28 января 2023 года исполняется 30 лет со дня кончины епископа Казанского и Марийского Пантелеимона (Митрюковского, ✝1993).
28 января 1993 года, в небольшом городке Воткинске Удмуртской Республики, на 81-м году жизни скончался бывший епископ Казанский и Марийский Пантелеимон. На фоне бурных событий в стране и Церкви это событие осталось практически незамеченным. 30-летию со дня смерти епископа Пантелеимона посвящается настоящая публикация.
Последние десятилетия советского периода нашей страны и его деятели уже активно изучаются современной исторической наукой. К этому сложному времени относится служение епископа Пантелеимона (Митрюковского), который на протяжении 13 лет был главой Казанской и Марийской епархии (1975-1988 гг.). Еще живы многие из тех, кто лично знал епископа Пантелеимона. Но поколения меняются, и «новому племени» уже ничего не говорит его имя. А это значит, что пришло время «собирать камни», и пусть настоящая публикация будет небольшим вкладом в дело сохранения памяти об одном из Казанских архипастырей.
Жизнь любого человека полна чудес. Мы привыкли по духовной своей близорукости называть их совпадениями. И жизнь автора этой небольшой заметки оказалась какими-то невидимыми нитями связана с епископом Пантелеимоном, хотя ему и не пришлось видеть и знать его лично. Так получилось, что вместе с сыном епископа Пантелимона — Львом Сергеевичем Митрюковским, хотя и в разное время, но мы закончили один институт — Пермский медицинский. Лев Сергеевич после окончания учебы в 1960 году, всю свою жизнь проработал преподавателем на кафедре кожных и венерических болезней в городе Перми. Он доцент, автор многочисленных руководств и атласов по дермато-венерологии. Обучение и подготовку по специальности у него прошли многие студенты и врачи. И в настоящее время, будучи уже далеко не молодым человеком, находясь на пенсии, он не оставляет своего любимого занятия, издает книги и руководства, постоянно находит время для работы и научного творчества.
Наше знакомство с Львом Сергеевичем состоялось около двух лет назад, как-то очень просто и тихо, при содействии и помощи моей однокашницы, которая живет и работает врачом в городе Краснокамске. Она проходила у Льва Сергеевича обучение на кафедре и с радостью согласилась помочь в установлении контакта с ним.
Лев Сергеевич сначала с некоторым скепсисом («А надо ли ворошить прошлое? Кому это может быть интересно?»), а в последующем более охотно, поделился своими воспоминаниями о своем отце и роде-племени. Предоставил для публикации редкие фотографии из семейного архива. Рассказал о личном и наболевшем.
Летом 2015 года нам удалось побывать в городе Воткинске на могиле епископа Пантелеимона, за которой бережно ухаживают служители Преображенского храма.
С высоты нашего времени, фигура епископа Пантелеимона вырастает до значительных размеров и конечно требует пристального внимания и изучения. Возможно, понадобится еще некоторое время, когда возникнет необходимость в издании отдельного труда о верном пастыре Христовом, возглавлявшем нашу Казанскую епархию в сложное и стремительно меняющееся время так называемого «развитого социализма», «перестройки» и перехода к совершенно новым капиталистическим отношениям в обществе. Наверняка обширный материал о владыке Пантелеимоне сохранился в Казанском и Ижевском епархиальном управлениях, в архиве Московской патриархии и, конечно, в личных архивах прихожан и священнослужителей. Есть надежда, что настоящая публикация, послужит небольшим вкладом в начало кропотливого и непредвзятого труда по изучению жизни и деятельности епископа Казанского Пантелеимона.
Авторы сайта приглашают желающих поделиться своими воспоминаниями о епископе Пантелеимоне. Фотографии и материалы по теме, а также отклики к статье можно присылать на эл. адрес komisag@mail.ru или info@tatmitropolia.ru.
* * *
Как следует из официальной биографии, Митрюковский Сергей Александрович, родился 20 января 1912 года в поселке Воткинского завода Сарапульского уезда Вятской губернии (ныне город Воткинск, Удмуртия) в семье бухгалтера.
