23 января. Память святителя Григория, епископа Нисского

4863
Фото

Седмица 34-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Святителя Григория, епископа Нисского (после 394). Преподобного Дометиана, епископа Мелитинского (601). Святителя Феофана, Затворника Вышенского (1894). Преподобного Маркиана пресвитера (V). Преподобного Павла Комельского (Обнорского) (1429). Преподобного Антипы Валаамского (Афонского) (1882).

Преподобного Макария Писемского (XIV). Блаженной Феозвы диакониссы, сестры святителя Григория Нисского (385).

Священномученика Зиновия Сутормина пресвитера (1920); священномученика Петра Успенского пресвитера (1930); священномученика Анатолия, митрополита Одесского (1938).

Святитель Григорий Нисский

Святитель Григорий Нисский — философ, богослов, страдалец за христианскую веру. Он был одной из самых значительных личностей в церковной истории четвертого века. Им гордилась Каппадокийская богословская школа. Когда Римскую империю едва не охватила арианская ересь, Григорий Нисский вместе со своим братом — Василием Великим — стал настоящей опорой для христиан. Григорий Нисский был одним из самых заметных деятелей Второго Вселенского собора в Константинополе. Его учение о третьей ипостаси Святой Троицы отражено в дополненном Никео-Константинопольском Символе веры.

Святитель Феофан Затворник

Святитель Феофан Затворник — великий учитель христианской жизни, оказавший глубокое влияние многочисленными творениями, которые чада Церкви могут рассматривать как практическое пособие в деле спасения. Святой оставил более 60 духовных произведений, большинство которых написано во время его 28-летнего затвора. В них можно найти неиссякаемый источник духовного оптимизма, углубленности в себя и стремления в Царство Божие. Он говорил: «Писать — это служба Церкви нужная. Лучшее употребление дара писать и говорить есть обращение его на вразумление грешников».

Священномученик Анатолий (Грисюк), митрополит Одесский

Крупный историк Церкви, священномученик Анатолий (в миру Андрей Грисюк, р. 1880) был родом из волынского Ковеля. После окончания Киевской духовной академии он изучал историю сирийского монашества, работал с древними рукописями в Константинополе, знал пять иностранных языков. Был ректором Казанской духовной академии. После революции в 1920-х годах пережил ряд арестов и ссылок. В 1928—1936 годах управлял Одесской и Херсонской, а также Харьковской епархиями. Однако поддержка митрополита Сергия (Страгородского) не спасла его от ареста и заключения в колонию в Коми в 1936 году. Когда на этапе владыка терял сознание, его бросали в грузовик, затем заставляли снова идти пешком. В лагере беспомощного старца поставили на общие работы. В конце 1937 года владыка почти потерял зрение. Перед кончиной у него стали отбирать Евангелие и нательный крест. Евангелие вырвали силой, но крест он не отдал и, защищая слабеющими руками грудь, предал свою праведную душу Господу в начале 1938 года.

Преподобный Павел Комельский

Святой Павел Комельский родился в Москве в богатой семье. В 20 лет он тайно покинул родительский дом и принял постриг в монастыре на Волге, а потом пришел в Троицкую обитель Сергия Радонежского и стал его учеником. С благословения преподобного Сергия он стал жить отшельником вдали от обители и пробыл 15 лет в затворе. Потом Павел странствовал, ища более пустынные места, и остановился в Комельском лесу, что в Вологодском крае. Три года он жил в дупле старой липы, питаясь хлебом пару раз в неделю. Но и из той глуши распространилась слава отшельника. Преподобный Сергий благословил его основать обитель. Построив храм и написав братии строгий устав, святой поставил игуменом ученика Алексия, а сам вновь поселился в глухом лесу. Несмотря на самые суровые условия подвига, святой дожил до 112 лет в добром здравии.

Евангелие дня

В наши дни люди парадоксальным образом, с одной стороны, очень ценят границы своей внутренней свободы. С другой, с невероятным азартом спорят по самым разным поводам, не только обвиняя друг друга в неправоте, но даже не желая дать собеседнику время для того, чтобы он постепенно изменил свою точку зрения. А если Бог не согласен с тем, что делает и думает человек, как действует Он? Бережёт ли Он наши внутренние границы и даёт ли нам время для изменения? Прикровенный ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 8-й главы Евангелия от Марка, который звучит сегодня в храмах во время богослужения.

Глава 8.

22 Приходит в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему.

23 Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что?

24 Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья.

25 Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно.

26 И послал его домой, сказав: не заходи в селение и не рассказывай никому в селении.

Сегодняшнее чтение начинается с того, что ко Христу приводят слепого и просят Спасителя его исцелить. Самостоятельно прийти слепой не мог, это было бы для него крайне трудно, но попросить об исцелении мог бы и сам, как часто делали это другие люди. Слепец Вартимей кричал, обращаясь к Иисусу как к сыну Давидову, даже тогда, когда окружающие запрещали ему это делать. Он звал Христа и просил о помощи. Напротив, слепец, о котором мы слышим сегодня, до момента исцеления не говорит ни слова. Да и Сам Христос с ним тоже не говорит. За слепца и в его присутствии к Спасителю обращаются другие. «Прикоснись к нему», — просят они Иисуса.

