29 июня — память Григория (Постникова), митрополита Казанского и Свияжского

2642
Фото

Выдающийся миссионер. На Казанской кафедре пребывал с 1 марта 1848 года по 1 октября 1856 года. Открыл Миссионерское отделение при Казанской духовной академии (1854). Учредил богословский журнал Казанской духовной академии «Православный собеседник» (1855). Учредил Комитет по переводу богослужебных книг на татарский язык (1847). Скончался в Санкт-Петербурге в сане митрополита Новгородского, Санкт-Петербургского, Эстляндского и Финляндского, первоприсутствующего члена Св. Синода, 17 июня 1860 года. Погребен под алтарем Свято-Духова храма Александро-Невской Лавры города Санкт-Петербурга (могила уничтожена после закрытия храма в 1935 году).

Григорий (Постников Георгий Петрович; 1.11.1784, с. Михайловское Никитского у. Московской губ. — 17.06.1860, С.-Петербург), родился в семье диакона Петра Фёдорова. В 1805 году окончил Перервинскую духовную семинарию, в 1809 году — Троицкую духовную семинарию, в 1814 году — Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью магистра богословия, во время учебы получил фамилию Постников. 25 августа 1814 года принял монашеский постриг, 27 августа был рукоположен во диакона, 28 августа — во иерея. Одним из его наставников был архимандрит Филарет (Дроздов; впоследствии митрополит Московский), оказавший на него большое влияние. По предложению митрополит Филарета в 1814 году он занял место академического библиотекаря, пополнил библиотеку многими ценными изданиями. С 17 августа 1814 года бакалавр академии, с 13 октября того же года действительный член конференции СПбДА, с 19 марта 1816 года инспектор. 29 марта 1817 года ему была присвоена степень доктора богословия за сочинение о пророках «Commentatio de prophetis in genere». 29 июля 1817 года посвящен в сан архимандрита и назначен настоятелем Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря. 1 октября того же года стал экстраординарным профессором СПбДА, а 2 мая 1819 году — ректором и ординарным профессором.

Продолжая традиции святителя Филарета (Дроздова), отец Григорий поддерживал в академии строгий порядок, усовершенствовал учебные программы, методы обучения, улучшил материальное положение студентов. Преподавал богословские науки, Священное Писание, английский язык. Еще в 1816 году он был назначен вице-президентом Российского библейского общества, участвовал в переводе Священного Писания на русский язык; став ректором, возглавил переводческий процесс в СПбДА. Впоследствии выступал против закрытия Российского библейского общества отец Григорий первым начал преподавать богословие на русском языке. Тексты Священного Писания также цитировал и разбирал на занятиях со студентами на русском языке, что было тогда новым явлением. Лекции отца Григория в печатном или рукописном виде расходились по многим духовным академиям и семинариям. Для распространения в обществе богословских знаний предлагал разрешить всем независимо от пола, возраста и сословия присутствовать на публичных лекциях в академии, хотя этот проект не был осуществлен. С 21 августа 1821 году состоял членом Комиссии духовных училищ, отстаивал лекционную систему преподавания в Духовных академиях, оспаривая сторонников обучения по классическим книгам.

Приобретал для СПбДА необходимую богословскую литературу, увеличил выписку светских периодических изданий («Сын Отечества», «Русский инвалид», «Вестник Европы», «Журнал изящных искусств», «Московские ведомости» и мн. др.). Трудами отца Григория было положено начало официальной духовной журналистике в России: в 1821году он основал при академии один из первых в стране духовных журналов — «Христианское чтение». В нем в 1822 году печатались статьи архимандрита Григория, написанные на основе лекций, — «Учение о Боге, поколику Он есть Един» и «Учение о Боге-Отце, Сыне Божием и Святом Духе, или о Святой Троице». По словам протоиерея Георгия Флоровского, «самостоятельного» в трактатах архимандрита Григория «мало, но важен был уже сам живой голос и манера автора». Отец Григорий цитировал в них английских богословов.

7 мая 1822 года в Казанском соборе в Санкт-Петербурге архимандрит Григорий был хиротонисан во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии, одновременно он стал управлять Санкт-Петербургской Троице-Сергиевой пустынью. Активно боролся с нецерковным мистицизмом, в 1825 году стал президентом Комитета для рассмотрения вредных (мистических) книг. 4 января 1825 года получил назначение на самостоятельную Калужскую и Боровскую кафедру, начал заниматься миссионерской деятельностью среди старообрядцев. 27 мая 1827 года избран почетным членом конференции СПбДА, в том же году вызывался для присутствия в Святейшем Синоде, член Синода со 2 марта 1829 года. С этого периода проводил бо́льшую часть времени, кроме летних месяцев, в Санкт-Петербурге, в 1837 году по болезни уволен из Святейшего Синода. С 3 марта 1828 года архиепископ Рязанский и Зарайский, с 25 июля 1831 года — Тверской и Кашинский. Возглавлял торжество обретения мощей святитлея Митрофана Воронежского (7 августа 1832). Собрал в Твери противораскольническую б-ку, восстановил находившийся в запустении Оршин в честь Вознесения Господня монастырь. При отъезде из епархии пожертвовал в Тверскую духовную семинарию 497 книг, за что в 1850 году получил благодарность Синода, в который снова стал вызываться с этого года.

