На кафедре пребывал с июля 1606 по 26 декабря 1613 гг.
8 января 2020 года исполнится 406 лет лет со дня преставления митрополита Казанского и Свияжского Ефрема — ревностного поборника Православия, независимости и единства Русского государства. Он возглавлял Казанскую епархию в 1606-1613 гг. — в тяжелый для России период Смутного времени.
В годы развала государства Православная Церковь стала единственным центром, к которому стремились все, кому была дорога Родина. Во главе этих сил стал патриарх Ермоген, а митрополит Ефрем был верным его сподвижником и соработником в тяжелом деле умиротворения Руси. Вот как об этом повествует 7 песнь канона священномученику Ермогену, патриарху Московскому и всея Руси:
Богови работницы и тебе помощницы быша святители Христовы: Филарет Ростовский, Ефрем Казанский, Феоктист Тверский и Галактион Суздальский, имиже во всю землю изыде слово твое, Ермогене святителю, и в концы Руси вещание твое.
В то время, когда распадение и гибель Московского государства казались неизбежными, митрополит Ефрем «оказался главным защитником исконных русских государственных и церковных порядков на обширной восточной полуинородческой окраине. Своим церковно-политическим взором он должен был обнимать весь юго-восток и восток тогдашней Руси с царствами Казанским, Астраханским и Сибирским». Он прилагал все силы к тому, чтобы сохранить мир в своей епархии, предупредить волнения среди населения. Благодаря ему Казань и все сибирские города остались за Москвой, когда почти все города от нее отступили, в том числе Владимир и Муром.
Когда из Москвы стали поступать грамоты с призывом собирать ополчения и отправлять в Москву для борьбы с поляками, митрополит Ефрем с большим сочувствием откликнулся на этот призыв. По его благословению было создано первое ополчение.
В 1611 году, оказавшись в заточении, патриарх Ермоген сумел передать в Нижний Новгород грамоту, в которой через нижегородцев обращался к митрополиту Ефрему и просил поучать войска «стоять крепко в вере», «души свои положити за Пречистыя дом, и за чудотворцев, и за веру». Таким образом, умиравший в заключении «поборатель за веру православную и отечество русское», завещал Ефрему закончить великое государственное дело.
Митрополит Ефрем выполнил завещание патриарха, стал вдохновителем народного ополчения. Он разослал призывные грамоты по многим городам Поволжья. В этих грамотах митрополит призывал стойко стоять за единение с Москвой, за независимость Русского государства от посягательства польских властей.
Образованное в Нижнем Новгороде ополчение под руководством К.Минина и Д.Пожарского не решалось выступать на Москву без согласования с митрополитом Ефремом. Уважение «воеводы всей Русской земли» и его ополчения к владыке Ефрему, как духовному руководителю страждущей Руси, со всей очевидностью сказалось в грамоте, присланной ему из полков Пожарского. В ней прекрасно очерчено значение и общее направление деятельности митрополита Ефрема и его личный характер:
«В Богоспасаемый град Казань, благочестия столпу, основанному на камене заповедей Христовых, твердому адаманту, пастырю и учителю, и неуклонному хранителю Христова стада словесных овец во благочестии твердостоятелю, неуклонному поборателю по правой вере, хранителю апостольских и отеческих преданий, на враги Креста Христова крепкому и непреоборимому оружнику, уязвляющу враги Христовы мечем духовным, и душу свою, по Христову словесе, полагающу за овцы Его, великому господину преосвященному Ефрему, митрополиту Казанскому и Свияжскому, бояре и воеводы и Димитрий Пожарский и … всякие служилые и жилецкие люди челом бьют. За преумножение греха всех нас православных христиан Вседержитель Бог наш, по Своему праведному наказанию, совершил ярость гнева Своего в народе нашем, угасил два великия светильника в мире: отъял от нас главу Московского государства и вождя людем государя, царя и великого князя всея Руси, и пастыря и учителя словесных овец стада своего, Святейшаго патриарха Московского и всея Руси, и по градам многия пастыри наши и учители, митрополиты, архиепископы и епископы, яко пресветлые звезды погасаше и ныне оставил нас сиротствующих, и быхом в послях на поругание языком. Но сия вся наведе на ны Бог за грехи наша, понеже бо несть конца злобе нашей: но еще не до конца оставил нас сирых, дарова нам единое утешение — тебя, великого господина, яко некое великое светило положи на свещнице в Российском государстве».
Митрополит Ефрем направил вместе с казанским отрядом в ополчение Минина и Пожарского список с Казанской иконы Божией Матери. Перед взятием Москвы русское ополчение усиленно молилось перед чудотворной иконой, и Москва была освобождена от поляков заступлением Божией Матери «ради Казанской иконе Ее».
После гибели патриарха Ермогена митрополит Ефрем стал местоблюстителем патриаршего престола. После изгнания поляков из Москвы встал вопрос об избрании нового царя. Митрополит Ефрем руководил работой Великого Земского Собора, на котором 21 февраля 1613 года был избран новый царь — Михаил Федорович Романов.