В том, что в ответ делает Христос, примечательны две вещи: во-первых, Он не просто прикасается к слепому, но делает больше того, о чём Его просили. Во-вторых, Он не спрашивает самого слепого ни о вере, ни о его желании, но выводит его из селения, плюет ему в глаза, возлагает на него руки и исцеляет. Спаситель не делает этого насильно, но и не спрашивает согласия. Он не идёт против воли человека, но со своей стороны проявляет инициативу. Причём исцеляет не сразу, но в два приёма. Сначала слепой видит людей, как ходящие деревья, и только после второго возложения рук и прикосновения к глазам, его взгляд становится ясным.

Что же важно для нас в сегодняшнем чтении? Конечно, можно попробовать применить его буквально и привести слепого человека в храм, попросив у Бога для него исцеления. Чудеса случаются, и любой церковный человек это знает. Но просьба, обращённая к Богу, не исключает обращения к врачу, ведь и в Священном Писании сказано, что врачевание от Господа. Однако духовно слепых людей вокруг нас гораздо больше. Часто они сами не могут прийти к Богу, не знают, с чего начать, боятся трудностей пути, и мы призваны им в этом помочь. Иногда они даже не знают, как обратиться ко Христу и мы, как люди из сегодняшней притчи, можем обратиться к Нему сами, попросив для них духовного здоровья. Но самое главное, чему мы должны научиться: предавать людей в руки Божии, понимая, что Господь сделает больше, чем мы хотим, если сам человек это Ему позволит. Только не надо торопиться. Мы так часто бываем нетерпеливы, ждём от людей мгновенных изменений, требуем от Бога чудес. Но обретение внутреннего зрения — это сложный процесс, в котором человек и Бог встречаются и вступают в диалог... Это диалог свободный, в нём Творец призывает человека как Своё творение к новому взгляду на мир. И иногда решение другого человека может быть совершенно не очевидным для нас, потому что, как в сегодняшней истории, он никому не рассказывает того, что Господь коснулся Его сердца, однако если решение он принимает в пользу Бога, изменения в нём становятся заметны без всяких слов. Нам же со своей стороны нужно молиться и ждать, чтобы это исцеление духовного зрения привело к подлинному исцелению жизни.

священник Стефан Домусчи / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Навык молитвы — это одно из самых важных аскетических деланий. Молиться нужно словами молитв, если их знаешь, а также своими простыми словами, молиться не только утром и вечером, молиться нужно многократно в течение дня, хотя бы на мгновение обращаясь к Господу. Выходя на улицу, нужно осенить себя крестным знамением, потому что современные улицы небезопасны для человеческой жизни. Можно и злого человека встретить, и столкнуться с трудными обстоятельствами. А когда, делая первые шаги в начале дня, мы обращаемся к Богу с молитвой, то призываем Его благословение. Существовала монашеская традиция — каждый третий час освящать молитвой... В условиях современной жизни невозможно каждые два-три часа посещать богослужения. Но регулярно просить помощи Божией, воздыхать ко Господу, благодарить Его за полученные дары, просто вспомнить о Боге — это и означает чувствовать Божие присутствие в своей жизни.

Преподобный Силуан Афонский о любви

Любовь не зависит от времени и всегда имеет силу. Некоторые думают, что Господь по любви Своей к человеку страдал, но как сами этой любви у себя в душе не обретают, то им кажется, что когда-то давно это было. Но когда душа познает любовь Божию Духом Святым, тогда она ясно чувствует, что Господь нам Отец, самый родной, самый близкий, самый дорогой, самый лучший, и нет большего счастья, как любить Бога всем умом и сердцем, всей душой, как заповедал Господь, и ближнего, как самого себя. И когда эта любовь есть в душе, тогда все радует душу, а когда она теряется, то человек не обретает покоя, и смущается, и обвиняет других в том, что будто они его обидели, и не понимает, что сам виноват, — потерял любовь к Богу и осудил или возненавидел брата. Если бы люди хранили заповеди Христовы, то на земле был бы рай, и все имели бы все необходимое в достатке с малым трудом, и Дух Божий жил бы в душах людей, ибо Он Сам ищет душу человеческую и хочет в нас жить, и если не вселяется, то только из-за гордости нашего ума.

Храмовая и келейная (домашняя) молитва

Для правильной духовной жизни важна как церковная, так и домашняя молитва. Церковная, соборная молитва имеет преимущества перед домашней:

— храм наиболее благоприятен для концентрации на молитве: иконы, фимиам, благословения священнослужителей, ектении, хор, высочайшие образцы молитвенной поэзии;
— в храме совершаются Церковные Таинства. Если кто-либо утверждает, что ему храм не нужен, он дома молится, то возникает вопрос о том, как он участвует в Таинствах?
— церковная молитва способствует единению верующих.

