6 мая. Память великомученика Георгия Победоносца

5466
Фото

Светлая седмица

В этот день совершается память:

Великомученика Георгия Победоносца (303). Иверской иконы Божией Матери (второе обретение списка иконы 2012).

Мученицы царицы Александры (303). Мучеников Анатолия и Протолеона (303). Преподобной Софии (1974).

Священномученика Иоанна Ансерова пресвитера (1940).

Память архиепископа Казанского и Свияжского Павла (Лебедева). Возглавлял Казанскую епархию с 29 сентября 1887 по 23 апреля 1892 гг. Открыл в 1889 г. Миссионерские курсы при Казанской духовной академии, создатель школ для малолетних сирот из семей духовенства при монастырях. Скончался в Казани 23 апреля 1892 г., погребен в Благовещенском соборе Казанского кремля у южной стены правого придела.

Престольные праздники

Храм прп. Сергия Радонежского (приставной престол в честь вмч. Георгия Победоносца) г. Казани (на ул. Краснококшайской) (К)

Молитвенный дом вмч. Георгия Победоносца г. Бугульмы (А)

Храм вмч. Георгия Победоносца г. Елабуги (К)

Храм вмч. Георгия Победоносца с. Старое Гришкино Менделеевского района (К)

Храм вмч. Георгия Победоносца архиерейского подворья прав. Иоанна Кронштадтского пос. Красный Ключ Нижнекамского района (Ч)

Храм вмч. Георгия Победоносца г. Набережные Челны (К)

Крестильный храм вмч. Георгия Победоносца храма равноапп. царей Константина и Елены на острове-граде Свияжск (К)

Придел мц. царицы Александры Богоявленского храма с. Киять Буинского района (К)

Великомученик Георгий Победоносец

Святой Георгий Победоносец пострадал в Никомидии в 303 году во время гонения на христиан императора Диоклетиана. Будучи тысяченачальником и любимцем Диоклетиана, Георгий обличил императора и объявил себя христианином, за что был брошен в темницу и с тяжёлым камнем на груди привязан к столбам. Святого подвергли пытке колесом, утыканным ножами и мечами, бросили в яму с негашёной известью, перебили кости на руках и ногах, заставили бежать в раскалённых железных сапогах, избили плетьми так, что со спины слезла кожа, принудили выпить две чаши с ядом, но ничто не повредило ему. После семи дней тяжких мучений святой Георгий явил чудеса: воскресил умершего, оживил павшего вола, сокрушил идолов в храме Аполлона, обратив многих ко Христу. На восьмой день мучений святого Георгия обезглавили.

Второе обретение Иверской иконы Божией Матери

Церемония передачи Русской Православной Церкви древнейшего на Руси списка Иверской иконы Божией Матери, принесённого с Афона в 1648 году, состоялась в московском Новодевичьем монастыре 6 мая 2012 года. Это первый список Иверской иконы, с которого началось почитание этого чудотворного образа на Руси. Он полностью идентичен древнему чудотворному образу. С 1654 года на протяжении трёх с половиной столетий список пребывал в Новодевичьей обители, а после её закрытия хранился в фондах Государственного Исторического музея. Духовенство Московской епархии перенесло икону крестным ходом в Успенский собор, где она находится по сей день. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла 27 мая 2012 года празднование второго обретения списка чудотворной иконы было внесено в церковный календарь.

Священное Писание

...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

На чем основывается вера современных людей? Чаще всего на чуде. Большинство людей в жизни своей сталкивались с чудом. Кто-то получил исцеление, кто-то спасение по молитвам — может быть, не столько своим, сколько родителей или близких. Кто-то, всматриваясь в свой жизненный путь, видит руку Божию. На этом восприятии чуда, на этом осознании присутствия Бога в жизни и основывается наша вера. У каждого эта встреча с чудом своя. Кому-то нужны видимые, зримые, потрясающие сознание знаки. Другому достаточно лишь повнимательнее посмотреть на мир Божий, на окружающий мир, на самого себя, чтобы увидеть Божие присутствие. И чем больше человеку нужно потрясающее воображение чудо, тем меньше этот человек готов к тому, чтобы в чуде увидеть Бога. Даже если родная мать воскреснет, не станет верующим тот человек, который считает, что в таком случае он поверит.

