11 июля. Память преподобных Сергия и Германа Валаамских, чудотворцев

5164
Фото

Седмица 3-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Перенесение мощей мучеников бессребреников и чудотворцев Кира и Иоанна (412). Преподобных Сергия и Германа Валаамских, чудотворцев (ок. 1353).

Преподобного Ксенофонта Робейского (1262). Преподобного Павла врача.

Священномученика Василия Ситникова диакона (1918); преподобномученицы Севастианы Агеевой-Зуевой (1938); священномученика Григория Самарина диакона (1940).

Иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица» (VIII).

Празднество в Вологде всем преподобным отцам Вологодским (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице). Собор Новгородских святых (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице). Собор Белорусских святых (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице). Собор Псковских святых (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице). Собор святых Санкт-Петербургской митрополии (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице). Собор святых Удмуртской земли (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице).

Бессребреники и чудотворцы Кир и Иоанн

Святые бессребреники Кир и Иоанн упоминаются в молитвах Таинства Елеосвящения. Святой Кир происходил из города Александрии, где имел врачебную практику. Он был христианином и лечил безвозмездно и телесные, и душевные недуги. Проповедуя евангельское учение, святой врач многих язычников обращал к истинной вере. Между тем началось гонение императора Диоклетиана (284—305). Узнав о том, что врач отвращает жителей от почитания языческих богов, правитель города приказал схватить его. Тогда святой Кир удалился в Аравийскую пустыню и принял монашество. Там к нему присоединился святой Иоанн, бывший воин. Праведники стали исцелять людей, но уже не лекарствами, а молитвой и проповедью. Также они заповедовали верующим не бояться страданий за Христа, за что были схвачены, подвергнуты пыткам и казнены.

Преподобные Сергий и Герман Валаамские

Основатели Спасо-Преображенского монастыря на острове Валаам, посреди Ладожского озера, были греческими монахами, пришедшими во владения Великого Новгорода еще в X веке, во времена Крещения Руси. О жизни святых известно мало, но лучшее свидетельство их подвига — устроенная ими знаменитая обитель, которой суждено было стать оплотом христианского просвещения на севере Руси, пережить множество бед и разорений, гибель братии, принявшей мученическую кончину при вторжении шведов, поругание в богоборческую эпоху и, наконец, восстановление во всем своем величии. Валаамский монастырский устав считался образцовым: монахам полагалось жить «по закону преподобных Валаамских первоначальников Сергия и Германа — общежительством… в согласии всей братии и слугам вкупе, единомысленно и меж себя в послушании».

Священное Писание

В наши дни говоря о религии люди обычно подчёркивают, что она является делом личным и глубоко интимным, почему и говорить о ней можно только хорошо зная собеседника. Нередко люди стараются не показывать своих религиозных взглядов, либо не желая никому их навязывать, либо опасаясь, что над ними посмеются. Но должен ли христианин стесняться своей веры? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из десятой главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня в храмах во время богослужения.

Глава 10.

23 Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий.

24 Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего:

25 довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его?

26 Итак не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано.

27 Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях.

28 И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.

29 Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего;

30 у вас же и волосы на голове все сочтены;

31 не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц.

Многие из нас застали времена, в которые говорить о своей вере было не просто стыдно, но и опасно. Один близкий друг рассказывал мне про своего отца, который в конце восьмидесятых, как он выразился, осмелел и стал креститься на храм, не боясь, что его уволят с работы, сегодня в это трудно поверить, хотя и было это совсем недавно. Тем более трудно поверить, что были времена, когда за веру человек мог умереть.

Кажется, что всё это прошло и общество стало лучше и терпимее. Однако обольщаться не стоит, уже не раз история подтверждала страшную истину о том, что цивилизованность — это тонкая плёнка на поверхности бескрайнего моря варварства и жестокости. Обстоятельства меняются быстро и те, кто ещё вчера были культурными и терпимыми, борясь за выживание, могут стать очень жестокими. Впрочем, внимательные люди знают, что изменения только кажутся быстрыми и неожиданными. Ведь, несмотря на отсутствие видимых гонений, в нравственном отношении нередки ситуации, в которых человек становится буквально изгоем, когда проявляет христианскую позицию. Например, он остаётся честным, когда от него требуется обман, или целомудренным, когда среда, в которой он работает, развращена. И этом при том, что гонители формально могут быть единоверцами с теми, на кого они нападают.

