15 мая. Память святителя Афанасия Великого, архиепископа Александрийского

4401
Фото

Седмица 2-я по Пасхе

В этот день совершается память:

Святителя Афанасия Великого, архиепископа Александрийского (373). Перенесение мощей благоверных князей Российских Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида (1072 и 1115).

Перенесение мощей мученика Авраамия Болгарского (1230) (переходящее празднование в Неделю 4-ю по Пасхе). Праведной Тавифы (I) (переходящее празднование в Неделю 4-ю по Пасхе).

Святителя Афанасия, патриарха Цареградского, Лубенского, чудотворца (1654). Обретение мощей преподобного Афанасия Сяндемского. Мучеников Еспера и Зои и чад их Кириака и Феодула (II). Благоверного и равноапостольного царя Бориса, во Святом Крещении Михаила (907), принявшего Крещение со своим народом в IX веке (Болг.).

Путивльской иконы Божией Матери (1635).

Мученик Авраамий Болгарский

Святой мученик Авраамий Болгарский родился в Камской Болгарии и был воспитан в магометанской вере, которую исповедовали его соотечественники. Известно, что он занимался торговлей, был пристрастен к суетным мирским благам и чувственным удовольствиям, но в то же время оказывал гостеприимство странникам и нищим. По благодати Божией Авраамий убедился в лживости магометанства и в истинности христианской веры, став достойным христианином. Исповедуя веру Христову, святой Авраамий пребыл непоколебим в правилах учения Спасителя, за что и был умучан своими соотечественниками в 1229 году. Мощи святого Авраамия в 1230 году были перенесены во Владимир, где и поныне покоятся в Успенском кафедральном соборе. В утешение жителям Казанского края остался перст святого, хранящийся в Авраамиевском храме города Болгар.

Святитель Афанасий Великий

Ни один из пастырей Церкви не имел столько влияния на события IV века, как святитель Афанасий, твердый и пламенный защитник Православия от арианства. В юности он изучил множество наук, но при этом образование ума у него соединялось с образованием сердца: он любил подвижников пустыни и отыскивал случаи знакомиться с ними. Так он не раз посещал преподобного Антония Великого и многому у него научился. Борьбе с арианством святитель посвятил 48 лет. Арий, основоположник ереси, утверждал, что Христос сотворен Богом, и тем самым сводил на «нет» весь смысл спасения человека от вечной смерти. Последствия ереси были разрушительны, но уловить богословскую разницу было нелегко. Поэтому в ответ на труды Афанасий встречал и непонимание, и клевету. Но, «претерпев до конца», он сохранил чистоту веры и был наречен Великим.

Перенесение мощей благоверных князей Бориса и Глеба

Мощи святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба переносились дважды. 15 мая 1072 года — в новый каменный храм, построенный князем Изяславом Ярославичем. «И взяли прежде князья на рамена тело святого Бориса в деревянной раке и понесли, в предшествии священнослужителей. И поставили раку в церкви. Затем взяли каменную раку с телом святого Глеба, пос тавили на сани и, взявшись за верёвки, повезли их. И когда были уже в дверях, остановилась рака и не двинулась вперёд. Тогда повелели народу восклицать: “Господи помилуй!” И тотчас сдвинули раку. Митрополит Григорий взял руку святого Глеба и благословил ею князей». Второй раз мощи переносили в 1115 году, также 15 мая, в новый храм, построенный князем Олегом Святославовичем. И также рака святого Глеба остановилась и сдвинулась только после общей молитвы.

Благоверный и равноапостольный царь Борис

Принятие христианства в Болгарии произошло в правление святого князя Бориса (852—889). Внешним толчком послужили военные неудачи Болгарии, а также влияние сестры князя, воспитанной в Византии в Православии. Первоначально святой Борис и поддерживавшие его представители знати склонялись к принятию христианства от Западной Церкви. Но в 864 году под военным нажимом Византии князь Борис был вынужден заключить с ней мир, обязавшись, в частности, принять христианство из Константинополя. Болгарские послы, прибывшие в Царьград для заключения мирного договора, были крещены и вернулись в сопровождении епископа, множества священников и монахов. В 865 году князь Борис крестился, приняв христианское имя Михаил, в честь византийского императора Михаила III, а затем привёл к истинной вере свой народ.

Священное Писание

Вот и начался вовсю дачный сезон — и дорогие огородники хорошо знают, насколько много сил приходится уделять прополке грядок. Что делать — а выхода нет: стоит пропустить пару недель — и всё, никакого урожая мы не увидим, сорняки всё заполонят собой. Поэтому и необходимо регулярно прореживать, продёргивать посадки — вот тогда будет что собирать с грядок осенью!

