На кафедре: с 7 мая 1892 года по 2 сентября 1897 года
Иван Петров родился 28 мая 1828 года в станице Федосеевской Области Войска Донского. Его отец был казаком, но через несколько лет стал псаломщиком и таким образом перешел в духовное сословие. В 1849 году Иван закончил Воронежскую духовную семинарию, где тогда обучались дети казачьего духовенства, а в 1853 году — Киевскую духовную академию со званием магистра богословия. Профессором, а с 1851 года ректором Киевской академии был владыка Антоний (Амфитеатров). Еще во время учебы на выпускном курсе, 19 марта 1853 года, Иван Петров был пострижен в монашество, а 22 октября 1853 года — рукоположен во иеромонаха и назначен преподавателем Орловской духовной семинарии.
30 апреля 1857 года он стал инспектором Иркутской семинарии, 13 июля 1858 года был переведен в той же должности в Томскую семинарию. Его ученые труды обратили на себя внимание[1], и 13 сентября 1861 года отец Владимир (Петров) был возведен в сан архимандрита и назначен инспектором Санкт-Петербургской духовной академии и экстраординарным профессором по кафедре догматического богословия.
Но отец Владимир был прирожденным мисссионером и добился возвращения в Сибирь. 24 ноября 1865 года он был назначен начальником Алтайской миссии, которой руководил 18 лет. Все это время он жил в очень глухом месте, в селе Улала, много ездил по становищам алтайцев, прекрасно изучил алтайский язык[2]. Миссия была достаточно успешной. Под руководством отца Владимира сформировались такие выдающиеся миссионеры, как преподобный Макарий (Глухарев) и святитель Макарий (Невский). Отец самого иеромонаха Владимира, псаломщик Петр Петров, по его приглашению приехал с Дона и стал священником в Улале. Всего в Алтайской миссии при отце Владимире было крещено 6700 человек, более четырехсот он окрестил сам. В 1880 году архимандрит Владимир указом императора Александра II был возведен в сан епископа Бийского, викария Томской епархии. Даже ради хиротонии он не покинул надолго свою миссию, его рукоположили в Бийске. Томский епископ Петр и епископ Ефрем, ехавший из Тобольска на новое место службы в Курск.
Еще три года, уже в сане епископа, владыка Владимир продолжал руководить Алтайской миссией, а 6 августа 1883 года был назначен епископом Томским и Семипалатинским. В Томске как главная заслуга епископа Владимира запомнилось завершение сооружения строительства кафедрального собора (при трех его предшественниках строительство преследовали неудачи, дважды обрушивались стены). При этом сам епископ Владимир часто находился на лесах под самым куполом, и даже принимал там посетителей, и подписывал документы.
6 марта 1886 года владыка был назначен епископом Ставропольским и Екатеринодарским, он вновь оказался в многонациональной и многоконфессиональной епархии, а 25 ноября 1889 года был переведен на Нижегородскую кафедру. В первые годы управления Нижегородской епархией архиепископ Владимир организовал перестройку зданий духовной семинарии. На время пребывания архиепископа Владимира в Нижнем Новгороде пришелся знаменитый голодный год (1891/92). Обстановка в губернии была непростой. В годы контрреформ Александра III активизировались крайне консервативные круги, своего рода нигилисты наизнанку, известные своим «мужиконенавистничеством», считавшие, что в голоде виноваты сами крестьяне из-за «пьянст-ва и праздности». Но владыка Владимир противостоял этим настроениям, пожертвовал на помощь голодающим тысячу рублей собственных денег, в своих выступлениях призывал дворян и купцов открывать бесплатные столовые.
7 мая 1892 года владыка Владимир (Петров) был переведен на Казанскую кафедру, уже 27 мая он прибыл в Казань. В это время ему было 64 года, но многие в Казани воспринимали его как «дряхлого старца». По сравнению со своими предшественниками он показался малообщительным, поддерживая и с подчиненными, и с верхами светского общества только официальные деловые отношения. Но при этом управление епархией он держал в своих руках достаточно жестко. Разумеется, в Казанском крае в первую очередь был востребован его опыт миссионера. Архиепископ Владимир поддерживал систему Николая Ивановича Ильминского, скончавшегося незадолго до его назначения в Казань, поддерживал распространение богослужений на инородческих языках, охотно рукополагал в священники инородческих учителей.