По воспоминаниям Льва Сергеевича: «… род Митрюковских обосновался в городе Воткинске давно. Не могу точно вспомнить от кого я слышал (отца или деда), что кто-то из предков был выходцем из Польши после случившегося там восстания. Из первых представителей нашей фамилии мне известен прадед — Тимофей Митрюковский, по-видимому, строитель по профессии. Достоверно знаю, что он участвовал в строительстве первых железнодорожных мостов в Перми через Каму и реку Чусовую. У него во владении были собственный дом и гостиница, которые после революции были национализированы. В последней, после перестроек и надстроек, сейчас располагается мэрия Воткинска. Известно также, что Тимофей в течение многих лет был старостой воткинского собора.
Его сын (мой дед) — Александр Тимофеевич родился в 1887 году, окончил 5 классов и до революции коммерческое училище. На протяжении всей жизни он работал в основном бухгалтером.
Жена его — Мария Ивановна родилась в 1890 году в Воткинске в семье довольно состоятельных Изергиных, владевших лесопильным заводом и заводом по производству сельскохозяйственных машин. Во время гражданской войны бабушка с 3-мя детьми (моим отцом, дочерью и младшим сыном) и ее братьями (Аркадием, Анатолием и Виктором) были вынуждены бежать вместе с отступающими частями белой армии. В Томске она с детьми заболела тифом, была госпитализирована, младший сын ее при этом умер. В результате она отстала от своих братьев, которые, в конце концов, перебрались в Китай и до прихода к власти коммунистов проживали в Шанхае. По сведениям репатриантов из Китая, с которыми моему отцу удалось пообщаться в послевоенные годы, Изергины уехали «за реку» (в Северную Америку). Дальнейшая судьба этих родственников неизвестна.
По архивным документам, дед в 1919 году был эвакуирован с сотрудниками заводоуправления, где он в то время работал, в городе Томск. В действительности он отказался отступать с белыми и остался в Воткинске или может быть скрывался в каком-то другом месте. Возможно, это послужило причиной значительного охлаждения отношений между супругами, хотя они продолжали жить вместе до конца жизни. В 1920 году бабушка после многих мытарств возвратилась в Воткинск, как и дед. Жить пришлось на квартире у дальних родственников, все, что принадлежало Изергиным и Митрюковским, было национализировано и разграблено. В 1933 году, по понятным в те годы причинам, семья переехала в Сталинград, где отец и его сестра работали на тракторном заводе. Дед часто менял место жительства, но никогда его не уточнял, одно время он, судя по всему, обитал где-то в Средней Азии. Обо всем этом я долгие годы ничего не знал, лишь незадолго перед смертью бабушка немного разоткровенничалась, но, разумеется, без особых подробностей».
Сергей Митрюковский, после окончания семилетней школы с лета 1927 года служил чтецом, певцом, канонархом и иподиаконом в кафедральном соборе Воткинска. С января 1928 года был определен псаломщиком церкви архангела Михаила села Киясова Киясовского района, где прослужил до 20 августа 1932 года.
С 1933 года по 25 мая 1944 года находился на гражданской работе. Работал на Сталинградском тракторном заводе с 1933 года по 1936 год сначала счетоводом, а затем старшим счетоводом цеха. С 1936 года по январь 1941 года работал на Воткинском машинном заводе сначала бухгалтером цеха, затем старшим экономистом-плановиком цеха и, наконец, помощником начальника цеха по труду. С марта 1941 года по 25 мая 1944 года трудился в Воткинском Райуполнаркомзаке в должности заведующего планово-учетной группы. В июне 1943 года Воткинским райвоенкоматом С.П. Митрюковский был признан негодным к несению военной обязанности из-за туберкулеза легких и порока сердца.
По воспоминаниям сына: «После возвращения из Сталинграда в 1936 году отец женился на Силуковой Нине Федоровне, которая была родом из простой крестьянской семьи, переехавшей в Воткинск, по-видимому, после раскулачивания (бабушка Силукова также о своем прошлом не распространялась).
