«Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы». Так исповедует Святая Церковь нашу веру. Так именно звучит этот удивительный возглас на Божественной литургии, когда мы приступаем к самому главному нашему Таинству, готовясь пережить само присутствие Христа на земле в Святой Евхаристии и Литургии. Подходим к этому едиными устами и единым сердцем.
Церковь едина в Себе. Это сообщество людей, объединенных Божественной любовью, изливает любовь и в мир вокруг себя. Именно там, где кончается единомыслие, где кончается любовь, и проходит, видимо, граница Церкви. Хотя Церковь обнимает весь мир, молится за весь мир, ходатайствует о всяком человеке, ибо памятует о том, что каждый человек, созданный по образу и подобию Божию, предназначен и приуготован для этой Божественной любви, посему и ходатайствует о нем и не оставляет его своим попечением.
Но там, где начинается граница и единство, там заканчивается и присутствие Бога, там заканчивается присутствие Христа. Мы помним из Священного Писания, что наступят страшные времена, что закончится когда-то наша история, когда любовь уменьшится, умалится настолько, что в мире восторжествует разделение, противоречие и чуждость людей друг от друга.
«Разделения будут по всем концам земли, — читаем мы в Священном Писании. — Пагуба и глады, и восстанет народ на народ, и государства на государства, брат на брата, восстанут чада на родителей и убьют их». Вот таков будет конец нашей земной истории, таков будет последний день нашего человечества. И мы знаем, что Церковь сопротивляется тому злу и разделению, которое торжествует сегодня. И мы сегодня видим, что есть на земле островки беды, боли и трагедии, островки войны, где торжествует это разделение. Мы знаем источник этого разделения, этих противоречий — лукавый бес, желающий погубить нас, умалить нашу любовь и нанести удар по Церкви Христовой.
Но мы знаем, что это разделение произошло когда-то от первого человека, когда была отделена наша человеческая природа от общения с природой Божественной, которая питала и насыщала наше человеческое естество этой сверхъестественной любовью, исходящей от самого Бога. И вот это разделение на многие десятки тысяч лет оставило свой страшный след в нашей истории. И вся ветхозаветная история, как мы видим, была полна именно этим ожиданием, что когда-то придет Спаситель мира, который восстановит утраченное единство человека и Бога. И тогда природа человеческая вновь получит возможность приобщаться, питаться, насыщаться от природы Божественной, возвращая себе эту Божественную любовь.
Произошедшее Воплощение Господа нашего Иисуса Христа вернуло нам эту полноту жизни, вернуло те Божественные заветы, которые были предписаны когда-то каждому человеку. А что было предназначено для человека? Спасти себя, потом спасти мир, окружающий нас. И не только сам Господь, но и Его верные последователи — святые угодники Божии стали носителями этой новой жизни. Они учат нас и сегодня, как нам восстановлять, как нам возвращать, как нам устраивать нашу жизнь по образу Божию и подобию.
Преподобные отцы Церкви… Когда мы слышим слово «преподобный», мы понимаем, что это особенная жизнь, которая сегодня предстает перед нами в образе таких великих служителей и ревнителей Господних как Серафим Саровский, которые в жизни своей смогли воплотить ту самую полноту Божественной любви, которую ждет от каждого из нас Господь наш Иисус Христос.
«Радость моя, Христос Воскресе», — восклицал преподобный Серафим от избытка любви, которая открылась сердцу его, делясь этой любовью с каждым приходящим к нему человеком. Это великое служение любви, в которой нет никаких разделений, противоречий и отчуждений. И нам предлагается сегодня взрастить в своем сердце такую же любовь, дабы и мы стремились к этому преподобию наших святых отцов Православной Церкви.
В сегодняшнем чтении Священного Писания мы увидели образы, элементы этого преподобия — то, к чему мог когда-то прийти каждый из нас. «Плод духовный есть», — говорит нам Христос устами апостола Павла, — «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5.22-23). Ибо там, где восторжествовала Божественная любовь, устранен закон.
Зачем нужен закон на земле? Потому что мы знаем, что торжествует на земле разделение, торжествует отчуждение, торжествует чуждость людей друг от друга. И дабы мы сегодня, разделенные и отчужденные друг от друга, не могли поранить друг друга, причинить друг другу боль и страдание, был Богом когда-то послан, еще в ветхозаветные времена, древним дохристианским народам, человеческий закон. Ибо, как же нам жить сегодня без закона? Человек чувствует свое разделение с окружающими его, охраняет себя от других людей законом. У него существуют права внутренние, на которые нельзя сегодня посягнуть, на их страже стоит этот закон.
Господь послал нам этот закон от своего человеколюбия, также понимая, что мы, утратив Божественную любовь, иными способами не можем существовать. Это то правило, на котором сегодня стоит наше человеческое сообщество. Но вот мы приходим в храм и вдруг понимаем, что вступили совсем в другой мир. Мы вступили в пространство любви, где этот закон стирается, где люди становятся единомысленны, единосердечны, где соединяет нас Христос. И мы слышим сегодня эти удивительные слова о том, что плод духовный есть любовь, радость и воздержание. И радуемся тому, что среди нас есть такие великие угодники Божии. Мы стоим на трудах и на подвиге таких великих отцов как преподобный Серафим Саровский, которые смогли в жизни своей преодолеть этот человеческий закон, вознеслись над землей, над нашей обыденной жизнью, вознеслись до Божественной любви.
И мы радуемся тому, что в день памяти преподобного Серафима стали, хотя бы в малой части, причастниками Божественной любви. И сегодня Господь вкладывает молитвами преподобного Серафима эту Божественную любовь в наши сердца, чтобы мы постарались стать ее провозвестниками в жизнь, которая окружает нас, в ту среду людей, которую нам даровал Господь. Чтобы, как говорит Господь нам в Евангелии, люди, видя нас, славили имя Господа нашего Иисуса Христа и верили в то, что возможно преодолеть разделение, возможно преодолеть отчуждение, возможно жить без воин, без страданий, без скорби, возможно жить без злобы и ненависти друг к другу, ибо там, где Христос, там торжествует Божественная любовь.
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами преподобного отца нашего Серафима, спаси и помилуй нас грешных, недостойных рабов Твоих.