Мысль, забота и ожидание, достойные человека

Одному святителю задали три вопроса:

— Какая величайшая мысль достойна человека? Какая величайшая забота достойна человека? Какое величайшее ожидание достойно человека?

Он так на них ответил:

— Мысль о Промысле Божием в человеческой жизни — величайшая мысль, достойная человека. Потому что она приносит душе мудрость и блаженство.

Забота о спасении души — величайшая забота, достойная человека. Потому что душа — величайшее сокровище на земле, а великое сокровище нуждается в наибольшей заботе.

Ожидание смерти — величайшее ожидание, достойное человека. Именно оно очищает совесть и понуждает человека ко всякому добру.

«Сад сердца». Духовный дневник императрицы Александры Феодоровны

«Каждое сердце должно быть маленьким садом. Он должен всегда быть очищен от сорняков и быть полон чудных прекрасных растений и цветов. Кусочек сада повсюду красив не только сам по себе, но приносит радость всем, кто его видит… Богу угодно, чтобы мы сделали наши жизни такими, чтобы они искупили из мрака окружающее нас и преобразили в прекрасное. Мы не можем взрастить любовь в своих сердцах к другим без Божественного вдохновения. Прекрасные качества христианского характера — это не обычные добродетели. В скрижалях о них говорится как о плодах Духа. Ничто, кроме любви Господа, не может пробудить в нас духовные силы и возможности… Радость спасения рождается из скорби раскаяния. Пепел великих бедствий удобряет почву жизней человеческих, и добродетели произрастают на ней в изобилии. После великой скорби жизнь для вас становится в тысячу раз важнее. И плодами вашей любви кормятся многие другие».

6 мая — день Ангела святой императрицы страстотерпицы Александры Феодоровны.

***

Особенности богослужения в Светлую седмицу

Вся седмица, называемая Светлой, есть как бы один великий праздник Пасхи. Отцы Церкви и 66-е правило VI Вселенского Собора повелевают верующим в течение всей Светлой седмицы в храмах упражняться в псалмах и пениях духовных, торжествуя и радуясь о Воскресшем Господе.

Богослужения на Светлой седмице совершаются при открытых царских вратах — в знак того, что Господь Своим Воскресением отверз верующим двери рая. Они остаются открытыми и после богослужения, начиная с первого дня Пасхи, во всю седмицу и закрываются только в субботу перед 9-м часом.

Во Святую Пасху, как и в Светлую седмицу, нет места для рыданий о своих грехах и немощах. Все покаянные и просительные молитвословия из богослужения исключены: не стихословится Псалтирь, опускаются и почти все отдельные псалмы, входящие в состав богослужения в качестве неизменяемых частей. Даже "принесенное с неба" ангельское славословие о Триедином Боге — Трисвятое, обычно возносимое на каждой из служб суточного круга, во всю Пасхальную седмицу не произносится ни разу ни на общественном богослужении, ни на частных требах, ни в келейной молитве.

Панихиды на Светлой седмице служить не полагается, а отпевание совершается по особому чину и большей частью состоит из радостных пасхальных песнопений.

Во всю Пасхальную седмицу начало и конец церковных служб совершается так же, как и в первый день (но крестный ход бывает в последующие дни не перед утреней, а после литургии).

На утрени к каждой песни пасхального канона прибавляются Богородичны (творение Феофана и Иосифа), напечатанные в Цветной Триоди. Каждение священник совершает с Крестом и трисвечником (или свечой), а малые ектении произносятся только после 3-й, 6-й и 9-й песни.

Литургия совершается точно так же, как и в первый день Пасхи. Поются праздничные антифоны, произносится входной стих, вместо Трисвятого поется Елицы во Христа крестистеся, задостойнок — Светися, светися, новый Иерусалиме.

Прокимен, Апостол, Аллилуиарий и Евангелие на каждый день Светлой седмицы — особые, причем Евангелие читается только одним диаконом (то есть на одном языке).

