17 мая. Память мученицы Пелагии, девы Тарсийской

4626
Фото

Седмица 2-я по Пасхе

В этот день совершается память:

Мученицы Пелагии, девы Тарсийской (ок. 290).

Преподобных Никиты, Кирилла, Никифора, Климента и Исаакия, братьев Алфановых (Сокольницких) в Новгороде (XIV—XV). Священномученика Еразма, епископа Формийского (303). Священномученика Альвиана, епископа Анейского, и учеников его (304). Священномученика Сильвана, епископа Газского, и с ним 40 мучеников (311).

Священномученика Иоанна Васильева пресвитера (1942); священномученика Николая Тохтуева диакона (1943).

Старорусской иконы Божией Матери (1570).

Мученица Пелагия Тарсийская

Святая Пелагия родилась в III веке в городе Тарсе Киликийской области Малой Азии в семье знатных язычников. Уверовав во Христа, она пожелала хранить целомудрие, посвятив жизнь служению Господу. Наследник императора Диоклетиана пленился красотой девицы Пелагии и пожелал на ней жениться. Но святая дева не изменила своего намерения и вскоре приняла святое Крещение. Когда об этом узнала мать мученицы, она сообщила наследнику, что его возлюбленная стала христианкой. Юноша понял, что святая Пелагия для него потеряна, и, не желая предавать её на мучения, пронзил себя мечом. Тогда мать святой, испугавшись гнева императора, связала дочь и предала её на суд. Диоклетиан приговорил мученицу к сожжению в раскалённом медном воле. Святая Пелагия сама вошла в печь и предала душу Небесному Жениху.

Священное Писание

Голос. Лицо. Речь. Как, никаких аналогий не возникает? Что там у нас сегодня с искусственным интеллектом и системами идентификации личности?..

Вы не поверите, но в сегодняшнем Евангелии, которое читается за богослужением в православных храмах — а это 5-я и 6-я главы Евангелия от Иоанна, — речь идет именно о голосе, лице и речи — и все эти три понятия имеют критически важное значение.

Глава 5.

30Я ничего не могу творить Сам от Себя. || Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца.

31Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно.

32Есть другой, свидетельствующий о Мне; и Я знаю, что истинно то свидетельство, которым он свидетельствует о Мне.

33Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине.

34Впрочем Я не от человека принимаю свидетельство, но говорю это для того, чтобы вы спаслись.

35Он был светильник, горящий и светящий; а вы хотели малое время порадоваться при свете его.

36Я же имею свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня.

37И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели;

38и не имеете слова Его пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал.

39Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.

40Но вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь.

41Не принимаю славы от человеков,

42но знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу.

43Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете.

44Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?

45Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете.

46Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне.

47Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?

Глава 6.

01После сего пошел Иисус на ту сторону моря Галилейского, вокрестности Тивериады.

02За Ним последовало множество народа, потому что видели чудеса, которые Он творил над больными.

Итак, как мы сейчас услышали, главный укор Христа, адресованный иудеям, более чем серьёзен. Спаситель утверждает, что иудеи, заявлявшие себя как целый народ, особо избранный Богом и находившийся в узаконенных Заветом отношениях с Творцом, этого Самого Бога-то и вообще не знали! Ни голоса Его не слышали, ни лица Его не видели, ни Слова Его не поняли и не приняли. Вообще-то заявление более чем смелое. Как вообще могло такое произойти? И на что опирается Иисус в таком категоричном утверждении?

Мы не просто-то так начали программу с риторического вопроса о современных системах идентификации личности. Ведь и задолго до появления искусственного интеллекта наш, естественный интеллект, постоянно занимался решением вопроса «свой» — «чужой», «знакомый» — «неизвестный» и так далее. Именно убеждённость в том, что наш собеседник достаточно нам известен, заслуживает доверия и имеет хорошую репутацию, помогала нам принять то или иное решение — а стоит ли рисковать, вступая в более тесные деловые отношения именно с этим человеком?

То, что говорит Иисус, — свидетельство о недостоверности «распознавания» иудеями той духовной реальности, которую они и называли своим Богом — и которую Сам Иисус определил иначе — как «врага рода человеческого». Спаситель говорит иудеям: вы — обознались, приняли за Бога-Отца, Творца Неба и Земли его злейшего врага — сатану — искусно научившегося «подделываться» под благо и истину — так же, как в известной сказке волк прикидывался матерью козлят, лишь бы только они отворили дверь своей хижинки. Враг вошёл к вам — и вы стали его заложниками и слугами. И он постепенно убедил вас в своей системе ценностей, пропитавшись которой вы оказались совершенно глухи к пришествию Сына Истинного Бога — иначе невозможно объяснить ваше агрессивное, внутреннее неприятие всего, что связано со Мной — говорит Иисус.

