Память святителя Германа Казанского

2228
Фото

Память святителя Германа (Садырев-Полева; † 6 ноября 1567 года, Москва), архиепископа Казанского, совершается 17 октября (Собор Казанских святых), 19 ноября, 6 июля (Второе перенесение мощей), 8 октября (Перенесение мощей).

Основными источниками сведений о жизни святого являются официальные летописи, акты, казанский летописец Иосифа Крылова, волоколамский летописчик Игнатия Зайцева, Житие митрополита священномученика Филиппа (Колычева), Житие святителей Гурия (Руготина) Казанского и Варсонофия Тверского, написанное Казанским митрополитом священномучеником Ермогеном (впоследствии патриарх Московский и всея Руси), «История о великом князе Московском» кн. А. М. Курбского, Житие Германа.

По словам князя Курбского, Герман был «светла рода человек, яже Полевы нарицаются, та шляхта по отчине». Полевы вели свое происхождение от боярина Александра Борисовича Поля — потомка смоленских князей. Княжеский титул потерял Ф. Д. Полев, прапрадед Герман, поступивший на службу к волоцкому князю Борису Васильевичу. Полевы имели вотчины в Волоцком уезде, были связаны с Иосифовым Волоколамским в честь Успения Пресвятой Богородицы мужским монастырем, принимали там постриг, в монастыре находилась их родовая усыпальница. (Ни отец Германа, ни он сам не отмечены ни в одной родословной Полевых — Шокарев)

Герман был сыном Садыря (в Крещении Федора) Полева, имевшего вотчины в Волоцком уезде. Ф. И. Полев упоминается как свидетель в грамоте о продаже деревни Иосифову Волоколамскому монастырю в 1526/27 г. В 1530/31 г. он пожертвовал Волоцкому монастырю деревню Редькино и примерно в то же время принял в обители монашеский постриг с именем Филофей. Занимал в монастыре должности келаря (1544/45-1546/47), казначея (1547/48 и 1552/53), в 1553/54-1554/55 гг. был одним из соборных старцев и участвовал в совершении земельных сделок. В 1553 году старец Филофей возглавил суд над Матвеем Башкиным. В 1561 году отец Германа при невыясненных обстоятельствах был зарезан.

Герман Полев принял постриг в Иосифовом Волоколамском монастыре, где занимался перепиской книг под руководством святителя Гурия (Руготина). По монастырским описям 1545 и 1573 годов известны 3 рукописи, созданные Германом: Евангелие, Богородичник и Псалтирь, в обители хранилась принадлежавшая Герману печатная Псалтирь. В начале 1551 года Герман был назначен архимандритом старицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря, ранее являлся настоятелем Отмицкого (Вотмицкого) монастыря в честь Покрова Пресвятой Богородицы в устье реки Тьмы близ Твери. Описная книга Старицкого монастыря 1607 года перечисляет многочисленные вклады Германа в обитель — «образы-складни Спасов образ да Николы чудотворца... да складни Пречистыя Богородицы Одигитрия, а на другой стороне святители и преподобные... да паногея Живоначальная Троица, да Пречистая Воплощение... да Егорей чудотворец на кости, обложен серебром сканью воротной», икона мученика Мины, серебряный крест-мощевик. Вероятно, во время процесса над Башкиным Герман был в Москве, поскольку именно ему выпало сопровождать осужденного в заточение в Иосифов Волоколамский монастырь. Там Герман остался, в 1554 году являлся казначеем, в 1551/52, 1553/54 и 1555/56 годах принимал участие в поземельных сделках монастыря.

3 февраля 1555 года Герман стал архимандритом новоучрежденного свияжского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря, в Казань прибыл вместе с архиепископом Казанским Гурием и архимандритом Варсонофием (впоследствии епископ Тверской). Герман активно занимался миссионерской деятельностью, которая охватывала нагорную (правобережье Волги) сторону Казанского края (святому Варсонофию было поручено христианское просвещение левобережной стороны с Казанью). В Свияжском монастыре приняли Крещение тысячи местных жителей — чувашей и татар. В 1557 году, когда производилась раздача земель, покинутых жителями во время Казанской войны (1552-1557), Герман добился выделения монастырю больших массивов земель в Свияжском и Казанском уездах, эти земли уже при Герман стали осваиваться. Свияжский монастырь стал крупнейшим в крае, к времени секуляризации церковных имуществ (1764) на землях, полученных обителью при Герман, находилось около 60 сел и деревень, жило более 8 тыс. ревизских душ. При Герман в обители были воздвигнуты каменные храмы: во имя святителя Николая Чудотворца с колокольней и трапезной (освящен 6 января 1556), собор в честь Успения Пресвятой Богородицы (освящен 12 сентября 1558), который во время настоятельства Герман был расписан фресками. Согласно писцовой книге 1568 года, библиотека Свияжской обители насчитывала до 152 книг, из которых 8 были пергаменными. При Германе в Казани было основано подворье Свияжского монастыря, превратившееся к концу XVI века в самостоятельный казанский во имя святого Иоанна Предтечи мужской монастырь. Святитель Гурий поручил свияжскому архимандриту все сельские церковные причты Свияжского уезда, а монастырь освободил от своего суда.