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышим, как Христос посылает учеников на проповедь. Речь идёт о краткой проповеди в окрестных селениях, почему Господь и успокаивает их тем, что придёт раньше, чем они обойдут все окрестные города. Апостолы идут к своим согражданам и единоверцам, но опасаются быть отвергнутыми. Спаситель же, зная об этом, учит их не бояться. Он лучше кого бы то ни было знал человеческие сердца и знал, как проповедовать, но даже в Его случае были те, кто Ему не верил и обвинял в связях с лукавым. И если так поступали с Самим Христом, нам, Его ученикам, не стоит бояться. Ученик не больше Учителя, а слуга не больше Господина и поэтому вслед за Спасителем будем проповедовать свою веру. Не все смогут сделать это словом, но все без исключения призваны проповедовать делом. Будем проповедовать, соблюдая заповеди и доверяя Отцу Небесному, в руки Которого мы предаём себя, когда встаём на путь веры.

священник Стефан Домусчи // радио «Вера — Казань» (95,5FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Любовь — это Божий дар, и на этот дар мы отвечаем, и отвечаем в первую очередь некими волевыми установками. Поэтому любовь — это одновременно и направление человеческой воли к добру. Приведу простой пример. Вы плохо думаете о человеке, он вам не нравится — внешне или внутренне; существует масса факторов, которые одного человека часто отталкивают от другого. Можно поддаться этому чувству и жить с ним, а можно постараться это чувство преодолеть. И ведь есть способ преодоления — это начать думать о человеке хорошо. А есть еще одно совершенно поразительное средство — сделать этому человеку добро. Те, кому мы делаем добро, навсегда остаются в нашем сердце, и отношение к ним меняется.

Явление старца после кончины своему ученику

Ученик духовника Валаамского монастыря иеросхимонаха Евфимия, монах Иларион, отправляясь с Валаама Николо-Бабаевский монастырь и прощаясь со старцем, просил его: «Батюшка, ты скоро кончишь свою жизнь, молю тебя, если обрящешь благодать у Господа, явися мне очевидно». Старец задумался и, помолчав, ответил: «Это — выше мер моих». Ученик продолжал умолять его: «Мне известна вся твоя жизнь, и если твоё спасение будет сокровенно и неизвестно, то нам как можно и надеяться спастись? Если же ты обрящешь благодать у Бога, то тебе будет это возможно». Старец отвечал: «Буди воля Господня!» И они расстались. В день преставления отца Евфимия отец Иларион, в глубокой скорби от многообразных искушений, сидел в часовне Николо-Бабаевского монастыря. Во время вечерни двери часовни сами отворились, и ему явился отец Евфимий, посмотрел на него и заплакал, сочувствуя тяжкой участи своего ученика. Отец Иларион рассказал об утешительном явлении ему отца Евфимия через 30 лет, за месяц до своей кончины.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Где же проходит грань между естественной заботой о плоти и греховной похотью плоти? — Все зависит от того, где находится наш ум, где обретается наша самая большая ценность, потому что где сокровище наше, там и сердце наше (Лк. 12, 34). И если сокровище наше заключается в плоти, то мы и служим ей, находясь в пагубном состоянии похоти. А если забота о материальной стороне жизни составляет неотъемлемую, важную, но не господствующую ее часть, если нашими поступками управляет дух, если главным, доминирующим делом нашей жизни является забота о духе, то тогда между духовным и физическим началами человека устанавливается гармоничная связь. Гармония между духом и телом предполагает господство духа над телом. Собственно говоря, вся христианская аскеза и направлена на то, чтобы помочь человеку таким образом развить свои силы, воспитать свое тело, чтобы оно никогда не господствовало над духом.

Как понимать, что Христос и Бог, и Человек?

