Церковный календарь

7 марта. Неделя о Страшном Суде

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
7 марта. Неделя о Страшном Суде

Неделя мясопустная. О Страшном Суде.
Заговенье на мясо. Поста нет. 22 февраля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Обретение мощей мучеников, иже во Евгении (395–423).

Мучеников Маврикия и 70-ти воинов: Фотина, Феодора, Филиппа и иных (ок. 305). Преподобных Фалассия, Лимния и Варадата, пустынников Сирийских (V). Преподобного Афанасия исповедника (821).

Священномучеников Иосифа Смирнова и Владимира Ильинского пресвитеров, Иоанна Касторского диакона и мученика Иоанна Перебаскина (1918); священномучеников Михаила Горбунова, Иоанна Орлова, Виктора Моригеровского, Иоанна Парусникова, Сергия Белокурова, Андрея Ясенева, Павла Смирнова пресвитеров, прмчч. Сергия Букашкина и Антипы Кириллова, преподобномученицы Параскевы Макаровой, мучеников Стефана Франтова и Николая Некрасова, мучениц Елисаветы Тимохиной, Ирины Смирновой и Варвары Лосевой (1938); мученика Андрея Гневышева (1941); преподобномученика Филарета Пряхина (1942).

Неделя о Страшном Суде

В сей день совершаем память Второго и Страшного Пришествия Христова, которую святые отцы поместили после двух притч, чтобы кто-нибудь, узнав из них о Божием человеколюбии, не жил в лености, рассуждая так: «человеколюбив Бог, и когда я оставлю грех, мне будет легко всё исправить». Определили же здесь (вспоминать) этот страшный день, чтобы возвести к добродетели живущих в лености, устрашив смертью и ожиданием будущих мук, (научая) не только надеяться на человеколюбие Божие, но и иметь в виду, что Он — Праведный Судия и воздаёт каждому по делам его. Кроме того, после отшествия душе подобает прийти и Судии, некоторым образом этого служит и настоящий праздник. Поскольку же теперь полагается конец всем праздникам, так как день тот станет последним из всех, то к предстоящей неделе будет приурочено начало мира и Адамово изгнание из рая, а к нынешней — конец всех дней и самого мира. Пост же на мясо установили в эту неделю ради страха Судного Дня, а также побуждая нас подавать милостыню ближним.

Неделя мясопустная — заговение на мясо

В Неделю мясопустная, так как в этот день происходит заговенье на мясо. На Литургии в Неделю мясопустную читается Первое послание к Коринфянам (1 Кор. 8:8–9:2): «Брашно же нас не поставляет пред Богом: ниже бо аще ямы, избыточествуем: ниже аще не ямы, лишаемся…», то есть: «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем». Это апостольское чтение говорит не о посте — иначе возникло бы недоумение, зачем поститься, и святитель Феофан Затворник прямо предупреждает от такого вывода, говоря, что «неосновательно прилагать слово апостола к постам!» (Толкование на 1 Кор. 8:8). Это пища сама по себе не является ни добром, ни злом — но подвигом может быть отказ от пищи, если это совершается по любви к брату или послушанию Церкви. Апостол далее говорит: «Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек» (1 Кор. 8:13). В стихирах «на хвалитех» Недели мясопустной пост назван «царицей добродетели», которая приблизилась, чтобы подать верным «множество благ»: успокоить «страстей смятение» и согрешивших «примирить с Владыкой».

Апостол от 70-ти Андроник, святитель Афанасий, святая Иуния

Обретение мощей святых мучеников во Евгении. Во время гонений на христиан останки святых мучеников обычно погребались верующими в потаенных местах. Таким образом, в Царьграде близ ворот и башни, называемых Евгениевыми, оказались погребенными множество тел мучеников, имена которых оставались неизвестными Церкви. Когда на этом месте стали происходить чудесные исцеления, мощи святых были обнаружены и с великой честью перенесены в храм. Одному благочестивому клирику, Николаю Каллиграфу, было открыто, что среди мощей, обретенных в Евгении, находятся мощи святого апостола от 70-ти Андроника и помощницы его Иунии, о которых упоминает святой апостол Павел в Послании к римлянам (Рим. 16, 7). В ХII веке на месте обретения мощей святых мучеников был построен великолепный храм имп. Андроником (1183–1185 гг.), ангел которого был изображен в виде святого апостола Андроника.