Вы удивитесь, но наша работа на грядках и отрывок из 5-й главы Евангелия от Иоанна, который сегодня читается в православных храмах за богослужением, имеют самую прямую связь друг с другом! 

Глава 5.

17Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю.

18И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу.

19На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также.

20Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь.

21Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет.

22Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну,

23дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его.

24Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.

Слова Христа о том, что Его Небесный Отец «делает» и по субботам — в том смысле, что ни на мгновение не прекращает Своего попечения о бытии — были призваны заставить иудеев задуматься о смысле субботы как таковой. Ведь заповедь о почитании субботы и была дана ради того, чтобы именно в этот день «упраздниться», удалиться от будничных забот и хлопот и дать простор присутствию Бога в жизни людей. Это не «магическая» остановка всех дел и обязанностей, а именно «прореживание», «прополка» жизни от того, что само по себе легко может настолько заполонить всё пространство бытия, что там ничего другого уже не останется.

Поясню на примере игромании. Казалось бы, ну что плохого в том, что ребёнок часами и днями «зависает» в играх? Вроде бы ничего дурного не делает, по улицам не шатается, недозволенного не употребляет. Но стоит внимательнее присмотреться, чем на самом деле он живёт, — и очень быстро вы с ужасом обнаружите, что в его жизни открылась чёрная дыра игровой зависимости, которая без разбора втягивает в себя абсолютно всё! Словно сверхживучий и ползучий пырей, эта зависимость проникает повсюду, выпивая соки из учёбы — теперь заброшенной, из дружеских отношений — отодвинутых в сторону, из хобби и увлечений — ставших малоинтересными. Если ничего не предпринимать, то эта страсть к быстрому и лёгкому «расчёсыванию» сверхинтенсивных эмоций приведёт к тому, что одержимый игрой перестанет следить за собой, своим питанием, и быстро скатится до уровня бомжа — если только окажется один.

Человек, который имеет навык «субботствования» — то есть полного отказа на определённый период от всего, что имеет потенциальную опасность стать «жизненным сорняком», будет держать под контролем все области жизни — и никакая зависимость туда уже проникнуть не сможет.

Так что, дорогие друзья, когда мы будем пропалывать свои грядки на даче, хорошо бы подумать и о том, какие сорняки в жизни у нас могут остаться без попечения, — и специально выделить время для того, чтобы именно в этом навести полный порядок!

Протоиерей Павел Великанов // радио «Вера — Казань» (95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Добрые дела, к которым Господь нас призывает, — это и есть поклонение в духе. Давайте зададим самим себе простой вопрос: а как я поклоняюсь Богу? И тогда сразу отойдут на второй план такие понятия, как количество совершаемых молитв, количество посещаемых богослужений. Это не значит, что первое и второе незначительны для дела человеческого спасения. Но это значит, что без духа и истины все это превращается в пустословие и некое обрядоверие. Как мы поклоняемся Богу? Насколько мы живем Божественной истиной? Насколько мы готовы эту истину защищать? Насколько мы готовы в соответствии с этой истиной творить добрые дела, чтобы в истине и в духе поклоняться Богу? Это очень критические вопросы, которые каждый пред собой должен поставить, потому что эти же вопросы и Бог поставит перед нами на Страшном суде.

Догмат о Святой Троицы

Христиане древней Церкви исповедовали веру в Святую Троицу в формуле Крещения: «Шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28:19), в Символе веры, в богослужебных песнопениях. Подробное рассмотрение свойств и взаимных отношений Божественных Лиц относится уже к эпохе апологетов (II—III века), а разработка догмата о Святой Троице — к IV веку. Особенно значим вклад в изложение учения о Святой Троице святителя Афанасия Великого (†375). По слову александрийского святителя, догмат о Святой Троице как тайну, преданную вере, «прилично постигать не человеческою мудростию, но слухом веры»; более того, «Церковь основана на вере в Святую Троицу; отпавший от этой веры не может быть и даже именоваться христианином». Хранимое в Церкви Откровение о Триипостасном Божестве ясно изложено в Никео-Цареградском Символе веры, ежедневно читаемом христианами. Более подробно это учение изложено в «Исповедании веры», которое епископ торжественно произносит во время хиротонии.

Свойство Божье — простота

Божественная простота усматривается в том, что Бог не состоит из элементов и вообще не имеет никакой сложности Сам в Себе, имеет единое простое действие. По Своему существу Он превыше не только какой-либо множественности, но даже и единичности. В данном случае понятие простота не следует путать с понятием примитивности, равно как и понятие сложность (противопоставляемое простоте) с трудностью. Главным образом, это свойство осмысливается в апофатическом ключе. Учение о простоте Божьей не противоречит тому, что мы различаем в Боге сущность, Лица (Ипостаси), энергии.