Задостойник Пасхи

«Ангел вопияше…» — задостойник Пасхи, который до Вознесения поётся или читается вместо «Достойно есть». Он взят из 9-й песни пасхального канона Иоанна Дамаскина. Этим песнопением преподобный отсылает нас к церковному преданию, согласно которому первой о Воскресении узнала Богородица. Архангел Гавриил, предвозвестивший Ей рождение от Неё Спасителя, явился к Ней с радостной вестью о Воскресении Христа. Как пишет Иоанн Дамаскин: «Радостную весть о Господнем Воскресении прежде всех получила Богородица, как то и было Ей прилично и справедливо. Она прежде всех увидела Его воскресшим и наслаждалась Его божественной беседой…» Далее Архангел обращается к Новозаветной Церкви со словами пророка Исаии о Воскресении Христа: «Светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе». Под Сионом, по мнению блаженного Иеронима, подразумеваются святые, стоящие на вершине добродетелей. В конце задостойника Архангел вновь призывает Богородицу радоваться о Воскресении Рождённого Ей Христа.

Время празднования Пасхи

В разных Поместных Церквах время празднования Пасхи различалось. Малоазийские Церкви, где было много иудеохристиан, опираясь на авторитет апостола Иоанна Богослова, праздновали Крестную Пасху вместе с иудеями, прерывая на это время пост Страстной седмицы, а через три дня после неё — Воскресение Христово, на какой бы день недели оно ни приходилось. Западная же Церковь, опираясь на авторитет апостола Павла, праздновала Пасху Воскресения в первый воскресный день после еврейской Пасхи, оправдывая свой обычай свободой христиан от иудейского обрядового закона. Западная Церковь считала неправильным прерывание поста на Страстной седмице малоазийскими христианами, потому что этот пост, по преданию апостолов, мог прекратиться только в день Воскресения Христова. В 325 году на Первом Вселенском Соборе было решено праздновать христианскую Пасху всем в одно и то же время, как её праздновали тогда в большинстве церквей, а именно: в ближайшее воскресенье после первого весеннего полнолуния (первого полнолуния после дня весеннего равноденствия).

Молитвословия

Тропарь великомученика Георгия

глас 4

Яко пленных свободитель/ и нищих защититель,/ немощствующих врач,/ православных поборниче,/ победоносче, великомучениче Георгие,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Кондак великомученика Георгия

глас 4

Возделан от Бога,/ показался еси благочестия делатель честнейший,/ добродетелей рукояти собрав себе:/ сеяв бо в слезах, веселием жнеши,/ страдальчествовав же кровию, Христа приял еси,/ молитвами, святе, твоими всем подаеши// прегрешений прощение.

Тропарь мученицы царицы Александры

глас 4

Царства земнаго славу презревши,/ Единаго Христа, нас ради распятаго, возлюбила еси/ и, Того мужественне исповедающи,/ венцем мученическим увенчалася еси,/ всеблаженная царице Александре./ Темже и ныне Престолу Царя славы на Небесех предстоящи,/ молися о спасении душ наших.

Новости по теме

Пасха 1945 года
Публикации 6 мая 2024
Пасха 1945 года

Пасха пришлась на 6 мая — день памяти Георгия Победоносца. Это были именины маршала Победы Георгия Константиновича Жукова. Разве случайно, что победа пришла в день его памяти?

В понедельник Светлой седмицы митрополит Кирилл совершил Литургию в Никольском соборе Казани В понедельник Светлой седмицы митрополит Кирилл совершил Литургию в Никольском соборе Казани

6 мая, в понедельник Светлой седмицы, день памяти великомученика Георгия Победоносца, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в Никольском соборе города Казани.

Митрополит Кирилл совершил Литургию в храме праведного Иоанна Кронштадтского при Оренбургской православной гимназии Митрополит Кирилл совершил Литургию в храме праведного Иоанна Кронштадтского при Оренбургской православной гимназии

9 декабря 2023 года, в день воспоминания освящения церкви великомученика Георгия в Киеве временно управляющий Оренбургской епархией митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в храме праведного Иоанна Кронштадтского при Оренбургской православной гимназии.

Завершилось пребывание ковчега с мощами великомученика Георгия Победоносца в Казанском соборе Завершилось пребывание ковчега с мощами великомученика Георгия Победоносца в Казанском соборе

С 19 по 21 мая 2023 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Казани пребывал ковчег с мощами великомученика Георгия Победоносца.