После смерти святителя Гурия Герман 12 марта 1564 года был избран архиепископом Казанским. Согласно Житию святителей Гурия и Варсонофия, Герман «пас Церковь Божию три лета и восемь месяцев». В Казани святитель провел не более 2 лет. В это время он ввел общежитие в Зилантовой пустыни (Зилантов казанский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь), что дало возможность увеличить число ее братии. Более года Герман провел в Москве, где и скончался. Последние упоминания святителя в документах относятся к весне-лету 1566 и началу 1567 года. 12 апреля 1566 года он поручился за князя М. И. Воротынского. В воскресенье 9 июня того же года архиепископы Пимен Новгородский и Герман вместе с Ростовским епископом Никандром служили соборно литургию в московском Успенском соборе. 2 июля 1566 года Герман подписал приговорную грамоту Земского собора о продолжении войны с Литвой, назван в летописи под 25 июля среди участников освященного Собора, избравшего митрополитом Филиппа (Колычева). (На грамоте Земского собора подписи Новгородского архиепископа Пимена и Герман сделаны сходными почерками, на приговоре об избрании митрополита подпись Герман (как и Суздальского епископа Елевферия) отсутствует. Под 1566/67 (7075) годами Герман как епархиальный архиерей упоминается в писцовой книге Казани при описании владений архиерейского дома.

Обстоятельства кончины святителя источники излагают по-разному. Согласно Курбскому, после оставления кафедры митрополитом Афанасием (19 мая 1566) и до возведения на нее священномученика Филиппа (25 июля 1566) Герман «умолен был от князя великого... да будет архиепископом Руские митрополии: он же, аще и много возбраняшесь от тое вещи, так от него (царя.— Авт.), яко и соборне, принужден к сему». Около 2 дней Герман провел «на митрополичье дворе», где имел беседу с царем Иоанном IV Васильевичем, во время которой святитель убеждал царя обратиться к праведной жизни. Через 2 дня Герман был найден «во дворе своем мертв... овыи глаголют удушенна его тайне, за повелением его (царя.— Авт.), овы же ядом смертоносным уморенна». Согласно рассказу Курбского, Герман был убит между 19 мая и 25 июля 1566 года, чему противоречат документы, свидетельствующие, что архиерей был жив в начале 1567 года. Информация Курбского о том, что смерть Герман была насильственной, подтверждается Житием священномученика Филиппа, согласно которому Герман был единственным из архиереев, кто выступили в поддержку митрополита против введения опричнины, убеждал царя, что напрасно он ищет лжесвидетелей на праведника. Вскоре Казанский архиерей погиб в своей келье от руки опричника, который двумя ударами топора отсек ему голову. Переоблачение мощей святителя в 1888 году, когда на его главу была возложена новая митра, и вскрытие мощей Герман, имевшее место летом 1922 года, отчасти подтвердили достоверность сведений, приведенных в Житии священномученика Филиппа: в описании мощей Герман отмечено, что «голова его отрублена, и притом способом, необычным при обыкновенной казни, а двумя ударами — одним спереди, отсекшим нижнюю часть, а другим сзади по шее». Однако рассказ Жития митрополита Филиппа также создает хронологические сложности, т. к., по свидетельству новгородского летописца, конфликт царя с митрополитом Филиппом начался в марте 1568 года, т. е. после кончины Германа. Можно думать, что смерть Казанского архиепископа стала следствием какого-то конфликта между ним и царем в связи с осуждением Германа опричных репрессий. По сообщению Жития святителей Гурия и Варсонофия, Герман скончался 6 ноября 1567 года от морового поветрия. 2 февраля 1568 года Казанским архиепископом стал Лаврентий.

Герман был похоронен архимандритом Свияжского монастыря Иродионом и архимандритом московского Новоспасского монастыря Иеремией 6 (по др. сведениям, 14) ноября 1567 года, согласно завещанию святителя, в московской церкви во имя святителя Николая (Николы Мокрого) в Китай-городе в Зарядье. В 1591 году в результате перестройки храма были обретены мощи Герман, от них начали совершаться чудотворения. По просьбе Казанского митрополита Ермогена царь Феодор Иоаннович и патриарх Московский и всея Руси святитель Иов разрешили перенести мощи архиерея в Свияжский монастырь. Торжественная встреча святыни в монастыре Казанским митрополитом, братией монастыря и горожанами состоялась 25 сентября 1592 года. В тот же день митрополит Ермоген совершил отпевание Герман архиерейским чином, мощи святителя были помещены в алтаре Успенского собора с правой стороны.

Характеристику Герману дал в своем сочинении князь Курбский: «Бе он яко тела великого муж, так и разума многаго, и муж чистаго и воистинну святаго жительства, и священных писаней последователь, и ревнитель по Бозе, и в трудех духовных мног». По словам Курбского, Герман был «отчасти причастен» учению преподобного Максима Грека и был «человек простый, истинный и непоколебим в разуме, и велик помошник был в напастех и в бедах обьятым, тако же и ко убогим милостив зело».