Состояние здоровья часто не позволяло владыке Владимиру совершать обширные поездки по епархии, но он все же ездил, обращая особое внимание на местности с нерусским населением.
С 7 по 10 сентября 1893 года он посещал приходы, лежавшие вдоль Сибирского тракта в Казанском уезде, и южную часть Царевококшайского уезда. Во второй половине сентября посетил Цивильский и Козмодемьянский уезды, побывал в селе Ишаки, традиционном месте паломничества чуваш. 7 октября на пароходе прибыл в Спасск и три дня ездил по Спасскому уезду.
С 13 по 16 июня 1894 года владыка вновь посетил Чебоксарский и Козмодемьянский уезды, с 20 по 24 июля ездил по Тетюшскому уезду.
С 27 по 31 мая 1895 года продолжалась поездка архиерея по Казанскому уезду. 19 июня он побывал в Михаило-Архангельском черемисском монастыре, а потом пять дней ездил по Ядринскому уезду, населенному почти исключительно чувашами. В середине июля Владимир побывал в Царевококшайском уезде, с 19 по 23 августа ездил по Спасскому уезду. Большую поездку он совершил с 19 по 26 сентября, посетив множество храмов Лаишевского, Чистопольского, Мамадышского уездов.
В 1896 году он совершил только одну поездку, побывав в сентябре в южной части Царевококшайского уезда.
2 мая 1897 года владыка выехал из Казани, посетил село Новое Ишеево Цивильского уезда, по дороге еще несколько раз останавливался и беседовал с чувашами, вышедшими встречать его на тракт. Вечером и следующим утром он служил в Цивильском женском монастыре, а к вечеру приехал в Чебоксары. Там служил во Введенском соборе, а в 11 часов вечера сел на пароход, отправлявшийся в Казань.
Архиепископ Владимир считал, что потенциал Казани в подготовке миссионеров используется далеко не в полной мере. Он предложил преобразовать двухлетние миссионерские курсы, существовавшие с 1889 года при Казанской духовной академии, ежегодно выпускавшие не больше 3-5 человек, в самостоятельное учебное заведение с нахождением в Спасо-Преображенском монастыре. В 1897 году вопрос в Синоде был принципиально решен, но завершать работу по открытию курсов пришлось уже его преемнику владыке Арсению (Брянцеву).
По инициативе архиепископа Владимира при Казанском епархиальном женском училище был создан Ольгинский приют, названный в честь Великой княжны Ольги, сестры императора Александра III. В 1895-1897 гг. для него было построено специальное здание, соединенное со зданием училища. В этом приюте жили девочки-сироты, которые во время обучения в начальных школах других приютов показали хорошие знания и способности и которым открылась теперь возможность получить в епархиальном училище среднее педагогическое образование.
Последний раз владыка служил в Седмиезерной пустыни 28 июня, в день Смоленской иконы Божией Матери, вместе с епископом Самарским Гурием (Буртасовским). 3 августа у него разболелась нога. Владыка Владимир больше не вставал с постели, воспаление вскоре перешло в общее заражение крови, и 2 сентября 1897 года в 4 часа 30 минут утра архиепископ Владимир (Петров) скончался.
Еще в 1896 году по указу владыки в подвале под алтарем кафедрального Благовещенского собора, где находились захоронения многих казанских архиереев, был оборудован и освящен храм во имя Всех Святых. Осматривая храм, архиепископ Владимир указал и место для собственной могилы. Отпевание возглавил Рижский архиепископ Арсений (Брянцев). Довольно богатая библиотека архиепископа Владимира по завещанию была передана Казанской духовной академии.
Примечания
1. В Орловской, Иркутской, Томской епархиях отец Владимир занимался изучением истории епархий, публиковал много статей в столичных журналах.
2. Плодом его научной деятельности стал русско-алтайский словарь изданный без имени автора.