Новозаветный нравственный закон

Придя в мир, Сын Божий преподал людям множество вероучительных и нравоучительных истин, правил поведения, требований и норм нравственного закона. При этом Он не отверг содержания нравоучения, преподанного людям во времена Ветхого Завета. Можно сказать, что Он раскрыл, дал углубленное толкование ветхозаветного нравственного закона, применительно к тому положению вещей, которое сложилось с совершением Им (через Него) Искупления, Спасения человека.

С совершением Искупления, Спасения человека, Господь Иисус Христос создал Церковь Свою, наделив Её необходимыми благодатными спасительными средствами, посредством которых человек имеет возможность возрастать возрастом духовным, достигать нравственного совершенства. В силу этого обстоятельства ему были преподаны и более возвышенные истины, как вероучительного, так и нравственного характера. Вместе с тем ему были преподаны и такие нравственные требования, налагать которые на Ветхозаветный Израиль было и преждевременно, и неуместно.

Многие требования новозаветного нравственного закона направлены не только на внешнее исполнение нравственных норм (что было, во многом, характерно для ветхозаветного закона), но и на внутреннее преображение человека. Особое место в христианском нравоучении уделяется добродетелям и в первую очередь подлинной христианской любви. На основе любви человек призван формировать отношения с Богом и ближними. На основе любви призван он исполнять послушание Богу, соблюдать заповеди.

Молитвословия

Тропарь святителя Афанасия Великого

глас 3

Столп был еси православия,/ Божественными догматы подтверждая Церковь,/ священноначальниче Афанасие:/ Отцу бо Сына Единосущна проповедав,/ посрамил еси Ария./ Отче преподобне,/ Христа Бога моли// даровати нам велию милость.

Кондак святителя Афанасия Великого

глас 2

Православия насадив учения,/ злославия терния изсекл еси,/ умножив семя веры одождением Духа, преподобне,// темже тя поем, Афанасие.

Молитва святителю Афанасию Великому

О всехвальный и преславный святителю Афанасие Великий, за веру Православную ты был еси в долзех трудех, мнозех подвизех, в пятикратных изгнаниих и бегствех, претерпел еси многи клеветы и оболгания, многажды за ню хотеша врази твои убити тя, и токмо Сам Бог чудесно сохрани тя от смерти. И все сие ты претерпел еси от нечестивых еретиков — ариан, с ними же и боролся еси, и ихже, в пучине словес погрузив, терпением твоим препобедил еси, и, зловерие их от Церкве отгнав и православное учение насадив, умножил еси семя веры Христовой. Воистинну ты еси храбрый воин Христов, яко воин бо, до конца дний твоих славно боролся еси за правую веру со еретики. Воистинну ты еси столп веры Православныя, ибо никакоже поколебася вера твоя Православная от сих гонений еретических, но паче утвердися и укрепися, и не токмо у тя и у паствы твоей, но и во всей Церкви Христовей. К тебе молимся, угодниче Божий, испроси у Христа Бога нашего и нам имети веру непоколебиму и не уклонитися от праваго пути ея, но до конца дний своих пребыти на нем, не боящеся ни лести, ни прещения, ни даже гонения, и унаследовати Царство Небесное во славе Бога Отца и Сына и Святаго Духа, идеже ты и вси святии пребывают. Аминь.

Тропарь святителя Афанасия, патриарха Константинопольского, Лубенского чудотворца

глас 8

Премудростию учений твоих царствующий град просветив,/ тьму неведения еретического разгнал еси, преблаженне;/ твое благословение земли Российстей принесл еси,/ отче наш, святителю Афанасие,/ идеже скончав течение твое,/ на крилех чистоты возлетел еси в Небесное Царство./ Моли Христа Бога непрестанно о душах наших.

Кондак святителя Афанасия, патриарха Константинопольского, Лубенского чудотворца

глас 8

О всесвятейший пастырю и учителю вселенныя,/ преблаженне отче наш святителю Афанасие!/ К раце мощей твоих припадающе, усердно молим тя:/ приими от убогих душ наших любовию приносимая тебе моления/ и, яко имея дерзновение у Престола Владычня,/ испроси молитвами твоими чтущим тя/ со Ангелы и всеми святыми/ непрестанно Пресвятей Троице воспевати: аллилуйя.

