много домов, сел и рабов, сделал Аврамиев монастырь своим монастырем, поставил его выше всех прочих монастырей Ростовских и утвердил это жалованными грамотами.
Преподобный Аврамий жил в великом смирении, с миром отошел ко Господу и был погребен в основанном им монастыре. Святые мощи его почивали в серебряной раке, а медный крест, служивший рукоятью жезла, которым он сокрушил идола, хранился в отдельном киоте в храме Богоявления Господня.