Всё это делает церковное богослужение школой молитвы: оно концентрирует ум, чувства и волю, все силы души человека на Богообщении.

Житие Василия Блаженного описывает случай, когда после службы он подошел к царю Иоанну Грозному. «Где ты был, Василий? Я не видел тебя в храме», — спросил царь. «А я видел тебя, — отвечал Блаженный, — только ты был не в храме, а на Воробьёвых горах». Царь понял почему: находясь за богослужением, он думал о постройке своего нового дворца на Воробьёвых горах.

Молитвословия

Тропарь святителя Феофана Затворника

глас 8

Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ Вышинский подвижниче, святителю Феофане богомудре,/ писаньми твоими Слово Божие изъяснил еси/ и всем верным путь ко спасению указал еси,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак святителя Феофана Затворника

глас 4

Богоявлению тезоименитый,/ святителю Феофане,/ ученьми Твоими многи люди просветил еси,/ со Ангелы ныне предстоя Престолу Святыя Троицы,// моли непрестанно о всех нас.

Молитва святителю Феофану Затворнику Вышенскому

О святителю отче Феофане, архиерею преславный и предивный затворниче, Божий избранниче и Таин Христовых служителю, богомудрый учителю и апостольских словес изрядный изъяснителю, отеческих добротолюбных сказаний списателю, христианскаго благочестия изящный проповедниче и жизни духовныя искусный наставниче, подвигов монашеских усердный ревнителю и всем людем благодати ходатаю! Ныне к тебе, на Небесех Богу предстоящему и о нас молящемуся, припадаем и сице взываем: испроси у Всещедраго Бога Церкви Российстей и стране нашей мир и благостояние, святителем Христовым — истины Божественныя достойное охранение, паствы доброе окормление, лжеучителей и еретиков изрядное посрамление; подвизающимся — смирение, страх Божий и чистоту душевную и телесную; учителем — боговедение и мудрость, учащимся — ревность и помощь Божию; и всем православным — утверждение на пути ко спасению, да вкупе с тобою прославим Божию Силу и Премудрость, Господа нашего Иисуса Христа, со Безначальным Его Отцем, с Пресвятым, Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь святителя Григория и преподобного Дометиана

глас 4

Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш.

Кондак святителя Григория Нисского

глас 1

Оком душевным бодрствуя, святителю,/ бодр пастырь явился еси миру,/ и жезлом мудрости твоея, и теплым предстательством твоим/ вся отгнал еси злославныя, яко волки,/ невредно соблюд стадо,// Григорие всемудре.

Тропарь преподобного Павла Комельского (Обнорского)

глас 1

Божественною любовию от юности распалаемь, Павле преподобне, / вся, яже в мире красная, возненавидев, / Христа единаго возлюбил еси / и сего ради во внутреннюю пустыню вселился еси, / со зверьми жити весь Христу. / Отонудуже и Всевидящее Око, твоя труды видев, / даром чудес и по преставлении обогати тя. / Темже вопием ти: / моли непрестанно о всех нас, / честную память твою присно в песнех почитающих.

Кондак преподобного Павла Комельского (Обнорского)

глас 8

Все твое умное желание к Богу вперив,/ и Тому невозвратно от души последовал еси, в пустыню вселився,/ и, тамо ангельски пожив, многим путь был еси ко спасению. / Сего ради и Христос тя прослави и даром чудес обогати./ Темже вси вопием ти:/ радуйся, Павле преподобне, пустынный жителю.

Новости по теме

28 января — день кончины епископа Казанского и Марийского Пантелеимона (Митрюковского) (†1993)
Публикации 28 января 2023
28 января — день кончины епископа Казанского и Марийского Пантелеимона (Митрюковского) (†1993)

28 января 1993 года, в небольшом городке Воткинске Удмуртской Республики, на 81-м году жизни скончался бывший епископ Казанский и Марийский Пантелеимон. На фоне бурных событий в стране и церкви это событие осталось практически незамеченным.

27 января — день памяти преподобномучеников Раифских
Публикации 27 января 2023
27 января — день памяти преподобномучеников Раифских

27 января Казанская епархия воспоминает святых преподобномучеников Раифских: Антония Чиркова, Варлаама Похилюка, Иова Протопопова, Иосифа Гаврилова, Сергия Гуськова и Петра Тупицына.

Рождество Христово — престольный праздник восемнадцати храмов Татарстанской митрополии Рождество Христово — престольный праздник восемнадцати храмов Татарстанской митрополии

7 января Православная Церковь отмечает Рождество по плоти Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Слово священномученика Анатолия (Грисюка) в день памяти святителя Иоанна Златоуста
Публикации 26 ноября 2022
Слово священномученика Анатолия (Грисюка) в день памяти святителя Иоанна Златоуста

Проповедь произнесена иеромонахом Анатолием, будущим епископом Чистопольским, в церкви Киево-Братского монастыря 13 ноября 1907 года