1 марта 1848 года назначен архиепископом Казанским и Свияжским. Особое внимание уделял миссионерской деятельности, которая велась по 3 направлениям: среди старообрядцев, мусульман и язычников (среди чувашей, черемисов (марийцев) и вотяков (удмуртов)). Будучи сторонником просвещения иноверцев, отрицал метод принуждения. Для обращения раскольников использовал почитаемые у старообрядцев книги, заботился об укреплении единоверчества, но выступал против особой единоверческой иерархии. Возглавил учрежденный в 1847 году комитет для перевода богослужебных книг на татарский язык. В результате трудов комитета в 1852-1856 годах были напечатаны переводы Литургии, часослова и Нового Завета. С 1852 года при духовно-учебных заведениях Казанской епархии появились классы по расколу, в 1854 году владыка Григорий возглавил в Санкт-Петербурге подготовку священников различных епархий к миссионерской деятельности. По его настоянию были открыты миссионерские отделения при Духовных Академиях и семинариях в Санкт-Петербурге, Москве, Казани и Киеве. С 1855 года в Казани начал выходить журнал «Православный собеседник», материалы которого должны были помочь борьбе со старообрядчеством.

Являясь крупным церковным специалистом по истории старообрядчества, владыка собирал старообрядческие рукописи и секретные отчеты Министерства внутренних дел. Миссионерский и догматико-полемический характер имели его книги «Истинно древняя и истинно православная Христова Церковь: Изложение в отношении к глаголемому старообрядству» (СПб., 1854, 18832. 2 ч.) и «Ответ единоверца старообрядцу на его возражения» (СПб., 1857). В этих трудах архипастыря раскрывал причины раскола, опровергал обвинения, предъявляемые Православию старообрядцами, предлагал совместно обсудить все спорные вопросы. При жизни владыки Григория первая книга издавалась 4 раза.

По ходатайству архиепископа Григория в Казанскую духовную академию была передана древняя библиотека Соловецкого в честь Преображения Господня монастыря (ныне в РНБ), послужившая активизации научных исследований в Казани. Для подготовки специалистов для научного описания библиотеки архиепископ Григорий пригласил в академию Виктора Ивановича Григоровича. Архиепископ пожертвовал в КазДА собственные книги.

26 августа 1856 года архиепископ Григорий участвовал в короновании императора Александра II Николаевича и был возведен в сан митрополита. 1 октября того же года переведен на Новгородскую и Санкт-Петербургскую кафедру и с этого времени состоял первоприсутствующим членом Синода. Благодаря усилиям архипастыря выросло число духовенства в епархии, митрополит освятил Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге (30 мая 1858), а также храмы в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Санкт-петербургском Новодевичьем в честь Воскресения Господня монастыре и во имя святых Захарии и Елисаветы при богадельне Елисеевых (1856), святителя Григория в Троице-Сергиевой пустыни и в честь Усекновения главы святого Иоанна Предтечи при доме призрения престарелых бедных женщин гр. Кушелёва-Безбородко (1857), во имя святых Константина и Елены при гимназии Человеколюбивого общества и святого Павла исповедника при Александро-Невском духовном училище (1858), в честь Воскресения Господня в М. Коломне (1859).

При содействии митрополита Григория православные богослужебные книги переводились на финский язык, т. к. многие православные финны были вынуждены пользоваться лютеранскими молитвенниками и посещать кирхи. Переводами с 1849 года занимался преподаватель СПбДС Т. Фриман, с 1858 года эту деятельность возглавил архимандрит Павел (Лебедев; впоследствии архиепископ Казанский). В 1860 году митрополит Григорий активно участвовал в переводе Ветхого Завета на русский язык, осуществленном при СПбДА. Заботясь о христианском просвещении, в 1857 году основал при СПбДС журнал «Духовная беседа», предназначенный для всех мирян, более актуальный и доступный, чем «Христианское чтение». В нем впервые стали печататься официальные документы духовного ведомства. По инициативе митрополита Григория при СПбДА стали издаваться «Переводы византийских историков», был преобразован Духовно-цензурный комитет. В 1858 году митрополит перевез в библиотеку академии библиотеки Софии собора в Новгороде и Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря.

В декабре 1858 года представил в Синод проект создания миссионерского института со сроком обучения 7 лет, под который была отведена мыза в селе Грузине Новгородской губернии (проект не был реализован). Старался противодействовать вольномыслию и западным либеральным идеям. В конце 1858 — начале 1859 года высказывался против массового посещения православными проповедей Сояра в католическом соборе святой Екатерины в Санкт-Петербурге. В 1859 году митрополит Григорий объявил конкурс на фундаментальное сочинение, доказывающее истинность православного вероисповедания и опровергающее западные вероучения, в качестве поощрения выделил 3,5 тыс. рублей из своих средств.