В 1944 году он решил окончательно посвятить себя служению Церкви, уехал в Пермскую (бывшую Молотовскую) область и 18 сентября 1944 года архиепископом Пермским Александром в селе Пыскор был рукоположен в сан диакона, а 5 февраля 1945 года — в сан священника церкви города Нытва, куда мы с матерью приехали из Воткинска в том же году. В этом городе о. Сергий прослужил до 1948 года, а затем был переведен в город Кунгур, где смог, несмотря на препятствия отреставрировать единственную в то время церковь снаружи и внутри и расширить ее за счет пристроя. Жили мы в церковном доме, довольно близко примыкавшем к храму. В этот период (1948-1956 гг.) отец выполнял обязанности настоятеля и благочинного двух округов. В связи с болезнью и смертью матери от рака он был переведен в 1956 году на службу к Нижне-Курьинской церкви города Перми. В 1959 году по личному прошению отец был уволен за штат с правом перехода в другую епархию. В 1962—1963 годах служба в селах Короленко и Перевозное, в 1963—1966 городах — в Преображенской церкви города Воткинска. Все дальнейшие перемещения моего незабвенного бати в Ижевской и Казанской епархиях известны…».
Согласно официальной биографии: …в 1971 году отец Сергий от клира Ижевской епархии был членом Поместного Собора Русской Православной Церкви. 7 августа 1975 года был пострижен в монашество с именем Пантелеимона, а 10 августа этого же года возведен в сан архимандрита. 19 августа 1975 года хиротонисан во епископа Казанского и Марийского. Хиротонию совершали Патриарх Пимен, митрополит Сергий (Петров), архиепископ Иосиф (Савраш).
В 1980 году владыке Пантелеимону удалось полулегально восстановить почитание казанских святых — он, просто не спросив разрешения у уполномоченного, поместил в Никольском соборе икону Собора Казанских святых. 30 ноября 1988 года епископ Пантелеимон по состоянию здоровья был освобожден от управления епархией и почислен на покой. На покое проживал в родном городе Воткинске.
По воспоминаниям сына: «Я неоднократно предлагал отцу (даже еще в бытность его в Казани) уходить на пенсию и переезжать на жительство ко мне, благо квартира это позволяла, но пересиливала тяга к родине. В Воткинске еще в конце 40-х годов отец купил дом, в который переселил бабушку и тетку с мужем, в дальнейшем после смерти родителей и в связи с почти постоянным проживанием в разных епархиях один из этажей был продан, а на другом остались проживать тетка с мужем, но и они вскоре скончались. Поэтому пришлось покупать новый дом, причем отец почему-то решил оформить эту сделку на чужое имя.
Вслед за переездом из Казани отца прооперировали по поводу аденомы простаты, практически выведшей его из строя. Ухаживающие за ним люди, втершиеся в доверие, постепенно обкрадывали его, а однажды имитировали ограбление дома во время его отсутствия («увезли на отдых в деревню»). Исчезли митры, панагии, кресты, посохи, несколько золотых вещей, оставшихся после смерти матери и пр. После кончины отца в результате инсульта в квартире практически ничего не осталось из привезенного из Казани, в том числе посуда, книги (особенно жалко, т.к. в библиотеке были книги начала XIX века и даже времен Елизаветы). Я успел застать отца еще живым. В это время он проживал уже в благоустроенной квартире, полученной взамен дома, ушедшего под снос. Когда я пошел за справкой о смерти, то оказалось, что он в ней даже не прописан. Очень сожалею, что я не убедил отца в свое время полностью перебраться ко мне. Думаю, он прожил бы значительно дольше под моим надзором. Даже те несколько месяцев, которые он провел у меня после операции, сказались благоприятно — способность самостоятельно передвигаться, прояснился ум (до этого, по-видимому развивалась энцефалопатия), окреп физически…».
Скупые строки биографии: «Скончался 28 января 1993 года и был похоронен у ограды Преображенского храма города Воткинска», сын епископа дополняет своими сведениями: «Похоронили отца слева от алтаря Преображенской церкви. Золотой наперсный крест, две старинных серебряных дарохранительницы, случайно обнаруженные мной в пустой квартире, я подарил ученику отца в кафедральном соборе города Перми.
Отец был очень добрый по характеру, как в семье, так и в общении с мирянами и знакомыми. Он старался помогать материально очень нуждающимся прихожанам в трудные послевоенные годы и позднее. Будучи в Кунгуре также охотно субсидировал учеников духовной семинарии и академии. Конечно, у него могли быть конфликты с некоторыми служителями Церкви из подчиненных ему округов или епархий, но, мне кажется, он всегда пытался разрешить их корректно. Царство ему небесное. 1 июня 2015 года».