Божественная и человеческая природы соединены в Лице Господа Иисуса Христа неслитно, неизменно, нераздельно и неразлучно.

Неслитно (не смешавшись и не образовав чего-то третьего, полубога-получеловека), неизменно (без изменения природ Бога и человека), нераздельно (божественная и человеческая природы соединились в одной Личности Бога Сына), неразлучно (навечно).

У Христа две воли: божественная и человеческая. Свою человеческую волю Господь всецело подчинил воле Божественной.

Молитвословия

Тропарь преподобных Сергия и Германа Валаамских

глас 1

От мирския молвы бегающе, безмолвия и благочестия рачители,/ в тихое пристанище Валаама от востока приидосте,/и в нем Евангельски Христу добродетельми последовавше, на верх совершенства востеклй есте:/и ныне в торжестве премирном Богозрением наслаждающиеся,/ всеблаженнии отцы Сергие и Германе, Человеколюбца Бога молите,/ еже спасти всех нас, благочестно вас почитающих.

Тропарь преподобных Сергия и Германа Валаамских

глас 4

Евангелия Христова истиннии послушницы/ явистеся, преподобнии,/ мир и вся, яже в нем, яко не сущая,/ преобидевше любве ради Христовы,/ и в морский остров вселистеся,/ и трудолюбно в нем противу козней невидимых врагов подвизастеся,/ постом, бдением же и всенощным стоянием/ плоти своя духу мудре повинули есте./ Сего ради от Вседержительныя десницы достойныя венцы прияли есте,/ и ныне Пресвятей Троице предстояще, молитеся,/ всеблаженнии отцы Сергие и Германе,/ сохранитися в мире отечеству нашему// и спастися душам нашим.

Кондак преподобных Сергия и Германа Валаамских

глас 4

От мирскаго жития изшедше,/ отвержением мира Христу последовасте,/ и достигосте великаго Нева езера,/ и, в нем на острове Валааме всельшеся,/ равноангельное житие пожили есте,/ отонудуже веселящеся прешли есте к Небесным чертогом./ И ныне со Ангелы Владычню Престолу предстояще,/ поминайте нас, чад своих,/ яже собрали есте, богомудрии,/ да радостно от души вопием:// радуйтеся, Сергие и Германе, отцы преблаженнии.

Молитва преподобным Сергию и Герману Валаамским

О преподобнии, богоноснии, всеблаженнии отцы наши, Сергие и Германе, зрителие Славы Божия в Небесном Царствии, не презрите нас грешных в нуждах и скорбех наших, но ускорите в помощь к вам прибегающым: приимите воздыхание и слезы, и вонмите смиренному молению нашему. Предстояще убо Небесному Царю, о всеблаженнии! Молите благость Его, еже ущедрити место селения вашего и всякому граду и стране ниспосылати обилие благ земных. Страждущую страну Российскую от лютых безбожник и власти их Господь да свободит, и да возставит престол православных правителей; верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш. Молите Его, еже нас всех в вере и добродетелех утвердити, избавляя присно от вожделений греховных, и от нападения видимых и невидимых врагов: обидимыя защитити, болящыя уврачевати, от томительства злых духов свободити, на мори плавающих спасати, путешествующым спутешествовати, и всякому верному в нуждах способствовати; яко Того вси есмы творение и Того есть Царство, и Сила и Слава во веки веков. Аминь.

Тропарь бессребреников мучеников Кира и Иоанна

глас 5

Чудеса святых Твоих мученик/ стену необориму нам даровавый, Христе Боже,/ тех молитвами советы языков разори,/ Церковь Святую укрепи,// яко Един Благ и Человеколюбец.

Кондак бессребреников мучеников Кира и Иоанна

глас 3

От Божественныя благодати дар чудес приемши, святии,/ чудодействуете непрестанно,/ вся наша страсти рукодейством секуще невидимым,/ Кире богомудре со Иоанном славным:// вы бо Божественнии врачеве есте. Февраль

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Православный календарь от 23 августа 2016 года Православный календарь от 23 августа 2016 года

Выпуск программы «Православный календарь» от телекомпании «Альметьевск ТВ» от 23 августа 2016 года