Два года, два месяца и два дня.
Много ли это? Для современности — ровным счетом ничего. Ну посудите сами: всё вокруг стремительно развивается и движется вперёд, а если даже и не развивается, то нам об этом развитии столько раз скажут, что нет-нет, да и поверишь. Кругом новости, фотографии, видеоролики, сторис... два года — это ничто сейчас. И уж тем более для истории. Казалось бы, что с точки зрения вечности, это слишком мизерный, почти ничтожный срок. Однако, когда дело касается Церкви, то всё становится подчас просто парадоксальным. Здесь каждая минута может стоить кардинальных изменений. Не верите? Вспомните разбойника с его покаянием на кресте; вспомните Павла с коротким видением, переломившим всю его жизнь; вспомните самый драматичный момент из жизни апостола Петра — взгляд Иисуса во дворе первосвященника. Один взгляд и на многие годы лишь слезы, слезы, слезы...
Владыка архиепископ Сергий (Королёв) приехал в Казань в 1950 году. Возвращение на родину, в Россию, было для него символичным, важным. Множество трудов понёс он в Европе по сохранению церковного единства, традиций, общинности среди верующих. Настало время вернуться в Россию и взять в руки... очень напрашивается слово «посох». Так мы привыкли видеть архиереев в наши дни. Но владыка Сергий взял в руки чайную ложечку, за плечами у него часто был самовар. Он ходил по семьям прихожан, пил с ними чай, много говорил. Для него — это было благом или, как он часто называл, благобытием общения.
«Через общение же с людьми происходит извлечение нераскрытых сил человека; через соприкосновение сродных начал силы эти приходят в движение. Общение с людьми обогащает таким образом нашу душу, она расцветает через полноту нашего сближения с другими людьми. Каждый человек ведь индивидуален, но каждый человек может восполнить в себе недостающее через общение с целым организмом человечества», — так писал владыка.
И вот он восполнял в советских уже людях нехватку Духа, восполнял обессиленность и усталость. Утешал своим словом — простым и таким тёплым, своим видом — отцовским, полным любви. Всех принимал, со всеми говорил, молился. Не искал своего, не мыслил злого... Он был весь любовь и понимание. Быть может это стало главным в его жизни — любовь. Не ведающая отчаяния среди жестокости окружающих, умеющая преобразить любого, кто сталкивался с нею. Этой любви суждено было пробыть на казанской земле два года, два месяца и два дня. Именно столько отвёл Господь для того, чтобы сложилась настоящая христианская община в Казани, чтобы люди научились видеть друг друга, слышать своих ближних в их печалях и радостях, чтобы наконец даже до нас, живущих через 66 лет, после праведной кончины святителя, дошло его живое и действенное слово.
«Когда в общении с людьми возникают затруднения, когда лукавый производит бурю в нашем сердце и там водворяется темнота, надо обращаться за помощью к Богу, призывая имя Его мысленно. Это есть момент духовный. <...> Надо скорей обращаться к тому, что внесет свет во тьму, т.е. к Господу. Обращенностью к Богу, этим творческим актом человек призывает свет, и этот свет от Бога идет в его сердце, т.е. Сам Господь нисходит в сердце и Своим присутствием все там освещает и начинает там царить. Этим обращением к Богу, творческим словом к Воплотившемуся Слову собирается свет и начинается царение Божие, которое уничтожает разделение. Тогда в сердце обитает Бог. Тогда тьма преодолевается, и это преодоление вводит нас в иную область бытия — новую радостную жизнь».
Может быть именно этого так недостаёт нам, неотрывно глядящим в экраны смартфонов людям, тысячекратно пересылающим друг другу картинки и видеоролики? Радостной жизни в живом общении с ближними... Дочитав этот текст, оторвитесь от монитора или экрана и пойдите выпейте чаю с теми, кто сегодня рядом с вами. Это и будет любовью (пусть и с небольшим оттенком социального дискомфорта для некоторых). И ещё одно: владыка Сергий говорил, что в каждом сердце нужно искать клад. Ну, вы поняли, да? Кажется, у меня закипает чайник...