Диагноз, который ставит иудеям Спаситель, суров: вы не имеете в себе любви к Богу! Что это значит? То, что Он для вас стал чужим, неродным, неблизким, неприемлемым — и именно поэтому всё то, что исходит от Его Сына, так неприятно вам режет слух и глаза.

Но как же нам, современным христианам, научиться распознавать истинный голос Божий от подделок, которыми нас пытается сбить с толка враг? И здесь у нас есть несколько важных критериев.

Первый из них упоминает Сам Христос Спаситель — это Божественное Откровение, зафиксированное в книгах Священного Писания. Если что-то явным образом вступает в противоречие с написанным — то это явно не от Бога.

Второй критерий — созвучно ли то, что мы слышим, тому евангельскому образу Христа, который мы снова и снова воссоздаём при чтении Нового Завета?

И, наконец, третий критерий — тоже упомянутый в сегодняшнем чтении — куда ведёт слышимое нами: к самовосхвалению, самоудовлетворению — или же устремляет нашу мысль и сердце за пределы того, что может вернуться к нам самим тем или иным образом?

Я думаю, если мы чаще будем прилагать эти три простые критерия ко всему, что может быть воспринято как некое свидетельство или знак свыше, «ложных распознаваний» в нашей жизни будет гораздо меньше!..

Протоиерей Павел Великанов // радио «Вера — Казань» (95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Чтобы получать помощь от Бога, нужно войти в Божий мир и не препятствовать Ему распространять на нас Свою благодать и Свою любовь. А для этого нужно знать, что’ есть Божий мир, по каким правилам Бог предложил жить человеку. Нужно знать Божественные заповеди, слова Господа и стремиться выполнять их в своей жизни. Только тогда человек, слушающий Бога, становится частью Божиего мира и на него обильно изливается Божественная сила. И не только человеческие страсти, не только диавольские искушения, но и любые средостения разрушаются на пути человека, который обладает огромной внутренней силой. Такими были святые Божии угодники, явившие нам пример того, что есть жизнь в Боге.

О Цветной Триоди

Периодом пения Цветной Триоди называется время от первого дня Пасхи до Недели Всех святых, следующей за днём Пятидесятницы. Само название «Цветная Триодь» — русское; его не знает греческая богослужебная традиция. У греков аналогичная богослужебная книга называется Пентикостарием, так как главное содержание её составляют службы Пятидесятницы, то есть период от Святой Пасхи до дня Всех святых. В русской традиции название «Цветная Триодь» исторически связано с Неделей цветоносной, или Неделей ваий. Так как Великий пост заканчивается в пятницу шестой недели (когда поётся «Спасительную совершивше Четыредесятницу…»), то на этом в России до середины XVII века заканчивалась и Постная Триодь, так что следующие дни — Лазарева суббота, Вербное воскресенье (Неделя ваий) и Страстная седмица — входили уже в Цветную Триодь. Во время богослужебной реформы при Патриархе Никоне объём Цветной Триоди был приведён в согласие с греческим Пентикостарием. Название «Триодь» дано Цветной Триоди по аналогии с Постной.

Свойство Божие — неизменяемость

Неизменяемость Божья есть такое Божественное свойство, согласно которому Бог всегда пребывает тем же, всегда тождественен Самому Себе, ни Сам Он не принимает ни малейших перемен, и никто и ничто не в состоянии Его изменить. Допустить хотя бы малейшую изменяемость в Боге — значит допустить, что Он не всесовершенен, так как любое изменение приводило бы либо к увеличению, либо к уменьшению степени совершенства. Неизменяемость Божия — безусловна.

Молитвословия

Тропарь мученицы Пелагии

глас 4

Агница Твоя, Иисусе, Пелагия/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю,/ и, Тебе ищущи, страдальчествую,/ и сраспинаюся, и спогребаюся Крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради,/ яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя,/ да и живу с Тобою,/ но яко жертву непорочную приими мя, с любовию пожершуюся Тебе./ Той молитвами,/ яко Милостив, спаси души наша.

Кондак мученицы Пелагии

глас 3

Временная презревши/ и Небесных благ причастница бывши,/ венец страдания ради приимши,/ Пелагие всечестная,/ яко дар принесла еси кровныя потоки Владыце Христу./ Моли от бед избавити нас,/ твою память почитающих.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Мученица Пелагия, дева Тарсийская (ок. 290 г.)
Жития святых 20 октября 2016
Мученица Пелагия, дева Тарсийская (ок. 290 г.)

Святая Пелагея (Пелагия) родилась в Тарсе (в Малой Азии) от знатных родителей — язычников. Отличалась она необыкновенной красотой и блестящим образованием.