Мученик Маврикий и 70 воинов

Святой Маврикий, военачальник из Апамеи Сирийской, пострадал при императоре Максимиане Галерии вместе с сыном Фотином и 70-тью воинами. Когда мучители пытками не смогли заставить мучеников отречься от Господа Иисуса Христа, они придумали для подвижников ещё более изощрённое истязание. Святых воинов отвели на болотистое место, где были целые тучи жалящих насекомых, и привязали к деревьям, обмазав их тела мёдом. Всякого рода мухи, комары, оводы, осы, шершни устремились на подвижников; густым облаком они окружили страстотерпцев, немилосердно уязвляя их. Десять дней святые воины претерпевали страшные муки, пока Бог не принял их в небесные обители. Тела мучеников было приказано бросить без погребения, но христиане тайно ночью похоронили честные останки святых на месте их ужасной казни.

Преподобный Афанасий Павлопетрийский, исповедник

Преподобный Афанасий Исповедник родился в Константинополе в семье благочестивых родителей. Достигнув совершеннолетия, он принял монашеский постриг в одной из Никомидийских обителей под названием Павлопетрия. О его высокой подвижнической жизни стало известно при дворе императора-иконоборца Льва Армянина. За поклонение иконам св. Афанасию пришлось вытерпеть изгнание, скорби и страдания. До конца жизни он остался верным исповедником веры Христовой и мирно отошел к Господу в 821 году.

Священное Писание

1 Кор., 140 зач., VIII, 8 - IX, 2

8 Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем.

9 Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных.

10 Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное?

11 И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос.

12 А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа.

13 И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего.

Глава 9

1 Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе?

2 Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; || ибо печать моего апостольства - вы в Господе.

Мф., 106 зач., XXV, 31-46

31 Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, 32 и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; 33 и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую.

34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: 35 ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; 36 был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.

37 Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?

38 когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?

39 когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?

40 И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.

41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: 42 ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; 43 был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.

44 Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?

45 Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.

46 И пойдут сии в му́ку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

1 Кор. 8, 8-9, 2; Мф. 25, 31-46

Страшный суд! Судия грядет на облаках, окруженный несметным множеством небесных сил безплотных. Трубы гласят по всем концам земли и восставляют умерших. Восставшие полки полками текут на определенное место, к престолу Судии, наперед уже предчувствуя, какой прозвучит в ушах их приговор. Ибо деяния каждого окажутся написанными на челе естества их, и самый вид их будет соответствовать делам и нравам. Разделение десных и шуиих совершится само собою. Наконец все уже определилось. Настало глубокое молчание. Еще мгновение - и слышится решительный приговор Судии - одним: "приидите", другим: "отыдите". - Помилуй нас, Господи, помилуй нас! Буди милость Твоя, Господи, на нас! - но тогда поздно уже будет взывать так. Теперь надо позаботиться смыть с естества своего написанные на нем знаки, неблагоприятные для нас. Тогда реки слез готовы бы были мы испустить, чтоб омыться; но это уж ни к чему не послужит. Восплачем теперь, если не реками слез, то хоть ручьями; если не ручьями, хоть дождевыми каплями; если и этого не найдем, сокрушимся в сердце и, исповедав грехи свои Господу, умолим Его простить нам их, давая обет не оскорблять Его более нарушением Его заповедей, - и ревнуя потом верно исполнить такой обет.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

У Церкви нет никаких иных способов воздействовать на сознание людей, как только словом, исполненным любви и правды. Но как важна эта миссия Церкви для всего рода человеческого, даже если слово это произносится наперекор общему мнению мира с его ложными и опасными ценностями! Как важно, чтобы это слово звучало, потому что, пока оно звучит, люди способны его слышать и вставать в ряды тех, кто идет против общего потока жизни. И чем больше таких людей, тем сильнее поток идущих к Царствию Божию. Церкви не дана окончательная победа в этом столкновении с миром, который ее не принимает. Из слова Божия мы знаем, что такая победа связана не с историческим служением Церкви, а с таинственным явлением Господа и Спасителя в день Его Страшного суда.

Молитвословия

Тропарь в честь обретения мощей мучеников, иже во Евгении

глас 4

Мученицы Твои, Господи,/ во страданиях своих венцы пришла нетленныя от Тебе, Бога нашего,/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами/ спаси души наша.

Кондак в честь обретения мощей мучеников, иже во Евгении

глас 4

От земли возсиявше яко светила правды,/ нечестия всю отразисте мглу/ и верных просвещаете,/ мученицы Божественнии,/ Троицы поборницы.

Кондак мучеников иже во Евгении

глас 8

Крепцыи веры столпи, добропобеднии мученицы,/ за Христа подъемше различныя муки,/ и на лета многа сокровени бысте,/ и ныне явистеся яко многоценное богатство,/ и в Церковь Божию честно носими архиерея Божия дланьми,/ просящим раздаваете, еже на пользу.// Тем молитеся о душах наших.

Теги:
православный календарь

Все публикации