Молитва святителю Афанасию, патриарху Константинопольскому

О святителю Христов, угодниче Божий Афанасие! Велением Божиим жребий служения святительскаго восприим и крест Христов на рамена своя возложив, был еси пастырь добрый, светильник вcесветлый, столп непоколебимый, Церкве служитель верный, иерархов начальник, Православия защитник, нечестия искоренитель, сего ради и водворился еси в дому Господа твоего. Тебе убо просим: молися о нас, с верою и любовию притекающих к честным и многоцелебным мощем твоим, не отрини просящих у тебе помощи в скорбех и болезнех. Молитвою твоею предстани ко Всевышнему Владыце, исходатайствуй яже на пользу душ и телес наших и отверзи нам двери милосердия Божия. Ходатайством твоим сохрани Церковь Святую тверду и непоколебиму от навет вражиих. Моли Господа и Владыку, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте. Соблюди храм сей, в немже вселился еси, от всяких бед и напастей и от всех враг видимых и невидимых, и, якоже в жизни критския люди от неправеднаго агарянскаго убиения избавил еси, тако и ныне на Небесех непрестанно молися ко Господу избавитися нам от всякаго злаго обстояния. Подаждь руку помощи и всем православным христианом, притекающим к честным и нетленным мощем твоим и в молитвах своих тя призывающим. Ускори на молитву и потщися на помощь, имиже веси судьбами, да вси, безприкладное Божие милосердие видяще и чаемую помощь прлучивше, славят подавшаго тебе силу и славу Отца и Сына и Святаго Духа, во Единем Существе славимаго Бога, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь благоверного и равноапостольного царя Бориса, во святом Крещении Михаила

глас 6

Исполнен страха Божия/ и Крещением святым просвещен,/ был еси жилище Святаго Духа,/ благоверный царю Борисе./ Утвердив же веру Православную на земли Болгарстей/ и жезл царствия оставив,/ вселился еси в пустыню,/ процвел еси в подвизех/ и обрел еси благодать пред Господем./ Ныне же предстоя Престолу Всевышняго,/ моли даровати нам, молящимся тебе,/ спасение душ наших.

Кондак благоверного и равноапостольного царя Бориса, во святом Крещении Михаила

глас 8

Взбранный воеводо Бога Вышняго,/ силою Креста победивый востание тьмы/ и насадивый благочестие на земли твоей,/ имеяй же дерзновение ко Господу,/ сохраняй молитвами твоими достояние твое, да зовем ти:/ радуйся, равноапостольне царю Борисе,/ крестителю земли Болгарския.

Молитва святому благоверному царю Борису

О великий угодниче Христов, благоверный царю Борисе, болгарскаго рода крестителю и всех нас пред Богом предстателю. Иже, нечестие отринув языческое и, во Единаго Истиннаго Бога веровав, Божественное Крещение восприял еси и светом благочестия просветил еси всю землю болгарскую; по сих же тленный венец земнаго царства оставив, безмолвное житие возлюбил еси и подъял еси труды великия, во еже подвигом иночества Православие на земли твоей утвердити, бденными молитвами благоутробие Небеснаго Царя преклоняя к новокрещенным людем. К тебе убо ныне, якоже чада ко отцу, усердно прибегаем, грешнии и недостоинии, и в сокрушении сердца умильно глаголем: призри милостивно с Небесных высот на моление наше и твоими к Богу молитвами утверди нас незыблемо в вере Православней. Соблюди отечество твое и люди от всякаго злаго обстояния, прося нам у Господа Бога нашего всех, яже ко временней и вечней жизни, благопотребных благих, яко да благочестно поживше в веце сем, сподобимся и райския жизни насладитися, идеже вкупе с тобою и всеми святыми прославим Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Новости по теме

Митрополит Кирилл возглавил престольный праздник в Борисоглебском храме казанского посёлка Борисоглебское
Митрополит Кирилл возглавил престольный праздник в Борисоглебском храме казанского посёлка Борисоглебское

15 мая, в праздник перенесения мощей святых благоверных князей Российских Бориса и Глеба, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Литургию в Борисоглебском храме посёлка Борисоглебское в городе Казани.

В день памяти святых Бориса и Глеба митрополит Кирилл совершил Литургию в Пещерном храме Казанско-Богородицкого монастыря В день памяти святых Бориса и Глеба митрополит Кирилл совершил Литургию в Пещерном храме Казанско-Богородицкого монастыря

6 августа, в пятницу седмицы 7-й по Пятидесятнице, в день памяти благоверных князей Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида (1015), митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в Пещерном храме Казанско-Богородицкого мужского монастыря.

Кирилло-Мариинский храм при Исправительном центре № 1 отметил престольный праздник Кирилло-Мариинский храм при Исправительном центре № 1 отметил престольный праздник

31 января, в день памяти преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского, Кирилло-Мариинский храм при ФКУ «Исправительный центр № 1 УФСИН России по РТ» отметил престольный праздник.

Престольный праздник в Борисоглебском храме Казани возглавил митрополит Феофан
Престольный праздник в Борисоглебском храме Казани возглавил митрополит Феофан

15 мая, в праздник перенесения мощей благоверных князей Российских Бориса и Глеба, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил Литургию в Борисоглебском храме г. Казани (п. Борисоглебское).