Житие и служба Герман с чудесами и надгробным словом написаны монахом Иоанном между 1657 и 1672 годами по благословению и со слов Казанского митрополита Лаврентия на основе Житийсвященномученика Филиппа и святителя Гурия. В службе (5-я песнь канона) содержатся свидетельства митрополита Лаврентия об исцелении его по молитвам к Герман Житие Герман малоинформативно, в нем святитель особо прославляется как основатель и настоятель Свияжского монастыря. В 1696 году Казанский митрополит Маркелл по благословению патриарха Адриана свидетельствовал мощи Германа, которые были перемещены в новую липовую, обложенную серебром гробницу, при этом по просьбе симбирских граждан и духовенства отделена была для Симбирска частица. 23 июня 1714 года по благословению Казанского митрополита Тихона (Воинова) мощи Германа были перенесены из алтаря на середину храма, где они открыто почивали до 1918 г. В память об этом перенесении тогда же был установлен праздник 23 июня, составлена служба. В 1842 году мощи переложили в новоустроенную из кипариса сребро-позлащенную раку, в 1888 году на главу святителя была возложена новая митра. Поскольку в результате данного переоблачения стали очевидны следы насильственной кончины святителя, настоятель Свияжского монастыря архимандрит Вениамин исправил службу Герман и написал акафист, в котором святитель прославлялся как страстотерпец. Однако Святейший Синод своим определением 25 октября 1889 года не разрешил публикацию этих текстов. Результаты осмотра мощей отразились в утвержденном архимандритом Вениамином Житии Германа, автором которого является П. В. Знаменский (Каз., 1894). К началу XX века в Свияжском монастыре существовала небольшая келья Герман под колокольней, при гробнице святителя хранились иглы, нитки, наперсток, которыми он пользовался в келейных занятиях.

Герман было посвящено несколько храмов, преимущественно в Казанской епархии: во имя Германа были освящены храмы в Свияжском монастыре и на колокольне казанского Благовещенского собора, 4 придела в приходских храмах Свияжского уезда. Во имя святителей Гурия, Герман и Варсонофия были освящены церкви в казанской Суконной слободе и в татаро-крещенской школе, приписанной к казанскому Спасо-Преображенскому монастырю, а также в ряде сел Казанской губернии. В Тверской епархии во имя Герман был устроен придел в Троицком соборе старицкого Успенского монастыря, в селижаровском Свято-Троицком монастыре действовала церковь во имя Гурия, Герман и Варсонофия. В настоящее время в Казанской епархии имеются 2 церкви во имя святителей Гурия, Варсонофия и Германа.

В 1918 году Свияжский монастырь был закрыт. Летом 1922 года состоялось вскрытие мощей Германа. По местному преданию, во время вскрытия по Волге прошел смерч, из-за чего собравшиеся разбежались и мощи святителя остались в обители, монашеская жизнь в которой сохранялась до 1929 года. Впоследствии святыня была утрачена. Сохранилась частица мощей, перенесенная в 1849 году в казанский Иоанно-Предтеченский монастырь. По-видимому, с 30-х годов XX века (после окончательного упразднения Иоанно-Предтеченского монастыря в 1929) эта частица сохранялась под престолом кладбищенского казанского храма во имя Ярославских чудотворцев, была обретена в 2000 году. Ныне эта частица разделена: одна часть хранится в Иоанно-Предтеченском монастыре, другая — в Никольской церкви Свияжского монастыря.

Новости по теме

В Свияжской Богородице-Успенской обители почтили память святителя Германа Казанского
В Свияжской Богородице-Успенской обители почтили память святителя Германа Казанского

19 ноября, в день памяти святителя Германа, архиепископа Казанского (1567), в Свияжском Богородице-Успенском мужском монастыре состоялось праздничное богослужение.

Храм великомученицы Параскевы Пятницы города Казани
Публикации 9 ноября 2024
Храм великомученицы Параскевы Пятницы города Казани

В советские годы эта мини-копия Петропавловского собора находилась в таком запущенном состоянии, что на крыше росли маленькие березки и кусты, а внутри вместо пола была земля, перемешанная с костями.

Казанская икона Божией Матери в Отечественной войне 1812 года
Публикации 2 ноября 2024
Казанская икона Божией Матери в Отечественной войне 1812 года

Пресвятая Богородица не раз являла русскому народу Свою милость через икону, чудесно обретённую в Казани в шестнадцатом веке. Перед Казанским образом Пречистой Девы молился генерал-фельдмаршал Михаил Кутузов в 1812 году, отправляясь на войну с Наполеоном.

Петр Первый и роль Казанской иконы Божией Матери в победе под Полтавой
Публикации 31 октября 2024
Петр Первый и роль Казанской иконы Божией Матери в победе под Полтавой

В истории государства Российского есть немало примеров чудесной помощи Божией Матери, полученной по молитвам перед Её Казанской иконой. Этот чудотворный образ сыграл особую роль и в Полтавской битве в июле 1709 года.