Именно митрополит Ефрем 11 июля 1613 года венчал его на царство и поучал нового царя охранять Православную Церковь, Русское государство, почитать чин духовный и любить свой народ. Помазав нового царя, митрополит закончил великое дело и тем самым исполнил свой священный долг.
Достойно пронеся свое архипастырское служение среди треволнений тяжелых поли-тических, общественных и церковных нестроений, митрополит Ефрем скончался по пути из Москвы в Казань на второй день праздника Рождества Христова 26 декабря 1613 года.
Он был погребен не в кафедральном Благовещенском соборе, как казанские архиереи до него, а у алтаря собора Спасо-Преображенского монастыря, на том месте, где были обретены мощи святителей Гурия и Варсонофия, Казанских чудотворцев, рядом с преподобными иноками Ионой и Нектарием Казанскими. Здесь над захоронениями было построено небольшое сооружение, называемое в Казани «пещеркой».
Вопрос о почитании митрополита Ефрема был поднят в периодике Санкт-Петербурга и Казани в начале ХХ века. В 1913 году в честь 300-летия со дня кончины «во внимание к церковно-политической деятельности митрополита Ефрема и глубокому народному почитанию его в Казани» определением епархиального начальства было постановлено «ознаменовать юбилей особым церковным торжеством».
Во всех церквах Казани и уездных городов совершалось заупокойное всенощное бдение, а в сельских церквях — заупокойная утреня, а 27 декабря заупокойная Литургия и после нее панихида. Были совершены крестные ходы из Казанского Богородицкого монастыря и из Благовещенского собора в Спасо-Преображенский монастырь.
14 мая 1915 года состоялась торжественная закладка часовни-памятника, превратившаяся в массовое празднество, ставшая своего рода кульминацией деятельности по возрождению почитания и увековечению памяти митрополита Ефрема в Казани. На площади императора Александра II перед Кремлем состоялся молебен с использованием напрестольного печатного Евангелия, принадлежавшего святителю Ефрему (получено им в подарок от царя Михаила Федоровича и передано в дар Благовещенскому собору).
Начавшиеся вскоре революционное лихолетье, гражданская война и коммунистический богоборческий террор смели часовню-памятник с лица земли вместе с монастырем. Могилы оказались под асфальтом. Имя митрополита Ефрема оказалось под спудом забвения.
13 сентября 1995 года по благословению архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия мощи митрополита Ефрема были обретены и положены в нижнем Сретенском храме Петропавловского собора.
Историк Русской Церкви митрополит Макарий (Булгаков) писал: «Местная Церковь давно сопричислила его к лику святых: в одной из древнейших церквей г. Казани и теперь имеется старинный образ митрополита Ефрема в иконописном стенном изображении. Над могилою приснопамятного святителя сооружена его икона…».
Почитание митрополита Ефрема восходит к XVII веку. В Никольской единоверческой церкви г. Казани до революции хранилась икона начала XVIII века, на которой святитель Ефрем «…равночестно предстоит образу Пресвятой Троицы вместе со св. Германом, архиепископом и священномучеником Казанским». Подпись на иконе была такая «Святый Ефрем, митрополит Казанский и чудотворец».
В Государственном исто-рическом музее сохранилась вышивка из Донского мона-стыря, предназначавшаяся для хоругви.
Митрополит Ефрем с нимбом, его изображение окружено надписями: «Святитель Ефрем Казанский чудотворец», «На враги Креста Христова крепкий и необоримый оружник».
106 лет тому назад историк И.М. Покровский в год 300-летия со дня кончины митрополита Ефрема писал: «будем надеяться, что спасенная двумя великими иерархами Святая Православная Русь, вознося свою молитву святому мученику святителю Ермогену, будет возносить их и к святителю Ефрему».
В настоящее время комиссией по канонизации святых Татарстанской митрополии ведется подготовка к канонизации святителя Ефрема, митрополита Казанского и Свияжского, издавна почитаемого на Казанской земле подвижника веры и благочестия. Его почитание, начавшееся в конце XVI — начале XVII века, и засвидетельствованное историками XIX столетия, возобновилось в Казани после обретения его честных мощей в 1995 году. За прошедшие 25 лет немало благочестивых казанцев и паломников прибегали к молитвенной помощи святого подвижника, получая по его ходатайству помощь от Бога, дивного во святых Своих…
Для причтения угодника Божия к лику местночтимых святых необходимо, чтобы богоугодная жизнь праведника была засвидетельствована даром чудотворения по его кончине и народным почитанием.
Поэтому просим всех, кто по молитвам митрополита Ефрема получил исцеление от болезни или помощь в иных духовных и житейских нуждах, присылать письма с описанием своих случаев молитвенной помощи на электронный адрес комиссии по канонизации святых kazan.saints@gmail.com.
Кроме того, свидетельства о молитвенной помощи и почитании подвижника можно оставить в книге сбора свидетельств, размещенной в Сретенском храме Петропавловского собора.