Митрополит Григорий проповедовал за каждым богослужением, обращался к слушателям с простым, кратким, но емким наставлением. В каждой епархии вменял в обязанность местным пастырям читать проповеди, в Санкт-Петербурге заботился о развитии проповеднического таланта у студентов, добился расширения круга храмов, где они могли читать свои проповеди. Собирал со всей России певчих для хора Александро-Невской лавры, сам выбирал сочинения для исполнения, ценил столповое пение.

Состоял членом Санкт-Петербургской Академии Наук с 1821 года, почетным членом по отделению русского языка и словесности с 1841 года и общего собрания Академии Наук с 1856 года, почетным членом императорского Археологического общества (1851), Казанского (1857) и Санкт-Петербургского университетов (1858). 24 октября 1856 года митрополит Григорий был назначен главным попечителем Человеколюбивого общества, почетным членом которого состоял с 1824 года. За активную деятельность в обществе трижды получал благодарность императора в 1858-1860 годах. Митрополит Григорий был награжден орденами св. Владимира 2-й степени (1822), св. Анны 1-й степени (1826), св. Александра Невского (1839) и алмазными знаками к нему (1852), св. Андрея Первозванного (1859) и др., а также греческим орденом Спасителя Большого Креста.

Вел строгий, аскетический образ жизни, отличался щедрой благотворительностью. 1 июня 1860 года простудился во время выноса тела почившего в Александро-Невской лавре Таврического архиепископа Елпидифора (Бенедиктова) и заболел. 22 июня Херсонский архиепископ Димитрий (Муретов) в сослужении четырех епископов, протопресвитеров В. Б. Бажанова и В. И. Кутневича и сонма священнослужителей совершил отпевание митрополита Григория в присутствии императора Александра II и великих князей Константина, Николая и Михаила Николаевичей. Митрополит Григорий был погребен на клиросе Свято-Духовской церкви лавры, могила уничтожена после закрытия храма в 1935 году.

***

Соч.: Слова или беседы на все воскресные и праздничные дни в году. Каз., 1849-1850. 3 т. СПб., 1850-18532. 5 т.; Житие святых святителей и чудотворцев Гурия, архиеп. Казанского, и Варсонофия, еп. Тверского. СПб., 1853; Беседы с духовенством Казанской епархии. СПб., 1855; День святой жизни. СПб., 1856. М., [1994р]; Жития святых святителей Христовых Гурия, Варсонофия и Германа, казанских чудотворцев. Каз., 1871; Практические наставления митр. Григория пастырям по предмету спасительного действования на раскольников. К., 1880; На что пост? М., 1887; Кладбище — весьма назидательный учитель. М., 1887; Кто наследует живот вечный? М., 1888; Христ. взгляд на болезни и смерть. М., 1889; Тверские епископы: Мат-лы для истории Рус. Церкви. М., 1890; Письма... // Письма духовных и светских лиц к митр. Московскому Филарету (с 1812 по 1867 гг.) / Сост. и авт. примеч.: А. Н. Львов. СПб., 1900. С. 59-115.

Лит.: Шавров М. В. Преосв. Григорий, митр. Новгородский и С.-Петербургский. СПб., 1860; Письма Филарета, митр. Московского, к Григорию, митр. Новгородскому и С.-Петербургскому. М., 1877; Здравомыслов К. Я. Иерархи Новгородской епархии от древнейших времен до наст. времени. Новгород, 1897. С. 205-212; Рункевич С. Г. Свято-Троицкая Александро-Невская лавра: 1713-1913. СПб., 1913, 2001р. Кн. 2. С. 319-324; Никифоров В. П. Новгородский и С.-Петербургский митр. Григорий (Постников) и его заслуги для духовного просвещения. Пг., 1916; Юкина Е. Митр. С.-Петербургский и Новгородский Григорий (Постников) // ППр. 1994. № 3. С. 118-134; Сенько П. Н. Рус. церк. деятели — члены АН. СПб., 1995. С. 116-117.

Новости по теме

13 февраля — память епископа Пермского и Екатеринбургского Иустина (Вишневского) 13 февраля — память епископа Пермского и Екатеринбургского Иустина (Вишневского)

Являлся викарием Казанской епархии в сане епископа Свияжского с 25 марта 1800 по 20 января 1802 гг. Скончался в Перми 31 января 1826 г.

Десять фактов о святителе Ефреме, митрополите Казанском Десять фактов о святителе Ефреме, митрополите Казанском

10 февраля совершается память святителя Ефрема, митрополита Казанского и Свияжского

Священномученик Иоасаф (Удалов), епископ Чистопольский Священномученик Иоасаф (Удалов), епископ Чистопольский

Временно управляющий Казанской епархией с 21 марта 1921 годам по 4 января 1922 года и с 21 августа 1922 года по 15 мая 1923 года

Священномученик Кирилл (Смирнов), митрополит Казанский и Свияжский Священномученик Кирилл (Смирнов), митрополит Казанский и Свияжский

На кафедре: с 8 апреля 1920 года по 7 мая 1929 года (фактически по 15 августа 1922 года).