27 января Православная Церковь чтит память святых отцов, в Синае и Раифе избиенных.
Это были египетские подвижники, жившие в окрестностях горы Синай в монастыре Святой Екатерины и расположенной рядом с Раифской пустынью на берегу Красного моря. Синайские и раифские подвижники проводили особо строгую жизнь — всю неделю они пребывали в кельях в молчании, в субботу собирались на всенощное бдение и в воскресенье причащались Святых Христовых Тайн. Питались только финиками и водой. Многие из пустынников прославились даром чудотворения. Первое избиение кочевыми арабскими племенами язычников произошло около 312 года. Оно было описано Аммонием, египетским иноком, очевидцем гибели 40 святых отцов Синайских. В это же время арабы избили 39 отцов в Раифе. Второе избиение случилось через сто лет и описано преподобным Нилом Постником.
В 27 километрах от Казани располагается Раифский Богородицкий мужской монастырь, отмечающий в этот день свой престольный праздник. Основателем обители был отшельник Филарет, который в начале 17 века, предположительно в 1613 году, построил здесь скит. Точная дата вызывает споры у историков. Родом он был из богатой московской купеческой семьи. После смерти родителей Филарет решил отправиться в странствие по городам, по пути раздавая нуждающимся своё имущество. В начале своего отшельнического пути он остановился в Московском Чудовом монастыре, где и был пострижен в монашество. Вскоре, Филарет решает покинуть монастырь в поисках более уединенного места.
В 1613 году он пешком прибывает в Казань. Некоторое время живет в Спасо-Преображенском монастыре, но покидает его и обосновывается вдали от людей на берегу Сумского озера. Здесь монах построил хижину и зажил жизнью отшельника. Постепенно к нему начали стекаться люди. Со временем они образовали скит. По существующему сказанию, одному из монахов случилось видение. Он увидел в небе руку, указывающую на определённое место Раифской пустыни. Вскоре после этого, некоторые монахи слышали колокольный звон, который раздавался неизвестно откуда. Узнав об этом чудесном знаке, Филарет наказывает построить на этом месте часовенку.
В 1659 году Филарет умер. К тому времени в скиту собралось уже более 30 человек. Отшельники решили обратиться за помощью к казанскому митрополиту Лаврентию, который обещал им свою духовную и материальную поддержку. В 1670 году в построенную церковь большим крестным ходом была перенесена чудотворная Грузинская икона Божией Матери — список с оригинала, хранившегося тогда в Холмогорах.
Древнейший храм из находящихся на территории монастыря построен во имя Преподобных отцов в Синае и Раифе избиенных. Почему же в центре России, далеко от Синайского полуострова был построен храм во имя этих мучеников? Одна из версий ответа на этот вопрос, что при строительстве храма одним из самых деятельных братий был Феодул. Он активно хлопотал о передаче земель и леса обители, ездил в Казань за помощью. Известно, что одного из монахов, убиенных в Раифской обители на Синайском полуострове в 5 веке звали Феодул. Возможно, что уже благодаря активной деятельности Феодула 17 века, так была названа одна из первых церквей обители, а затем и вся обитель.
Но есть и другая версия. Известно, что в начале 17 века, когда первые иноки только поселились на берегу озера, то близ их жилища было капище, куда приходили черемисы-язычники, жившие недалеко, и им очень досаждали. Возможно, их сравнивали с языческими племенами арабских кочевников от которых страдали святые отцы в Синайской Раифе.
За более 400 лет своего существования обитель пережила многое. Пожар 1689 года уничтожил практически все постройки, книги и утварь на территории. Даже колокола расплавились. Но монастырь вновь возродился. Сначала постройки были деревянными, а в конце 19 века появились и каменные храмы.
В 1918 году Раифский монастырь был разорен и закрыт, однако бывшие иноки монастыря, жившие в соседних деревнях, собирались на богослужения в одном из храмов. 28 января 1930 года утром, после Литургии в честь престольного праздника были арестованы все, собравшиеся в храме. Они были обвинены в антисоветской деятельности. Было расстреляно шесть насельников обители: игумен Сергий (Гуськов), иеромонахи Антоний (Чирков), Иов (Протопопов), Иосиф (Гаврилов), Варлаам (Похилюк), послушник Петр Тупицын и двое мирян: Василий Гаврилов и Степан Абрамов из деревни Бело-Безводной. Ещё восемь иноков и послушников, около двадцати монахинь и десяти мирян были приговорены к 5 годам концлагеря или высылке в Севкрай. Имена их известны. В 1997 году, 6 апреля, в день расстрела 5 монахов и послушника, состоялась канонизация преподобномучеников Сергия, Антония, Иова, Иосифа, Варлаама и Петра. Так в XX веке появились новые мученики «в Раифе избиенные».
Позже на территории монастыря разместилась сначала тюрьма (просуществовала до 1954 года), а затем — колония и ремонтные цеха.
Восстановительные работы начались в 1991 году. Сейчас монастырский комплекс полностью восстановлен. Он находится в живописной местности — на берегу Раифского озера и окружён сосновым лесом, который является частью Волжско-Камского государственного природного заповедника. Монастырь привлекает тысячи паломников и туристов со всей страны и даже за ее пределами.